Годовой отчет 2012: что важно учесть!
13.03.2013 распечатать1 апреля истекает крайний срок сдачи бухгалтерской отчетности за прошлый год. Причем у малых предприятий есть выбор, как отчитаться. Во-первых, можно сдать все формы по общим правилам. Во-вторых, составить только баланс и отчет о прибылях и убытках. В-третьих, заполнить упрощенные формы. Об этом, а также о том, что еще нужно учесть при подготовке отчетности, и пойдет речь в статье.
Сразу скажем, что теперь в законодательстве четко прописан срок сдачи бухгалтерской отчетности. Как в налоговую инспекцию, так и в подразделение Росста-та отчетность нужно сдать не позднее трех месяцев после того, как закончится год. То есть до 31 марта следующего года включительно. Об этом сказано в новой редакции подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Нало го-вого кодекса и в статье 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ).
Но ведь в 2013 году 31 марта выпадает на воскресенье, то есть выходной день. Значит, крайний срок сдачи отчетности автоматически отодвигается на ближайший рабочий день – 1 апреля.
Напомним, что в Законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ было сказано, что сдать бухотчетность нужно в течение 90 дней после окончания года. При этом не уточнялось, о каких днях идет речь. Конечно, многие ориентировались на календарные дни. Но существовало и другое мнение: срок для сдачи отчетности в ИФНС надо считать в рабочих днях. Теперь же данная неясность устранена.
При подготовке и сдаче бухотчетности за прошлый год нужно учитывать, что с 1 января 2013 года вступил в силу Закон № 402-ФЗ (см. информацию Минфина России № ПЗ-10/2012). Выделим основные моменты.
Сразу оговоримся: как и раньше, представлять бухгалтерскую отчетность в инспекции и Росстат можно на бумаге (с нарочным или по почте) либо в электронной форме. Обязательных требований по способу сдачи балансов и остальных форм в действующем по-прежнему законодательстве нет.
Актуально!
Учесть все изменения при подготовке отчетности за 2012 год вам поможет интернет-портал www.buhgod.ru.
Также вы можете воспользоваться популярной книгой «Годовой отчет 2012 под редакцией Мещерякова В.И.». С книгой вы получите бесплатно доступ к сайту www.buhgod.ru.
Общие правила подготовки отчетности
Все компании, вне зависимости от того, относятся ли они к малым предприятиям или признаются крупными налогоплательщиками, должны иметь в виду следующее.
Во-первых, на отчетности достаточно подписи руководителя организации. Не секрет, что в типовых бланках из приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (далее – приказ № 66н) предусмотрено две подписи: руководителя организации и главного бухгалтера. В то же время в Законе № 402-ФЗ нет специального порядка, которому нужно следовать при подписании форм отчетности. При этом бухотчетность считается составленной после того, как ее экземпляр подпишет руководитель экономического субъекта (как правило, это генеральный директор фирмы). Об этом сказано в части 8 статьи 13 Закона № 402-ФЗ.
Получается, что подпись главного бухгалтера на формах отчетности больше не нужна. Впрочем, даже если главбух поставит свой автограф, хуже от этого быть не должно. Ведь компания сможет выполнить формальные требования приказа № 66н. А значит, удастся избежать лишних споров с инспекторами.
Во-вторых, больше не нужно сдавать в составе отчетности аудиторское заключение. Напомним, что раньше организации, которые подлежат обязательному аудиту, должны были включать в состав бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Например, так должны были делать ОАО и компании, публикующие консолидированную отчетность. Теперь аудиторское заключение прикладывать к отчетности, сдаваемой в ИФНС и Росстат, не нужно.
К слову сказать, аудиторское заключение является официальным документом, который предназначен для пользователей отчетности и аудируемых организаций. Он содержит мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о том, достоверна ли бухотчетность проверенной компании. Однако априори баланс и остальные формы должны содержать правдивую информацию. Так что, если вы не принесете инспекторам заключение аудиторов насчет отчетов за 2012 год, вряд ли налоговики станут штрафовать компанию. Но даже если ревизоры выскажут такого рода претензии, их легко можно будет оспорить. Сошлитесь на нормы Закона № 402-ФЗ. Еще один аргумент в вашу пользу – поскольку старый Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ утратил силу, приведенные в нем предписания больше не действуют.
Отчетность
Формат сдачи бухотчетности в инспекции в электронной форме субъектами малого предпринимательства утвержден приказом ФНС России от 25 января 2013 г. № ММВ-7-6/34.
В-третьих, к отчетности не обязательно прикладывать пояснения. Здесь имеет место двойственная ситуация. Ведь Закон № 402-ФЗ не требует сдавать пояснения в составе отчетности для ИФНС и Росстата. В то же время все еще действуют пункты 6, 37 и 39 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» (утв. приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н; далее – ПБУ 4/99). Они предписывают раскрывать в отчетности отдельно случаи, когда компания отступала от правил бухучета. Кроме того, чтобы надлежащим образом раскрыть информацию в отчетности, целесообразно сделать пояснения в табличной или текстовой форме. Например, в балансе в строке 1150 отражена информация о небольшой стоимости основных средств. Однако фактически в собственности компании есть имущество, учтенное на счете 01 «Основные средства». Просто оно уже самортизировано. Имеет смысл написать об этом в пояснениях. Схожие требования есть в приказе № 66н.
Таким образом, в случае необходимости, фирма вправе составить пояснительную записку. Примерные формы пояснений в табличной форме можно взять из Приложения № 3 к приказу № 66н. Но представлять пояснения в инспекцию и территориальное управление Росстата не обязательно.
Наконец, в-четвертых. Отчет о прибылях и убытках целесообразно называть отчетом о финансовых результатах. Даже внимательно изучив Закон № 402-ФЗ, фразу «отчет о прибылях и убытках» найти так и не удастся. Зато в данном законе в качестве обязательного элемента бухгалтерской отчетности поименован «отчет о финансовых результатах». Давайте разберемся, как же быть. В настоящее время чиновники не утвердили новые правила, по которым нужно формировать данный отчет. Соответственно нужно применять ранее принятые нормативные акты в сфере бухгалтерского учета и отчетности.
А именно, ПБУ 4/99, приказ № 66н и пр., которые продолжают действовать. Такой вывод позволяет сделать содержание части 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ.
Никто не спорит, что более корректно именовать документ «отчет о финансовых результатах». Однако формально он по-прежнему называется «отчет о прибылях и убытках». Вот и получается, что во избежание дебатов с налоговиками лучше строго следовать требованиям приказа № 66н.
Право выбора у малых предприятий
Если ваша фирма является малым или микропредприятием, можно выбрать из трех вариантов, как сдавать отчетность. Естественно, вы вправе отчитываться по общим правилам – как все остальные организации.
Кроме того, можно заполнить только баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам статей, без дополнительной расшифровки. Например, всем организациям нужно разделять дебиторскую задолженность как минимум на краткосрочную и долгосрочную. «Малышам» достаточно заполнить в балансе строку 1230, и все.
Важно
Подробнее о заполнении данных форм в сложных ситуациях - на интернет-портале www.buhgod.ru
При этом в отчете об изменениях капитала и о движении денежных средств вы вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой нельзя оценить финансовое положение организации или результаты ее деятельности. Соответственно если, по мнению бухгалтера, отражать в данных отчетах нечего, то их можно не заполнять. Что касается пояснений, то их заполняют, только если есть, что уточнять и расшифровывать. Хотя, как мы уже сказали, включать в состав бухотчетности для ИФНС и Росстата пояснения в табличной либо текстовой форме можно на свое усмотрение.
Наконец, с недавних пор для малых предприятий предусмотрены упрощенные формы баланса и отчета о прибылях и убытках. Они приведены в Приложении № 5 к приказу № 66н. В чем отличие этих форм от общепринятых? Актив баланса состоит из одного раздела вместо двух и включает в себя только пять показателей плюс один итоговый, а в пассиве лишь шесть показателей в одном разделе (вместо трех) плюс одна итоговая величина. Что касается отчета о прибылях и убытках, то в нем всего семь строк вместо привычных 18 строк. Нет в упрощенной форме отчета о прибылях и убытках и раздела «Справочно».
Решив заполнять упрощенные формы, вы обнаружите: показатели еще более укрупнены, чем обычно. То есть почти все строки включают в себя несколько строк из традиционной формы. Надо писать тот код строки, которому соответствует наибольший удельный вес. Об этом сказано в пункте 5 приказа № 66н.
Пример 1
ООО «Омерта» является малым предприятием. За 2012 год принято решение сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме. Чтобы заполнить строку «Материальные внеоборотные активы» баланса, используют следующие показатели:
1) остаточная стоимость основных средств – 400 000 руб.;
2) незавершенные капитальные вложения в основные средства – 120 000 руб.
Таким образом, в строке «Материальные внеоборотные активы» нужно отразить сумму 520 000 руб.
Чтобы заполнить строку «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы», используют следующие показатели:
1) остаточная стоимость нематериальных активов – 30 000 руб.;
2) стоимость долгосрочных финансовых вложений (за исключением денежных эквивалентов) – 145 000 руб.;
3) стоимость незавершенных вложений в нематериальные активы – 0 руб., поскольку на конец года компания не занимается созданием НМА и не участвует в сделке по покупке такого рода ценностей;
4) результаты исследований и разработок (в том числе незавершенные вложения в НИОКР) – 0 руб., поскольку в отчетном году компания не занималась НИОКР;
5) отложенные налоговые активы (сальдо счета 09 на 31 декабря 2012 года) – 0 руб., поскольку ООО «Омерта» является малым предприятием и не применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаци» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н; далее – ПБУ 18/02).
Общая сумма нематериальных, финансовых и других внеоборотных активов – 175 000 руб. (30 000 + 145 000). При этом наибольший удельный вес имеют долгосрочные финансовые вложения. Значит, нужно писать код 1170.
Чтобы заполнить строку «Финансовые и другие оборотные активы» баланса, используют следующие данные:
1) НДС по приобретенным ценностям – 74 000 руб.;
2) финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) – 85 000 руб.;
3) дебиторская задолженность – 126 000 руб. Это сумма дебиторки, не покрытой резервом по сомнительным долгам.
Общая сумма финансовых и других оборотных активов – 285 000 руб. (74 000 + 85 000 + 126 000). При этом наибольший удельный вес имеет дебиторская задолженность. Значит, нужно писать код 1230.
Бухгалтер заполнил актив баланса (в тыс. руб.) так:
Наименование показателя | Код строки | На 31.12.2012 |
АКТИВ |
|
|
Материальные внеоборотные активы | 1150 | 520 |
Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы | 1170 | 175 |
<...> |
|
|
Финансовые и другие оборотные активы | 1230 | 285 |
Пример 2
Продолжим пример 1. Для заполнения отчета о прибылях и убытках нужны следующие показатели за 2012 год:
1) выручка – 8 000 000 руб. При этом НДС с выручки составляет 1 440 000 руб. В строке «Выручка» нужно писать сумму без НДС и акцизов. То есть 8 000 000 руб.;
2) себестоимость продаж – 3 500 000 руб.;
3) коммерческие расходы (в том числе затраты на рекламу) – 750 000 руб.;
4) управленческие расходы – 1 500 000 руб.
Чтобы заполнить строку «Расходы по обычным видам деятельности», нужно сложить себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы. То есть нужно написать 5 750 000 руб. (3 500 000 + 750 000 + 1 500 000).
ООО «Омерта» не применяет ПБУ 18/02. Доходы и расходы, отраженные в бухгалтерском и налоговом учете, полностью совпадают. По этой причине в строке «Налог на прибыль (доходы)» нужно отразить сумму налога на прибыль, начисленную к уплате в бюджет за 2012 год в размере 450 000 руб. ((8 000 000 – 5 750 000) X 20%)).
Бухгалтер заполнил отчет о прибылях и убытках (в тыс. руб.) так, как показано в таблице ниже.
В заключение отметим важное правило, которое актуально для любых вариантов составления бухгалтерской отчетности: если в какую-либо строку нечего записать, то ее просто не приводят. Заполняя формы отчетности по типовым формам, можно ставить прочерки в соответствующих строках.
Наименование показателя | Код строки | На 31.12.2012 |
Выручка | 2110 | 8000 |
Расходы по обычной деятельности | 2120 | 5750 |
<...> |
|
|
Налог на прибыль (доходы) | 2410 | 450 |
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com