Командировка: ценные советы бухгалтеру

31.07.2013

Ряд вопросов, связанных со служебными командировками работников, на практике толкуются работодателями по-разному. Вполне закономерно, что разъяснения на сей счет пришлось давать Минтруду. Разберемся, что же рекомендуют «главные» эксперты по трудовому законодательству.

Сразу стоит сказать, что на сей раз речь пойдет о разъяснениях, которые Минтруд России привел в письме от 14 февраля 2013 г. № 14-2-291 (далее – письмо). В области «исследования» мини­стерства – оформление необхо­димых документов, связанных со служебными командировками, а также вопросы учета рабочего времени на период отсутствия сотрудника, порядка создания комиссий по расследованию несчастных случаев и др. Будем разбираться последовательно.

А нужно ли командировочное удостоверение?

В письме прежде всего указано на произошедшие изменения в оформлении документов, свя­занных с направлением сотруд­ника в командировку. Вступив­ший в силу с 1 января 2013 года Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтер­ском учете» отменил обязан­ность работодателя использовать в своей деятельности унифици­рованные формы первичной учетной документации. Вполне логично, что и применение уни­фицированной формы команди­ровочного удостоверения с этого года также необязательно.

Между тем остаются обяза­тельными к оформлению фор­мы, относящиеся к первичным учетным документам, которые действуют на основании других федеральных законов. Из чего следует, что вернувшийся из слу­жебной командировки работник обязан приложить к авансовому отчету оригиналы счета за гос­тиничные услуги, билеты и иные документы, подтверждающие расходы, связанные с выполне­нием служебного задания.

Таким образом, отпадает на­добность, как это было ранее, по­лучать подпись должностного лица и печать организации, куда направляется сотрудник, в ко­мандировочном удостоверении.

С другой стороны, привыч­ный «шаблонный» документ с «синей печатью» обосновывал нахождение сотрудника вне мес­та своей работы и являлся свое­образным пропускным докумен­том в организацию, в которую он был командирован. Например, при несчастном случае во время служебной поездки командиро­вочное удостоверение – факт ис­полнения работником своих трудовых обязанностей или на­хождения на территории пред­приятия, имеющего опасные производственные объекты. По­этому теперь в этих целях коман­дированному работнику стоит иметь хотя бы копии служебного задания или приказа на коман­дирование. Для случаев примене­ния привычного командировочного удостоверения (почему бы не пользоваться именно им, но­вый Закон «О бухучете» запре­тов на использование разрабо­танных прежде унифицирован­ных форм не содержит) в письме даны разъяснения относительно однодневных командировок и их документального оформления.

Если работник может вер­нуться из командировки в тот же день, оформление командиро­вочного удостоверения не обяза­тельно.

Чтобы документально под­твердить командировочные рас­ходы (срок пребывания работни­ка в поездке), при исчислении налога на прибыль достаточно приложить проездные докумен­ты и отчет по командировке.

Несчастный случай

В письме затронут вопрос несчас­тных случаев, которые могут произойти во время служебной командировки. Минтрудом даны некоторые пояснения относи­тельно вопроса создания комис­сии по расследованию несчаст­ных случаев. Представлены два варианта состава комиссии, вы­бор зависит от выполнения ряда условий. Комиссия создается:

  • работодателем, под контролем и руководством которого ра­ботником исполнялись трудо­вые обязанности;
  • работодателем с участием представителя сторонней ор­ганизации.

В первом случае работник вы­полняет работы в другой органи­зации. При этом в служебном за­дании не оговорены конкретные параметры предполагаемых ра­бот (срок выполнения, материа­лы, технические характеристи­ки), за формирование и контроль которых отвечает представитель организации, куда командирует­ся этот работник. Формально продолжая трудовые отношения со своим работодателем, коман­дированный сотрудник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты, действующие в той организации, к которой он прикомандирован. Во втором случае работода­тель, направляя своего работни­ка в другую организацию, дает служебное задание, имеющее конкретные характеристики и параметры. Значит, он в боль­шей мере ответствен за испол­нение работником своих трудо­вых обязанностей. Но так как трудовые обязанности работник исполняет в другой компании, комиссия по расследованию не­счастного случая, произошедше­го с командированным, форми­руется с участием представителя этой организации.

Как учитывать рабочее время в командировке

Следующий блок рекомендаций касается учета рабочего времени сотрудника, находящегося в слу­жебной командировке. Как и пре­жде, время, проведенное работ­ником в командировке, обознача­ется буквой «К» или кодом «06». Если время служебной поездки (в том числе время отбытия и при­бытия из нее) приходится на выходной или нерабочий празд­ничный день, в табеле следует указывать буквенное обозначе­ние «РВ» или код «03».

При этом нужно иметь в виду, что количество отработанных часов проставляется в табеле лишь в том случае, когда коман­дировка приходится на выход­ной или нерабочий праздничный день. Эти отработанные часы приводятся в соответствии с дан­ным работнику указанием рабо­тодателя о продолжительности работы. Из этого следует, что ра­ботнику может быть выплачена заработная плата за часы работы (часы, проведенные в служебной командировке) в выходной день в двойном размере согласно ста­тье 153 Трудового кодекса.

В заключение отметим, что в своем письме Минтруд дал цен­ные указания. Он рекомендовал дифференцированно подходить к выплатам, связанным со слу­жебными командировками. По мнению министерства, работо­датель вправе сам определять размеры выплат в соответствии с занимаемой должностью лица, направляемого в служебную ко­мандировку.

Достаточно будет утвердить локальный нормативный акт (правила внутреннего трудового распорядка, коллективный дого­вор, приказ, соглашение), где бу­дут предусмотрены фиксиро­ванные или имеющие парамет­ры командировочные расходы (к примеру, класс комфортности средства передвижения) для оп­ределенных категорий должнос­тей в организации.

М.В. Акиньшин, эксперт по трудовому праву

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (1)

  1. Альбина
    14.05.2014Ответить

    Спасибо за статью. Мне сейчас четверых человек отправлять на курсы, так что пригодится.

    Спасибо за статью. Мне сейчас четверых человек отправлять на курсы, так что пригодится.
    Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0



Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA