«Стоковые» фото для продвижения товара: в чем опасность для фирмы

31.08.2023 распечатать

Когда бизнес оформляет сайт или соцсети, он использует снимки из интернета. При этом компании не всегда беспокоятся об авторских правах на изображение. В результате такой легкомысленности фирме может прилететь иск на крупную сумму с требованием выплатить деньги за нарушение исключительного права на фото. Но даже если оно скачано со стокового сервиса по подписке и все вроде бы законно, риск судебных споров сохраняется.

Споры инициируют фототролли, которые паразитируют на чужой интеллектуальной собственности, и их число постоянно растет, предупреждают юристы, опрошенные Право.ru.

Как не стать реальным нарушителем

Предприниматели для продвижения товаров и услуг в интернете могут использовать изображения со стоковых сервисов и иных сайтов, например Pinterest, Shutterstock, Unsplash, а также из различных пабликов и блогов в соцсетях.

При этом далеко не все сайты допускают свободное использование фотографий. Используя чужие фото, бизнес рискует нарушить исключительное право создателей изображений. По ст. 1301 ГК автор либо иной правообладатель могут потребовать через суд возместить убытки или выплатить компенсацию:

  • в размере от 10 000 до 5 млн руб.;

  • в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения — фотографии;

  • в двукратном размере стоимости права использования фото исходя из цены, которую заплатили за правомерное использование.

Обратите внимание

Если предприниматель или компания собирается использовать фото или картинки со стоков, надо обратить внимание на объем лицензионных прав. Есть случаи, когда использовать изображения в коммерческих целях нельзя.

Лицензию на коммерческое использование можно запросить у стока, но это иногда потребует дополнительных выплат.

Если правообладатель не предоставил ее либо цена оказалась завышенной, то надо быть готовым к возможным претензиям с его стороны в случае использования изображения.

Стоковые сервисы не проверяют чистоту прав, и риск нарушения исключительных прав всегда ложится на пользователя.

С юридической точки зрения, может быть большая разница между изображениями со стоков и изображениями из личных блогов или с сайтов.

Если изображение хотят взять со стока, сначала надо ознакомиться с пользовательским соглашением, в частности с разделами об интеллектуальной собственности и ответственности. Они помогают определить, можно ли использовать изображения со стока и в каких целях.

Обратите внимание

Часто правообладатели дают права на свои работы на основании лицензий Creative Commons (СС). По сути, это открытые лицензии.По сравнению с принципом «Все права защищены» (all rights reserved) на основании лицензий СС пользователям доступно больше способов легально использовать чужой контент. В этом случае применяется другой принцип — «Некоторые права защищены» (some rights reserved).

Всего есть шесть основных видов лицензий Creative Commons. Они разделяются в зависимости от того, разрешает ли лицензиар коммерческое использование своих работ, их переработку.

Каждый вид лицензии соответствует определенному буквенному обозначению. Его указывают рядом с объектом, на который дают права. Это и позволяет достаточно легко их использовать.

Обратите внимание

Вместо правил использования или соглашения с длинным текстом указано понятное пользователю буквенное сочетание. Наиболее «свободные» лицензии — с обозначениями CC BY, CC BY-SA. Они дают право использовать произведения в коммерческих целях.

Есть стоковые сервисы, где все работы перешли в общественное достояние или права на них не защищены (no rights reserved), например free-images.com. Такие работы можно смело использовать в любых целях без согласия автора.

А вот чужие фотографии с сайтов или из соцсетей без согласия правообладателя использовать нельзя.

Если брать фото с сайтов и из соцсетей, необходимо также учитывать пользовательское соглашение. Там могут предусмотреть дополнительные ограничения или специальные условия скачивания и дальнейшего использования фотографий.

«Человеческий фактор» 

Еще важно учитывать, что если на фото изображен человек, то для законного использования этого изображения необходимо получить и его согласие тоже.

Иногда этого можно не делать. Например, если человек позировал за плату либо когда он не основной объект съемки в общедоступном месте. Это может быть ситуация, когда сфотографировали объект архитектуры как основной объект, но на фото при этом попали отдельные люди.

Обратите внимание

Если использовать фото и не указать имя автора или как-то изменить изображение, например отретушировать, это нарушает и личные неимущественные права.

Речь о праве на имя и на неприкосновенность произведения. Важно помнить, что автор остается автором, даже когда он передал кому-то права на использование своего произведения.

Поэтому никто не может указать в качестве автора другого человека. За нарушение неимущественных прав автор может потребовать компенсацию морального вреда.

«Ах, вернисаж… Какой пассаж» 

Помимо этого, нужно быть бдительным при использовании фотографий музейных экспонатов.

Право на первую публикацию их фото принадлежат музею, объясняет эксперт. Надо учитывать, что музей, как владелец экспоната, может заключать договоры на использование их изображений в коммерческой деятельности. Потому без согласия музея фото экспонатов использовать нельзя.

Как не стать жертвой «фототроллинга»

Но даже если учесть детали, есть риск, что придет претензия, а затем и иск о выплате компенсации. И не всегда это будет направлено на защиту прав. Подобные требования выдвигают так называемые фототролли.

Сейчас, рассказывают опрошенные изданием эксперты, в арбитражные суды предъявили уже более 5000 исков о нарушении прав на фотографии (например, дело № А66-16913/2022, дело № А40-45306/2023, дело № А53-42123/2022 и др.).

Истцы заключают договоры доверительного управления с фотографами по всей России, обнаруживают использование фотографий в интернете, обращаются с претензиями к «нарушителям», а затем в суд.

Часто перед таким шагом фотографы удаляют спорные фотографии со стоков. Эксперты полагают, что фотографы делают это, чтобы ответчикам было сложнее подтвердить законность использования изображений со стоков по подписке.

Еще одна цель — отнять у ответчиков возможность предоставить контррасчет. Также при удалении фото с одного стока их могут разместить на другом, чтобы приобщить доказательства стоимости права на фото.

Обратите внимание

Часто требования заявляют на сумму не больше 500 000 руб. Возможно, это один из важных пунктов стратегии, чтобы дела рассматривались в порядке упрощенного производства, то есть без вызова сторон в ограниченные сроки. За счет этого фототролли выигрывают дела с минимальными усилиями. Услуги известных профессионалов по разрешению споров в сфере защиты интеллектуальной собственности стоят значительно дороже, чем сумма требований. Это позволяет истцам быстро и практически без сопротивления с другой стороны получить решения в свою пользу. Часто ответчик даже не знает об иске, пока у него не спишут деньги со счета, потому что он проиграл спор.

Миссия «антитроллинг» 

Судебная практика в сфере фототроллинга неоднородна. Чтобы добиться справедливости, нужно идти до кассации, а это чревато большими расходами для бизнеса.

Компании и ИП часто предпочитают выплатить компенсацию, чем пытаться ее оспаривать. Такой подход лишь способствует процветанию троллей.

Обратите внимание

Когда спор по иску фототролля рассматривают в упрощенном порядке, следует заявить ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства. Это позволит представить дополнительные доказательства и полноценно обосновать свою позицию. Суды в спорах с фототроллями часто удовлетворяют такие ходатайства.

Если фототролль предъявил иск, надо представить в суд максимально много доказательств правомерности использования фото. Это могут быть договор оказания услуг по приобретению фотографий в фотобанке, сертификат, который подтверждает правомерность использования фото на сайте, а также скриншоты, которые покажут, что фото разместили в фотостоке. Например, об этом говорится в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 23 декабря 2022 года по делу № А56-101173/2021, от 19 октября 2022 года по делу № А41-64002/2021.

Когда фото скачал не представитель компании, а, например, дизайнер или иной специалист, надо попробовать связаться с ним и получить доказательства загрузки изображения с фотостока.

Даже если права от дизайнера не передали должным образом, то его объяснения помогут суду понять, что компания действовала добросовестно, а истец — тролль и хочет таким образом заработать.

Еще важно указать суду на все обстоятельства, которые могут говорить о злоупотреблении правом со стороны истца. Например, неразумность суммы компенсации, большое количество исков и подобных дел от того же истца.

Даже если у ответчика есть доказательства, что он использует фото законно, стоит всегда добавлять контррасчет, чтобы снизить размер компенсации. Ведь сторона заранее не знает, какое решение примет суд.

Обратите внимание

Все процессуальные маневры — привлечение третьего лица-дизайнера, приобщение доказательств, представление контррасчета — надо сделать в первой инстанции, в апелляции будет поздно.

Больше «шума» 

Кроме того, можно связаться напрямую с правообладателем. Возможно, правообладатель не знает о фототроллинге и о том, что «защитник» его авторских прав — фототролль.

Если правообладатель получит подробную информацию о споре, он может захотеть решить спор мирно. А еще эта коммуникация поможет проинформировать общество о фототроллинге и внести вклад в борьбу с ним.

Профилактика фототроллинга 

Если компания или предприниматель решают использовать фото со стокового сервиса, но хотят обезопасить себя от потенциального фототроллинга, рекомендуется проверить, на каких условиях можно правомерно в коммерческих целях использовать фотографию со стокового сервиса. Для этого надо посмотреть в пользовательское или лицензионное соглашение. В частности удостовериться:

  • предоставил ли автор стоковому сервису право выдачи сублицензий третьим лицам;

  • на какой срок пользователю стока дали право использовать фото. Наиболее безопасный вариант — лицензия на неограниченный срок;

  • какими способами можно использовать фотографии. Надо, чтобы стоковый сервис давал право на воспроизведение, доведение фото до всеобщего сведения. При этом право использования в коммерческих целях не должно ограничиваться;

  • в соглашении должно быть условие об использовании фотографии без выплаты вознаграждения или при условии оплаты подписки на стоковый сервис;

  • требуется ли указывать имя автора при использовании фотографии.

Сразу после скачивания фотографии со стока зафиксировать доказательства правомерного использования:

  • сделать скриншот личного кабинета. Это подтвердит наличие подписки на стоковый сервис;

  • сохранить платежные поручения и иные документы, подтверждающие оплату подписки;

  • сделать скриншот личного кабинета со скачанными фото;

  • сделать скриншоты пользовательского соглашения с правом использовать фото;

  • сохранить ссылку на пользовательское соглашение и спорную фотографию в стоковом сервисе с помощью сайта webarchiveorg.ru.

Скачивать фотографию и фиксировать доказательства должен представитель компании, которая будет использовать ее у себя на сайте. В пользовательском соглашении конкретного стокового сервиса часто есть условие, что если для заказчика скачивает фотографию исполнитель, например дизайнер, с личного аккаунта, то использовать ее на сайте заказчика незаконно. Но компании и ИП часто об этом даже не подозревают.

Эти действия помогут снизить риски получения претензий и исков от фототроллей, но не обезопасят на сто процентов. Фото на стоке могут разместить и не авторы. Стоковые сервисы в таких случаях не могли предоставлять на них права третьим лицам. Но поскольку фото скачали и использовали, автор все равно может предъявить иск.

Как защитить исходники

Чтобы не столкнуться с исками от правообладателей чужих фото, лучше использовать уникальные изображения. Их может создавать сотрудник фирмы, или для этого привлекают внештатных фотографов.

В первом случае характер произведения будет служебным. Тогда исключительное право перейдет к компании как к работодателю. Доказать это поможет трудовой договор с работником, создавшим объект, и должностная инструкция к нему.

Если же фотограф внештатный, с ним можно заключить договор заказа или оказания услуг по созданию объекта и зафиксировать переход прав к компании в нем. По договорам с такими внештатниками надо подписать закрывающие документы с полным описанием разработок.

Сервисы, где можно задепонировать фото: n’RIS и iReg. Их рекомендует Российское авторское общество. Обычно для депонирования надо:

  • подать заявку, оформить необходимые документы в соответствии с требованиями организации депонирования;

  • заключить договор и оплатить услуги по депонированию;

  • получить свидетельство (сертификат).

Обратите внимание

Можно отправить себе фотографии по электронной почте или разместить в соцсетях. Тогда тоже будет видно дату, когда работа уже существовала и была у компании.

Если компания обнаружит, что права на ее уникальные фото уже нарушили, рекомендуется сначала зафиксировать нарушение. Например, сделать скриншот.

Затем следует собрать информацию о нарушителе — Ф. И. О., телефон, электронную почту, адрес, ИНН, платежные реквизиты. Все, что удастся обнаружить.

Потом стоит собрать доказательства наличия прав на фото у компании. Это могут быть оригиналы фото, свидетельства о депонировании, договор с внештатником, технические задания к нему, трудовой договор с сотрудником и должностная инструкция работника.

Потом нарушителю направляется претензия. И если он не исполняет требования из нее, компания может подать в суд.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.