Правила госзакупок упростят

17.03.2021  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

Госдума приняла в перовом чтении законопроект № 1100997-7, который призван упростить порядок госзакупок. Документ должен унифицировать процедуру и устранить противоречия в применении ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для этого предлагается использовать в том числе и автоматизацию процессов с использованием электронного документооборота.

Законопроект сокращает разнообразие конкурентных способов определения поставщика до трех самых популярных – аукциона, конкурса и запроса котировок. При этом заказчику предлагается дать право до начала процедуры обсудить предполагаемый объект закупки с ее потенциальными участниками.

Требования к документации со стороны участников закупки значительно сократят. Кроме того, для представителей малого и среднего бизнеса банковские гарантии смогут предоставлять ВЭБ.РФ и гарантийные организации в регионах.

Документ также вводит механизм «универсальной стоимостной предквалификации». Согласно этому нововведению, к закупкам с начальной стоимостью более 20 млн руб. будут допускать только участников, у которых уже есть успешный опыт исполнения госконтракта в любой сфере. При этом сумма ранее выполненных обязательств должна составлять не меньше 20% от максимальной цены закупки, к которой компания хочет получить допуск.

Кроме того, законопроект предлагает перенести ряд норм с уровня подзаконных актов непосредственно в закон о закупках. По мнению авторов, это позволит сократить избыточное количество связанных с госзакупками нормативных актов.

Мнение экспертов

Эксперты отмечают, что среди вносимых законопроектом новелл есть как однозначно положительные, так и спорные изменения. Так, использование электронного документооборота на всех стадиях как самой процедуры торгов, так и дальнейшего исполнения контракта они называют очевидно позитивным нововведением - это позволит избежать регулярных споров между заказчиками и поставщиками в части уведомлений, получения претензий, актов и прочей документации.

К более неоднозначным инициативам эксперты отнесли универсальную предквалификацию, которая будет влиять как на участие в закупках, так и на обжалование закупочных процедур. Это явно повысит ценность юридического лица, поскольку участники будут дорожить организацией, имеющей опыт исполнения госконтрактов. Это также может оказать положительное влияние на отношение к целям ведения реестра недобросовестных поставщиков.

В результате участники рынка будут более ответственно подходить к участию в закупках и исполнению контрактных обязательств, поскольку риск «потерять» компанию будет иметь более серьезные последствия.

В то же время это нововведение не учитывает интересы предприятий, которые много лет ведут профильную деятельность, но впервые участвуют в закупочных процедурах. Поэтому новелла вызвала неоднозначную реакцию.

Кроме того, нововведение ограничивает круг лиц, которые вправе обжаловать результаты закупочной процедуры. Это смогут сделать только те лица, которые потенциально могут быть участниками конкретной закупки. Такое право определят тоже с помощью института универсальной предквалификации. Это своеобразный метод борьбы с так называемыми профессиональными жалобщикам. В результате снизятся нагрузка на антимонопольные органы и риски необоснованных приостановлений и обжалований закупок.

Журнал «Практическая бухгалтерия». Свежие новости бухучета и налогообложения ежедневно. Подписаться

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...