Как будут штрафовать за спам-звонки

15.03.2024  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

В Госдуме подготовлен ко второму чтению законопроект № 411312-8с поправками в статью 14.3 КоАП, посвященную нарушениям законодательства о рекламе.

Это означает, что готов окончательный текст законопроекта – тот вид, в котором закон будет в итоге принят и подписан.

В той части, которая касается нарушений и наказаний за спам звонки, законопроект изменений никаких ко второму чтению не претерпел относительно той версии, которая принималась в первом чтении в конце прошлого года. Но..

Законопроект также корректирует пункт 6 статьи 14.3 КоАП, касающийся рекламы кредитов и займов.

Ко второму чтению претерпел заметные изменения состав нарушения в виде неподобающей рекламы.

Во-первых предыдущая версия законопроекта подводила под этот состав также и микрозаймы.

В итоговой версии микрозаймы оттуда убраны. С одной стороны, законом о микрофинансовой деятельности микрозайм определён отдельно. С другой стороны, согласно этому же закону микрозайм является разновидностью займа.

Поэтому есть довольно большая вероятность, что недобросовестная реклама микрозайма всё-таки будет подпадать под действие данных норм так же, как и реклама займов в целом.

Сейчас ответственность установлена только для кредитных организаций. Законопроект подводит под этот состав также микрофинансовые организации – они тоже будут отвечать по этой статье.

Кроме того, ко второму чтению изменено, что именно следует понимать под данным нарушением. Изначально в этой части авторы оставили практически те же формулировки, которые имеются в действующей норме КоАП.

Составом сейчас является распространение усечённой информации – содержащей только одно условие, влияющее на стоимость кредита, без озвучивания всех остальных факторов, определяющих полную стоимость кредита.

Однако проблема в том, что законом о рекламе установлены определннные требования на случай, если озвучивается ставка по кредиту. Её следует сопровождать целым списком информации из 23 пунктов, которые приведены в пункте 4 статьи 5 закона о потребительском кредите.

В этом списке буквально всё, включая даже информацию о подсудности споров по кредитованию. Причнм, весь этот массив информации должен озвучиваться либо печататься ещё до оглашения процентной ставки, и в случае печати шрифт должен использоваться такой же, как и тот, которым указывается сама процентная ставка.

В общем, надо полагать, что в рекламе скоро процентные ставки по кредитам указываться не будут. Хоть требования эти и существуют уже сейчас и существовали ранее, но наказания за то, что весь список не оглашён, до сих пор не было. И пока нет – до того момента, как законопроект станет законом и вступит в силу. После этого, видимо, реклама займов и кредитов станет более абстрактной – без процентных ставок, поскольку весь список в рекламном объявлении привести совершенно нереально.

Размеры штрафов за несоответствующую рекламу версия законопроекта ко второму чтению предусматривает те же, которые были приняты в первом чтении.

Это штрафы, повышенные относительно действующих. Сейчас предел для юрлиц – 800 тысяч рублей. Законопроектом предлагается пределы всех штрафов по этому составу увеличить в два раза.

То есть, организациям будут грозить штрафы от 600 тысяч до 1,6 млн рублей, а должностным лицам – от 40 до 100 тысяч рублей.

Сейчас нет отдельного наказания за спам-звонки. Они подпадают под общий состав, предусмотренный первой частью указанной статьи – нарушение законодательства о рекламе (кроме особых случаев, предусмотренных другими частями данной статьи). По первой части для юрлиц предусмотрен штраф от 100 до 500 тысяч рублей.

Законопроектом вводится новый пункт 4.1 – нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи. То есть – нарушение требований, предъявляемым к различного рода обзвонам потенциальных клиентов. По закону о рекламе её распространение таким способом допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата.

Если рекламораспространитель не докажет наличие такого согласия, то реклама признаётся распространённой без согласия абонента, а значит – с нарушением.

Иными словами, если у организации, которая инициирует обзвон, нет письменного документа, свидетельствующего о согласии абонентов, фирма автоматически является нарушителем и подпадает под действие нового штрафа. Поскольку невозможно получить письменные согласия от значительной массы людей, любые обзвоны по базам заведомо противозаконны.

Вводимый штраф станет хорошим стимулом этого не делать, так как любой абонент сможет пожаловаться на такой звонок в Роскомнадзор, и фирме, которая себя рекламирует, нарвется на штраф. Правда, если попалась впервые, ее только предупредят. Но повторное "попадание" гарантированно влетит в копеечку.

Кроме того, не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств автоматического набора номеров, то есть, запрещены звонки, которые делаются роботом без участия человека. Соответственно, лица, которые используют этот метод, также подпадут под новый штраф.

Размер штрафа предлагается установить таким: для юрлиц от 300 тысяч до 1 млн рублей, для должностных лиц – от 20 до 100 тысяч рублей и для граждан – от 10 до 20 тысяч. В своём заключении комитет отметил, что проблема спам-звонков действительно назрела, и рост количества указанных правонарушений необходимо пресекать.

Следите за нашими новостями  Telegram, «ВКонтакте» 


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...