ТОП 50 секретов налога на прибыль (часть 2)

22.05.2013

Мы продолжаем публиковать секреты налога на прибыль.

Продолжение. Начало читать здесь

Учесть консультации

В некоторых случаях инспекторы могут заявить, что расходы фирмы не связаны с производством, даже если у компании в порядке «первичка» и есть дополнитель­ные аргументы. Некоторые ревизоры счи­тают, что в траты, уменьшающие прибыль, коммерсанты не могут включать расходы на информационно-консультационные ус­луги, связанные с налогообложением.

Однако инспекторы не правы. Любой до­говор на налоговый обзор, ответ на вопрос, связанный с налогообложением, - это про­изводственные расходы. Опровергнуть этот факт контролеры не смогут и в суде.

Фирме же для выигрыша достаточно иметь стандартный пакет оправдательной доку­ментации. Главное, чтобы из договора было видно, что исполнитель оказывает налого­вое консультирование (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 марта 2008 г. № Ф04-1119/2008 (958-А45-31). Для документального подтверждения произ­водственного характера таких расходов по­мимо договора можно представить доку­менты, подготовленные исполнителем услуг, например, письменные консульта­ции по вопросам налогообложения.

Внимание

Налоговики считают, что если по факту работы с посредником фирма не приняла на работу сотрудников, то такие издержки в состав прочих расходов не включаются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.

Списать через амортизацию

Если фирма арендует имущество и с согла­сия его собственника проводит капиталь­ный ремонт, который является неотдели­мым улучшением, тогда эти затраты компа­ния может списать в налоговом учете через амортизацию. Но сделать это возможно только в случае, если арендодатель не воз­мещает арендатору стоимость неотделимой постройки (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Включить в состав прочих

Затраты на аренду имущества отражают в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности, а в налого­вом – в составе прочих затрат. Обратите вни мание: помимо арендных платежей к таким расходам могут быть отнесены и суммы, уплаченные за коммунальные услуги (пре­доставление света, воды, газа), а также траты на предоставление связи. Для этого в договоре аренды должно быть условие о том, что за эти расходы рассчитывается арендодатель. Затем он перевыставляет счета коммунальных служб арендатору, который потом их оплачивает. Если счета коммунальными службами выставляются напрямую арендатору (то есть минуя соб­ственника), эти затраты в состав прочих не включают.

Услуги на стороне

Фирма может иметь собственную юридиче­скую службу. Однако возможна ситуация, в которой для решения отдельных вопро­сов в штате компании не найдется сотруд­ников, имеющих необходимую юридиче­скую квалификацию. Тогда организация вправе воспользоваться услугами сторон­ней юридической фирмы. Такие расходы будут экономически оправданы и уменьшат налогооблагаемую прибыль, об этом гово­рят чиновники Минфина России в письме от 16 июля 2008 г. № 03-03-06/1/83.

Минфин утверждает

Минфин пояснил, что документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной элек­тронной подписью, может являться подтверждающей расходы бумагой, хоть и цифровой.

Кадровый учет

Затраты, связанные с оплатой услуг кадро­вых агентств, отражают в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности, в налоговом – в соста­ве прочих расходов. Имейте в виду: налого­вики считают, что если по факту работы с таким посредником фирма не приняла на работу сотрудников, то такие издержки в состав прочих расходов не включаются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают. По их мнению, в этой ситуа­ции затраты считаются экономически нео­правданными.

Однако подобных ограничений в Нало­говом кодексе нет. Поэтому компания мо­жет и не следовать рекомендациям ревизо­ров. Однако свою правоту фирме, скорее всего, придется доказывать в суде. Чтобы этого избежать, можете формально при­нять на работу и уволить того или иного со­трудника.

Кроме того, в договор на поиск кадров можно включить дополнительные пункты, где будет сказано, что агентство оказывает еще какие-нибудь сопутствующие услуги, например, дает рекомендации по подбору персонала. Тогда у компании появится до­полнительное основание отразить в налого­вом учете затраты по договору как консуль­тационные расходы.

В результате реорганизации

Является ли слияние кредитора и должника в одном лице, которое произошло в резуль­тате реорганизации, основанием для вклю­чения задолженности в доходы (п. 18 ст. 250 НК РФ)? В такой ситуации, по мнению чиновников, компания обязана учесть кре­диторскую задолженность в доходах (пись­мо Минфина России от 7 октября 2009 г. № 03-03-06/1/655). Финансовое ведомство разъясняет, что при совпадении должника и кредитора в одном лице обязательство по уплате кредиторской задолженности пре­кращается. Поэтому фирма, к которой осуществляется присоединение, учитывает эту задолженность в составе внереализацион­ных доходов. Аналогичные выводы содер­жит письмо УФНС России по г. Москве от 7 апреля 2009 г. № 16-15/033044. А вот мне­ние арбитров. Имеется постановление ФАС Центрального округа от 23 марта 2012 г. по делу № А35-1973/2011, в котором арбитры установили, что в результате реорганиза­ции общества, к которому присоединились организации-кредиторы, произошло совпа­дение должника и кредитора в одном лице. Это является основанием для прекращения обязательства. В такой ситуации нужно руководствоваться Методическими указа­ниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реоргани­зации организаций (утв. приказом Минфи­на России от 20 мая 2003 г. № 44н), где указано, что задолженность должна быть отражена в заключительны х балансах при­соединяющей и присоединяемой органи­заций. Во вступительный баланс общества после его объединения эти суммы вклю­чать не нужно. Следовательно, отсутствует и основание для признания кредиторской задолженности в качестве внереализаци­онного дохода.

О всех пятидесяти секретах налога на прибыль вы можете узнать из статьи «50 секретов налога на прибыль» майского номера журнала «Расчет»

Штрафные санкции как доход

Налоговый кодекс (подп. 4 п. 4 ст. 271) пред­усматривает, что датой получения внереали­зационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договор­ных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) признается дата их признания должником. Позиции финансовых ведомств нет. А судеб­ная практика исходит из того, что момент признания внереализационного дохода на­ступает на дату подписания документа о согласии со штрафными санкциями (реше­ние ВАС РФ от 14 августа 2003 г. № 8551/03, постановление ФАС Северо-Западного окру­га о т 19 ок т ября 20 07 г. по де лу № А 56 -56889/ 2005). Арбитры указывают, что для призна­ния причитающихся сумм санкций внереа­лизационными доходами моментом их полу­чения является дата признания штрафных санкций должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Электронный билет

Контрольный купон электронного билета (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по Интернету, для целей налогообложения прибыли является доку­ментом, подтверждающим произведенные расходы на приобретение железнодорожно­го билета. Такое разъяснение можно найти в письме Минфина России от 12 апреля 2013 г. № 03-03-07/12256. Получать ориги­налы билетов и чеки совсем не обязательно.

Пояснительная записка

Одновременно с представлением деклара­ции компаниям рекомендуется направлять в налоговый орган пояснительную записку.

Такое разъяснение дала ФНС России в пись­ме от 11 февраля 2013 г. № ЕД-4-3/2113. В бумаге целесообразно указать сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка нало­говой базы и суммы налога на прибыль (в частности, номер и дату договора, стои­мость предмета сделки, указанную в кон­тракте, сумму произведенной корректиров­ки, сведения об участниках сделки, а имен­но: ИНН, наименование организации или индивидуального предпринимателя) и иную значимую, по мнению руководства фирмы, информацию. Служба в названном письме разъяснила, что это необходимо для разгра­ничения предмета контроля между ФНС России и территориальными налоговыми органами. Кроме того, по мнению контро­леров, наличие такой бумаги позволит сократить объем переписки между чинов­никами и организациями.

Электронный документооборот

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 На­логового кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтверж­денные затраты, осуществленные компани­ей. При этом бухгалтеру приходится выпол­нять много бумажной работы, например, заполнять авансовые отчеты по итогам командировок, а это отнимает много време­ни. В письме от 12 апреля 2013 г. № 03-03-07/12250 Минфин России пояснил, что в этом случае можно прибегнуть к помощи компьютера. Ведомство сделало вывод, что документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной циф­ровой подписью), может являться подтверж­дающей расходы бумагой, хоть и цифровой.

Ценная выручка

Выручку от реализации ценных бумаг, не­зависимо от того, обращаются они на ор­ганизованном рынке или нет, отражают в налоговом учете раздельно (то есть в раз­ных налоговых регистрах).

Не зависит от оплаты

В налоговом учете отражают только те опе­рации, в результате которых появляются доходы или расходы, влияющие на нало­гооблагаемую прибыль. Например, если фирма определяет доходы и расходы по методу начисления, в регистре по расходо­ванию денег не отражают операции по их перечислению в оплату товаров, работ, услуг, материалов и т. д. Такие затраты учитываются при налогообложении при­были независимо от того, оплачены они или нет.

Решаем сами

Фирма имеет право самостоятельно опреде­лять состав прямых расходов, связанных с производством (ст. 318 НК РФ). Это зна­чит, что организация вправе расширить или сократить перечень прямых затрат, установленных кодексом. Свой выбор сле­дует закрепить в учетной политике. При этом нужно помнить, что отнесение расхо­дов к прямым или косвенным должно быть экономически обосновано, а относить рас­ходы к косвенным можно, только если их нельзя отнести к прямым. Расширение перечня прямых затрат дает возможность сделать списки прямых расходов одинако­выми как в бухгалтерском, так и в налого­вом учете. И, как следствие, избежать раз­ниц между учетами. Но не забывайте, что прямые затраты не уменьшают налогообла­гаемую прибыль сразу. Их нужно будет спи­сывать частями.

Через одного

Если компания имеет несколько обособлен­ных подразделений в одном регионе, то прибыль между ними можно не распреде­лять. Вместо этого можно выбрать одно ответственное подразделение, через кото­рое будет перечисляться налог. О своем решении нужно сообщить в налоговую инспекцию до 31 декабря предшествующе­го уплате года.

Другой показатель

При расчете доли филиала вместо средне­списочной численности можно использо­вать другой показатель – «расходы на опла­ту труда работников». Рассчитать его значи­тельно проще. Данные для расчета следует взять за отчетный период. Какой из этих показателей использовать, фирма решает самостоятельно и закрепляет свой выбор в учетной политике.

Неверный расчет

Налоговая служба иногда считает месяцы просрочки по-своему для того, чтобы уве­личить сумму штрафа. Как же ведут под­счет ревизоры? Например, компания задер­жала сдачу декларации на один полный месяц – с 29 марта по 29 апреля. Но чинов­ники могут посчитать этот промежуток как два неполных месяца, то есть с 29 марта по 31 марта и с 1 апреля по 29 апреля. Но такой расчет неверен. Это подтвердили судьи Северо-Кавказского округа в постановле­нии от 24 января 2007 г. № Ф08-7304/06-2985А.

Штраф только после декларации

Налоговая служба вправе начислить штраф компании по статье 119 Налогового кодекса только после того, как фирма сдаст запозда­лую декларацию. Раньше этого срока рас­считать санкции ревизоры просто не могут. Дело в том, что штраф исчисляется в про­центах от суммы, подлежащей к уплате на основе декларации. А если этого документа у инспекторов нет, значит, определить сумму наказания они не могут. Ведь форму­лировка статьи 119 Налогового кодекса не допускает расчета штрафа на основании каких-либо еще данных, содержащихся в иных источниках.

Проверка за год

Штраф по статье 120 Налогового кодекса инспекторы вправе взыскать с организации только по итогам проверки налога на при­быль за год. По результатам отчетного пери­ода (месяца, квартала) накладывать санк­ции ревизоры не вправе.

Неправомерная блокировка

С 2011 года за неправомерную блокировку счетов начисляются проценты в пользу компаний. Размер санкций определяется исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни неправомер­ной блокировки.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное