Бухучет при УСН с 1 января 2013 года

27.11.2012

Новый Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступающий в силу с 1 января 2013 года, не освобождает фирмы на «упрощенке» от ведения бухгалтерского учета. Отметим, что в этом законе ничего не сказано о том, что он вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2013 год. Следовательно, фирмы, применяющие УСН, в 2013 году должны сдавать бухгалтерскую отчетность за 2012 год.

Бухучет при УСН

Как поступить в этой ситуации компаниям, которые в 2012 году на законных основаниях вели бухучет лишь основных средств и нематериальных активов? Поскольку отчетность формируется по правилам, действующим по состоянию на 31 декабря 2012 года (по правилам Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ), в этом случае в бухгалтерском балансе следует отразить сведения только об основных средствах и нематериальных активах. Ведь от учета этих объектов «упрощенцы» не были освобождены. В остальных строках они могут поставить прочерки. При этом подводить итог баланса не имеет смысла. А в отчете о прибылях и убытках достаточно показать доходы и расходы, сформированные по правилам главы 26.2 Налогового кодекса. В этом случае утрачивает смысл и бухгалтерский показатель «чистая прибыль (убыток)». Основание – абзац 2 пункта 3 статьи 4 Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ. Ведь он характеризует понятия «доходы» и «расходы» именно в целях бухгалтерского учета. А вот пояснительная записка включается в состав отчетности в обязательном порядке.

Остатки по счетам

Однако для ведения бухгалтерского учета с 1 января 2013 года «упрощенцам» все равно потребуются начальные остатки по счетам. Поэтому, если ваша фирма не вела бухгалтерский учет, начинайте восстанавливать его заранее, не дожидаясь 1 января 2013 года.

В 2012 году отчетность формируется по правилам, действующим по состоянию на 31 декабря 2012 года, поэтому в бухгалтерском балансе следует отразить сведения только об основных средствах и нематериальных активах.

Поскольку требование о ведении бухгалтерского учета «упрощенцами» не имеет обратной силы, отражать в учете все хозяйственные операции за периоды, предшествующие 2013 году, не нужно. Достаточно сформировать те данные, которые будут участвовать в составлении бухгалтерской отчетности в 2013 году, то есть входящие остатки по счетам на начало 2013 года. А для этого нужно достоверно оценить активы и обязательства по состоянию на эту дату.

В первую очередь «упрощенец» должен сформировать бухгалтерский баланс на начало 2013 года, за который он будет составлять отчетность. Для того чтобы определить входящее сальдо активов и обязательств на эту дату, лучше всего провести инвентаризацию. Однако в отношении некоторых активов инвентаризацию можно не проводить, поскольку информация по ним уже есть. Остановимся на этих активах подробно.

Внимание

Справиться со всеми тонкостями применения УСН вам поможет как печатный бератор "УСН на практике", так и его электронный вариант.


Так как «упрощенцы» до 2013 года были обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, то данные по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» у них уже имеются.

На основании банковских выписок и данных кассовой книги можно определить остаток денежных средств в банках (входящее сальдо по счетам 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета») и кассе организации (входящее сальдо по счету 50 «Касса»).

При оценке кредитов и займов используйте данные по сумме основного долга и сумме начисленных на конец 2012 года процентов. Значения остатков на конец дня 31 декабря 2012 года и на начало дня 1 января 2013 года совпадают. Эти показатели можно подтвердить, если провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами. С помощью актов сверок можно также восстановить информацию о состоянии расчетов с контрагентами. В итоге в учете по каждому контрагенту сформируется дебиторская и кредиторская задолженность (остатки по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Для ведения бухгалтерского учета с 1 января 2013 года «упрощенцам» все равно потребуются начальные остатки по счетам. Если фирма не вела бухгалтерский учет, начинайте восстанавливать его заранее.

Для формирования остатков по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» следует поднять все документы, связанные с незавершенными капитальными вложениями, суммировать все затраты и оценить каждый незаконченный объект.

Для оценки всех остальных активов и обязательств потребуется проводить инвентаризацию. Например, она нужна для оценки стоимости запасов (счет 10 «Материалы»), незавершенного производства (счет 20 «Основное производство»), готовой продукции (счет 43 «Готовая продукция») и других активов, имеющих не только стоимостную, но и количественную оценку.

Имейте в виду: каждый остаток должен быть подтвержден оправдательными документами: инвентаризационными описями, актами инвентаризации, первичными учетными документами и т. д.

Поскольку бухгалтерский учет ведется методом двойной записи, начальное сальдо по каждому счету на начало 2013 года отразите с помощью вспомогательного счета 00. Сделайте это таким образом:

ДЕБЕТ 01 (04) КРЕДИТ 00

– отражена первоначальная стоимость основного средства (нематериального актива);

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 02 (05)

– начислена амортизация по основному средству (нематериальному активу);

ДЕБЕТ 07 КРЕДИТ 00

– отражена стоимость оборудования на складе;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 00

– отражены капвложения;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 00

– отражена стоимость материалов на складе;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 00

– отражен остаток денег в кассе;

ДЕБЕТ 51 (52) КРЕДИТ 00

– отражен остаток денег на расчетном (валютном) счете;

ДЕБЕТ 58 КРЕДИТ 00

– отражена стоимость финансовых вложений;

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 60

– отражена задолженность перед поставщиками за приобретенные товары, работы, услуги;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 00

– отражена задолженность покупателей за отгруженную продукцию;

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 66 (67)

– отражена задолженность организации по кредитному договору;

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 68

– отражена задолженность организации по налогам и сборам (в разрезе субсчетов).

Аналогичным способом сделайте проводки для остальных активов и обязательств. После отражения всех входящих остатков на счетах бухгалтерского учета можно рассчитать сальдо по вспомогательному счету 00. Кредитовый остаток этого счета покажет вам прибыль фирмы, накопленную на начало 2013 года, а дебетовый – убыток. Спишите его на счет 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)» и отразите по строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» бухгалтерского баланса.

В отличие от бухгалтерского баланса в отчете о прибылях и убытках отражаются не входящие остатки по счетам, а доходы и расходы за текущий период и аналогичный период предыдущего года. Поскольку законодательство не обязывало фирмы вести бухучет до 2013 года, то при заполнении отчета в 2013 году у фирм на УСН, как и у вновь созданных организаций, могут отсутствовать показатели за аналогичный период предыдущего года.

«Упрощенцы» были обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, то данные по счетам 01, 02, 04 и 05 у них уже имеются.

В отчете о движении денежных средств показывают остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало 2013 года. Его можно взять из банковской выписки и кассовой книги. При заполнении отчета об изменениях капитала входящее сальдо по величине уставного, добавочного или резервного капиталов можно взять из учредительных и других документов, подтверждающих операции с капиталом.

По остальным строкам указанных отчетов отражаются оборотные показатели, сформированные за текущий отчетный период.

Если ваша фирма является малым предприятием, она может воспользоваться правилами упрощенной системы ведения бухгалтерского учета. В приказе Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н даны рекомендации по формированию такими организациями упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Она состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). А в приложениях к ним приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение фирмы.

На основании банковских выписок и данных кассовой книги можно определить остаток денежных средств в банках (входящее сальдо по счетам 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета») и кассе организации (входящее сальдо по счету 50 «Касса»).

Кроме того, в Информации Минфина России № ПЗ-3/2010 чиновники предлагают упрощенный план счетов для представителей малого бизнеса. Его «упрощенность» состоит в том, что вместо нескольких счетов можно использовать один, обобщенный, например, для:

  • материальных запасов можно применить счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 10, 11;
  • готовой продукции и товаров – счет 41 «Товары» вместо счетов 43, 41;
  • денежных средств в банках – счет 51 «Расчетные счета» вместо счетов 52, 55, 57, 51;
  • дебиторской и кредиторской задолженности – счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79;
  • затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) – счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29, 44, 20;
  • капитала – счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82, 83;
  • финансового результата – счет 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90,91,99.

Если малое предприятие, ведущее бухучет в упрощенном виде, сформирует отчетность в общем порядке, это не будет считаться ошибкой (п. 6 приказа Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н).

Фирмам, не попадающим в категорию субъектов малого предпринимательства, бухгалтерский учет придется вести в полном объеме. 

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное