Как правильно вести учет канцтоваров

28.10.2011 распечатать

Канцелярские товары – мелочь, но при работе с ними бухгалтер нередко допускает ошибки. Как учитывать «канцелярку», не допуская ошибок, ведь даже чиновники спорят между собой, как правильно отразить в учете, например, тоннер для картрижда принтера?

Канцелярские счета

Как гласит пункт 49 Методических указаний по учету МПЗ, приемку и оприходование канцелярских товаров оформляют приходным ордером по форме № М-4. Учет движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру ведется в Карточке учета материалов (форма № М-17), заполняемой на каждый номенклатурный номер. Записи в карточке ведутся материально ответственным лицом на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

Канцелярские товары принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов (далее – МПЗ) по фактической себестоимости, которая равна сумме фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС) (подп.2, 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»).

Поступающие на предприятие канцелярские товары на основании сопроводительных документов (накладных, копий счетов, кассовых чеков) бухгалтер приходует по Дебету счета 10. Выбрать субсчет для учета канцелярки организация вправе сама, ведь Инструкция по применению плана счетов позволяет организациям самостоятельно уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. Большинство предприятий для целей учета канцелярских товаров применяет счет 10 субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Мнения разделились

Оплата за канцтовары может быть осуществлена как безналичным путем, так и за наличный расчет, в том числе в розничных магазинах. В связи с этим у предприятий возникает вопрос: возможно ли принять к вычету суммы «входного» НДС, если «канцелярка» приобреталась подотчетным лицом в магазине, а подтверждающим сделку документом является кассовый чек с выделенной отдельной строкой суммой НДС?

Здесь мнения разделились. В Минфине полагают, что единственным документом, на основании которого НДС предъявляется к вычету, является счет-фактура. И продавец, даже предприятие розничной торговли, обязаны ее выдавать покупателям – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (письма Минфина РФ от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/51, от 19 марта 2004 г. № 04-03-11/42, от 3 августа 2010 г. № 03-07-11/335; письмо МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15@. Это требование, естественно, касается продавцов, применяющих общую систему налогообложения. Сложившаяся арбитражная практика, напротив, показывает, что организация или бизнесмен, приобретающие товары или материалы за наличный расчет у предприятий розничной торговли, вправе применить вычет и без счета-фактуры. Конституционный Суд РФ в Определении от 2 октября 2003 г. № 384-О высказывал мнение о том, что счет-фактура не является единственным документом, на основании которого предоставляется вычет по НДС. В постановлении Президиума ВАС РФ от 13 мая 2008 г. № 17718/07 указанная точка зрения нашла поддержку, и возможность принять к вычету сумму «входного» НДС при приобретении товаров или материалов в магазине за наличный расчет признана законной на основании положения пункта 7 статьи 168 НК РФ.

Так и запишем

Отдельно хочется коснуться вопроса о включении некоторых МПЗ, срок полезного использования которых более 12 месяцев, в состав основных средств. Обязательные признаки ОС приведены в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденном приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н. Активы, соответствующие всем признакам ОС, стоимость которых не превышает 40 000 руб., могут учитываться в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01). Такое право фиксируется в учетной политике для целей бухучета с указанием лимита стоимости объектов со сроком полезного использования более года, которые будут учитываться в качестве МПЗ. Сумма лимита не может превышать 20 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01). Таким образом, ножницы и калькуляторы организация может смело приходовать по Дебету счета 10. Для выполнения требования абзаца 4 пункта 5 ПБУ 6/01 о надлежащем контроле придется организовать учет «за балансом».

Карандаши и ручки – в утиль

Со складов организации канцелярские товары, как правило, передаются в обособленные подразделения. При этом оформляются типовые формы первичных учетных документов, утвержденных постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а:

  • лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма № М-8),

  • требование-накладная (типовая межотраслевая форма № М-11),

  • накладная (типовая межотраслевая форма № М-15).

Часто расходы на заправку картриджа учитываются бухгалтерами в составе расходов на «канцелярку». Однако в письмах Минфина РФ эти затраты предлагается учитывать в составе материальных расходов на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Отслужившие свой срок материалы списываются актом расхода в том подразделении, которое является их получателем. Документ включает в себя необходимые сведения о списываемых ценностях: наименование, количество, учетную цену и сумму по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумму по нормам расхода, количество и сумму расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ (п. 98 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н). Порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливаются организацией самостоятельно. Вместо оформления акта можно дополнить требование-накладную по форме № М-11 еще одним реквизитом, который расшифрует назначение использования «канцелярки» и позволит списывать материалы в расход с помощью одного модифицированного документа. Главное, чтобы такая форма требования-накладной была утверждена в учетной политике в качестве документа, подтверждающего расходование материалов.

В бухгалтерском учете списание МПЗ в расходы осуществляется одним из методов, предусмотренных пунктом 16 ПБУ 5/01: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Выбор применяемого метода отражается в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 73 Методических указаний).

Признать расход

Если приобретенные активы используются для производственных целей, то их стоимость относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации») и учитывается на счетах учета затрат (20, 23, 25, 26, 44). Признаются данные расходы в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. 16, 17, 18 ПБУ 10/99).

При расчете налога на прибыль стоимость канцтоваров учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Часто расходы на заправку картриджа учитываются бухгалтерами в составе расходов на «канцелярку». Однако в письмах Минфина РФ от 8 февраля 2007 г. № 03-11-04/2/26, УМНС по г. Москве от 1 декабря 2004 г. № 21-09/77274 такие затраты предлагается учитывать в составе материальных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ.

Пример

В марте 2011 года организация приобрела канцелярские товары у ООО «Скрепка+» на сумму 17 700 руб., в том числе НДС – 2700 руб. Материалы поступили в организацию в полном объеме. Получены документы от поставщика: накладная ТОРГ-12, счет-фактура. Материалы оплачены безналичным путем. В этот же период подотчетным лицом в розничном магазине приобретены канцтовары на сумму 1416 руб. К авансовому отчету приложен товарный чек, в кассовом чеке отдельной строкой выделен НДС в сумме 216 руб. Все приобретенные материалы переданы в эксплуатацию.

Бухгалтер произведет в учете следующие записи:

Дебет 10.9 Кредит 60

– 15 000 руб. – поступили материалы от ООО «Скрепка+» (документирование: форма № М-4);

Дебет 19 Кредит 60

– 2 700 руб. – учтен НДС по приобретенным материалам;

Дебет 60 Кредит 51

– 17 700 руб. – оплачены материалы с расчетного счета (документирование: платежное поручение, выписка банка);

Дебет 68 Кредит 19

– 2 700 руб. – входной НДС принят к вычету (документирование: счет-фактура поставщика);

Дебет 60 Кредит 71

– 1 416 руб. – получен и обработан авансовый отчет (документирование: а/о);

Дебет 10 Кредит 60

– 1 200 руб. – оприходованы материалы (документирование: форма № М-4);

Дебет 19 Кредит 60

– 216 руб. – учтен НДС по приобретенным материалам;

Дебет 68 Кредит 19

– 216 руб. – входной НДС принят к вычету (документирование: чек с выделенной суммой НДС);

Дебет 26 (44) Кредит 10

– 16 200 руб. – канцелярские товары переданы в эксплуатацию (документирование: Форма № М-11).

Для целей налогообложения прибыли стоимость канцелярских товаров, переданных в производство, учтена организацией в составе прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и (или) реализацией в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Калькуляторы – «упрощенцам»

Компании и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ), за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Поэтому приобретение и списание в производство канцелярских товаров не отражается на счетах бухгалтерского учета. Для целей исчисления единого налога расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Затраты на приобретение МПЗ «упрощенцами» на сегодняшний день признаются на день оплаты независимо от факта их списания в производство.

Расходы, уменьшающие доходы при УСН, учитываются в соответствии с закрытым перечнем, приведенным в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Расходы на канцелярские товары упомянуты в пункте 17 указанного перечня. Согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ состав некоторых из них определяется в соответствии со статьей 254 НК РФ. При этом в пункте 5 статьи 254 НК РФ говорится, что сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость сырья и материалов, не использованных в производстве.

Минфин РФ в письме от 27 октября 2010 г. № 03-11-11/284 «О порядке списания сырья и материалов в производство» разрешил «упрощенцам» учитывать расходы на сырье и материалы в момент погашения задолженности путем списания денег с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, либо в момент погашения долга иным способом. Тем самым значительно упрощается процедура отражения в расходах затрат на ручки и карандаши для этой категории налогоплательщиков, ведь для отражения расходов на приобретение сырья и материалов не требуется передавать их в производство.

Александр Антонов, генеральный директор компании

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...