Дожили! Как россиян грабят банды... роботов

27.10.2020  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

Эксперты по IT-безопасности, опрошенные «Коммерсантом», сообщили, что сейчас в России набирают популярность телефонные мошенничества с помощью роботов: сначала людей обзванивает автоматизированный колл-центр, а человек подключается уже на следующем этапе, когда отсеиваются наиболее недоверчивые клиенты.

Black Friday близко-близко: как мошенники готовятся к предновогодним распродажам

Читать далее…

По словам технического директора Qrator Labs Артема Гавриченкова, по подобной схеме ежедневно совершаются сотни звонков. 

Эксперт пояснил:

Робот говорит: «Ваша карта в данном банке заблокирована, перезвоните нам по этому номеру». При перезвоне жертве отвечают якобы сотрудники службы безопасности банка.

Это так называемая техника «обратной социальной инженерии», когда жертва сама перезванивает в «службу безопасности». Если жертва верит автоинформатору и перезванивает, «конверсия» атаки выше, чем при обычном обзвоне. 

Руководитель направления «Информационная безопасность» компании КРОК Андрей Заикин отметил:

Люди еще не привыкли, что мошенники могут использовать автодозвоны, поэтому робот повышает уровень первоначального доверия.

Обратите внимание

Если до последнего времени большинство мошеннических звонков исходило из мест лишения свободы, то теперь колл-центры работают «на воле» и даже из-за границы. Поэтому для их нейтрализации необходимо международное взаимодействие на государственном уровне, считают эксперты.

Злоумышленники могут звонить с поддельных номеров, используя сервисы IP-телефонии, массово рассылать sms или сообщения в WhatsApp и Viber от имени банка или подключить автоответчик, который сообщает о проблеме, а уже потом подключает к разговору «живого оператора».

По мнению экспертов, подобный способ значительно удешевляет процесс. Так, за создание такого бота разработчики голосовых платформ обычно не взимают плату, а средняя стоимость звонка составляет 2,5–3,5 руб. за минуту.

Если раньше многие фальшивые колл-центры работали из тюрем, то в последнее время большинство организованы на воле и иногда даже за границей. Для их нейтрализации необходимо международное взаимодействие на государственном уровне, считают IT-специалисты.

Кроме того, они указывают, что уже сейчас необходимо начинать тестировать решения в легализованных недавно «правовых песочницах». Например, в экспериментальном режиме может быть разрешен анализ содержимого первых секунд разговора на стороне оператора связи. Достаточно настроить распознавание на выявление сочетаний «слов-тригеров» («служба безопасности», «банк», «трансакция», названия банков), отправить запрос на верификацию в систему банка, и тогда при отрицательном ответе связь будет прерываться, а пока мошенник набирает номер заново, можно предупредить жертву автоматически сообщением из банка.

Журнал «Практическая бухгалтерия». Свежие новости бухучета и налогообложения ежедневно. Подписаться

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.