Основания, по которым вероятна выездная проверка

11.06.2015  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

Налоговые органы контролируют исполнение конституционной обязанности налогоплательщиков – уплату налогов. Механизмом мониторинга при этом выступают контрольные мероприятия, среди которых камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральные проверки направлены на обследование представленных плательщиком налоговых деклараций. Выездные проверки проводятся выборочно. При планировании выездных проверок инспекторы анализируют деятельность компании и производят целенаправленный отбор налогоплательщиков. Используют при отборе общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333. К таким факторам оценки риска относят:

  •  низкая налоговая нагрузка (ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности));
  •  отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  •  отражение в налоговой отчетности значительных сумм вычетов по НДС (доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев);
  •  ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Наличие хотя бы одного критерия выступает для налоговых органов основанием для того, чтобы поставить фирму на контроль и включить ее в план выездных проверок.

К примеру, по результатам работы налоговых органов Владимирской области, обозначенные факторы риска встречаются в деятельности организаций и предпринимателей. По итогам каждой второй проведенной выездной проверки выявляют заключение сделок с фирмами – однодневками. Суммы доначислений за подобные нарушения в 2013 году составляли 64%, в 2014 году – 57%, за I квартал 2015 года – 44%. По заключениям выездных проверок за эти периоды – 2013 год – I квартал 2015 года – доначислено налогов в размере 2 млрд рублей, пеней и штрафов – 1 млрд рублей.

Во Владимирской области заявлено убытков 730 организациями за 2014 год на сумму более 11,5 млрд. рублей. В ходе проведения налоговыми органами контрольно-аналитической работы за I квартал 2015 года заявленные убытки уменьшены на 579 млн рублей. Также инспекторы посодействовали в легализации налогооблагаемой прибыли, с которой дополнительно доначислен налог на прибыль к уплате в сумме более 6,5 млн рублей. Эти факты свидетельствуют о наличии у плательщиков значительных рисков, которые реализованы путем нарушения налоговых норм.

Легализовать заявленные убытки и уменьшить их помогло наличие таких факторов у налогоплательщиков:

  •  неправильное исчисление курсовых разниц по операциям, выраженным в иностранной валюте;
  •  ошибки в исчислении сумм процентов по долговым обязательствам, в том числе по задолженности, признанной контролируемой;
  •  не отражение в составе доходов сумм кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
  •  необоснованное списание во внереализационные расходы дебиторской задолженности признаваемой безнадежной ко взысканию и иные.

В связи с этим налоговые органы рекомендуют в целях избежания риска включения в план выездных проверок самостоятельно оценивать риски своей финансово-хозяйственной деятельности по установленным критериям риска. Если в результате этого будут обнаружены нарушения, пересчитать налоговые обязательства и представить уточненную декларацию и пояснительную записку.

Журнал

Е. Юдахина, эксперт журнала «Нормативные акты для бухгалтера», специальный корреспондент Бухгалтерия.ру
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...