Может ли ФНС безосновательно отказать в приеме декларации?
18.03.2025 распечататьНа балансе компании числились объекты недвижимости, расположенные на территории Белгородской области ) и в городе Белгород с разными ОКТМО. В марте 2020 года по ним были сданы декларации по налогу на имущество за 2019 год.
В апреле 2022 года, в связи с переходом ФНС России на двухуровневую систему управления, на территории Белгородской области установлен единый код налогового органа и код ОКТМО 14701000.
В марте 2023 года компания направила в УФНС России по Белгородской области уточненные декларации по налогу на имущество за 2019 год, где исключила из объекта налогообложения и налоговой базы стоимость горных выработок, которые не являются недвижимостью, и заявила о переплате налога. Уточненные декларации за 2019 год содержали код ОКТМО 14755000.
УФНС эти «уточненки» не приняло и их камеральные проверки не провело из-за того, что в них не указаны все ОКТМО, соответствующие месту нахождения объектов недвижимости. Но и уведомлений об отказе в приеме деклараций, об уточнении деклараций или сообщений об ошибках УФНС компании не направило.
В итоге стороны оказались в суде. Иск подала компания, потребовав, чтобы налоговики отразили результаты камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2019 год и известили о ее результатах. Кроме того, компания просила обязать ФНС устранить нарушение ее прав и законных интересов путем отражения сумм излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2019 год по коду ОКТМО 14755000 в соответствии с представленными уточненными налоговыми декларациями на едином налоговом счете Общества в виде единого налогового платежа.
Первая инстанция в иске отказала, однако вышестоящие инстанции решили дело в пользу налогоплательщика. Они указали, что ФНС не имела права не принимать декларации только из-за того, что в них неправильно был указан код ОКТМО, поскольку такого основания для отказа в приеме нет в НК РФ.
Кроме того, они отметили, что Налоговый кодекс РФ не ограничивает представление уточненных деклараций сроком в случаях, когда уменьшается исчисленный ранее налог к уплате. Сроки, предусмотренные ст. 87 Налогового кодекса РФ для налоговых проверок - это гарантия защиты интересов налогоплательщика, и она не распространяется на проверку уточненных деклараций, правомерность расчета по которым обязан доказать налогоплательщик.
Деятельность ФНС по принятию декларации является госуслугой. А это значит, что неправомерный отказ в принятии декларации нарушает право Общества на получение такой услуги, поскольку оно имеет право получить услугу своевременно и в соответствии со стандартом ее предоставления.
В итоге суд обязал ФНС принять уточненные декларации Общества за 2019 год, которые представлены в пределах трехлетнего срока, и провести мероприятия налогового контроля с оформлением их результатов в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.
Источник - постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2025 по делу №А08-13041/2023.
Мгновенный доступ к бухгалтерским новостям в Telegram-канале Бухгалтерия.ru
Лента новостей
Обновлен список профессий, дающих право иностранцам получать ВНЖ упрощенно
сегодня в 12:03Кадры
Об уведомлениях от ФНС о несдаче отчетности
сегодня в 11:36Учет и отчетность
Согласие работника на кадровый ЭДО должно быть составлено на бумаге
сегодня в 10:51Интернет-технологии
До 30 апреля физлицам нужно сдать 3-НДФЛ
сегодня в 09:58Налоги
В 40% случаев в мобильные игры играют в рабочее время
сегодня в 08:59Экономика и общество