11.08.2006
Правительство РФ выпустило постановление о повышении ввозных пошлин на сыры средней ценовой категории. Однако надо готовиться к тому, что к новому году прибавят в цене не только импортные "Тильзитеры" и Гауды", но и "Костромские" и "Пошехонские" российского производства.
Сразу надо оговориться: любителям мягких французских и твердых швейцарских сыров бояться нечего — эти деликатесы не подорожают. Эти дорогие сыры можно будет ввозить в страну, предварительно заплатив 0.3 евро за каждый килограмм, как и раньше.
Впрочем, и приверженцам белорусских и украинских продуктов опасаться нечего. С этими странами, как известно, у нас беспошлинные внешнеторговые отношения. Изменения касаются недорогих сыров, большая часть которых попадает к нам из Прибалтики, Германии и Польши. То есть речь идет об относительно доступных по цене сортах типа "Эдамер", "Тильзитер" и "Гауда".
Правительство увеличивает ставку пошлины следующим образом. Если декларируемая стоимость продукта составляет менее 1.65 евро за 1 кг, платить на таможне придется из расчета 0.7 евро за 1 кг. Если стоимость составляет от 1.65 до 2 евро за 1 кг — пошлина составит 0.65 евро за 1 кг. По оценкам экспертов, в результате изменений ставок пошлин килограмм заграничной сыродельческой продукции будет стоить в среднем на 25-30 руб. дороже.
Конечно, дороговизна — понятие относительное. Но если смотреть по тем наименованиям, которые подпадают под увеличение таможенных пошлин, то становится понятно, что для нашего правительства дорогой сыр начинается где-то с 400 руб. за килограмм. Зато — и это самое главное — не заставит себя ждать и соответствующий скачок цен на российские сыры той же ценовой категории. Им подорожать "разрешили" на самом высоком уровне.
Правительство пошло навстречу многочисленным просьбам трудящихся отечественной сыроваренной индустрии. Изменений условий импорта российские сыровары добивались уже лет 5, то есть с тех пор, как начали вкладывать серьезные средства, в том числе и средства иностранных инвесторов, в реконструкцию старых заводов и строительство новых. Только немецкая компания "Хохланд" потратила 30 млн. евро на постройку завода плавленых сыров в Подмосковье, а "Вимм-Билль-Данн" на новое производство на Алтае — 20 млн. евро. На реконструкцию крупнейших старых (еще советских) сыроварен — Стародубненской (Брянск), Калининской (Краснодар) и Можгинской (Удмуртия) — было израсходовано от 3 до 4 млн. евро. Новые и обновленные производства могут производить от 10 до 20 тыс. тонн сыра в год. Так что, если импорта и станет меньше, его место в принципе может вполне занять отечественный товар.
В прошлом году, например, в Россию было ввезено всего 250 тыс. тонн сыра, из которых 120 тыс. тонн — импорт из дальнего зарубежья, 130 тыс. тонн — из стран СНГ. При этом все наши заводы уже сейчас способны в год произвести до 370 тыс. тонн сыра.
В общем, с точки зрения развития собственного производства повышение ставок выглядит вполне логично. "Мы хотели сделать так, чтобы иностранцам было интересней строить здесь заводы, чем ввозить уже готовый сыр, — говорит Владимир Лабинов, исполнительный директор Российского союза предпринимателей молочной отрасли. — Новые пошлины должны привлечь инвестиции в отрасль, в том числе и иностранные".
Кто бы спорил с необходимостью привлечь дополнительные инвестиции для развития собственного производства. Вот только почему при этом собственные сыры должны дорожать?
Все очень просто. Нашим производителям хочется быстрее "отбить" средства, вкладываемые в отрасль. Сыровары давно жалуются на то, что иностранные поставщики недорогих сыров им мешают. Мы ведь традиционно готовы выигрывать в конкурентной борьбе только заградительными мерами, а не низкими ценами. Хотя в стоимость наших продуктов не входят таможенные платежи, и транспортные расходы куда как ниже.
Никто в общем и не скрывает, что импортные сыры хотят "сделать" дороже, чтобы нашим было куда "расти" в цене, — для того и задуманы нынешние изменения. А потребитель никуда не денется. Хочешь сыра — плати больше.
В России принят новый документ, призванный усовершенствовать контроль и надзор за безопасностью и качеством алкогольной продукции, сообщил вчера главный государственный санитарный врач России, руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.
"Мною утверждено Руководство по контролю и надзору за безопасностью и качеством алкогольной и винодельческой продукции, находящейся в обороте на территории РФ", — сказал он, комментируя принятый документ.
Главная задача этого документа, подчеркнул Г.Онищенко, "недопущение на отечественном рынке оборота недоброкачественной и фальсифицированной алкогольной и винодельческой продукции, повышение ответственности производителей, поставщиков, оптовых и розничных реализаторов за качество реализуемой продукции, обеспечение безопасности и качества поставляемой в Российскую Федерацию продукции".
Он отметил, что для реализации этих задач предписывается создание "экономической, материальной и законодательной базы, контроль на всех этапах производства указанной продукции и ответственности за ее качество и безопасность юридических лиц".
"Документ предусматривает в связи с этим основные элементы создания системы обеспечения качества указанной продукции не только на территории России, но и на территории страны-импортера. Требования к безопасности и качеству алкогольной и винодельческой продукции на территории России и требования к качеству и безопасности продукции, производимой и поставляемой с территории страны-импортера, должны быть адекватны и аналогичны требованиям к производству продукции, существующим на территории РФ", — подчеркнул Г.Онищенко.
Он особо отметил, что требования к обеспечению качества и безопасности алкогольной продукции и ответственность за нее касаются как производителей, так и поставщиков и организаций, занятых оптовой и розничной реализацией.
Главный госсанврач России обратил внимание на необходимость создания системы добровольной аккредитации юридических и физических лиц, действующих в сфере алкогольной и винодельческого рынка, и обязательной аккредитации испытательных лабораторий (центров), занимающихся контролем и экспертизой данной продукции.
Среди новых мер по выполнению всех указанных требований Г.Онищенко назвал необходимость информирования потребителей о качестве и безопасности предполагаемой им продукции, антиалкогольную пропаганду, формирование здорового образа жизни и все другие меры, которые в целом должны обеспечить "комплексный подход к этой важной проблеме".
Как сообщил Г.Онищенко, "в разработке документа участвовали специалисты Госсанэпиднадзора РФ, профильные научно-исследовательские институты, в их числе Всероссийский НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой продукции, Всероссийский НИИ пищевой биотехнологии Россельхозакадемии, специалисты Минсельхоза, налоговой и таможенной служб".
"Создание такого документа, — подчеркнул Г.Онищенко, — продиктовано необходимостью актуализации требований к условиям рынка и гармонизации российских норм и требований с международными, в частности, европейскими".
Отвечая на вопрос, с какими трудностями придется столкнуться службам Госсаннадзора в ходе реализации нового Руководства и в какими трудностями вообще приходится сталкиваться на алкогольном рынке, Г.Онищенко отметил, что "все эти трудности являются понятными и прогнозируемыми". "Единственное, о чем я хотел бы сказать и о чем я очень сожалею, — сказал Г.Онищенко, — что со стороны руководства профильных подразделений Государственной думы, представляемых ведущей политической партией страны, встречается непонимание и появляются публичные комментарии, базирующиеся на недостаточной информации и, следовательно, порождающие домыслы".
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России оштрафовала ООО «Кампина» на 40 тыс.руб. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на
официальном сайте ФАС. В сообщении указывается, что 8 августа ФАС рассмотрела дело об административном правонарушении, возбуждённое в отношении ООО «Кампина», по факту распространения на различных телеканалах рекламы своей продукции. В рекламе содержатся недостоверные сведения в отношении природы и потребительских свойств рекламируемой продукции — йогуртный продукт преподносится в рекламе как йогурт.
По факту административного правонарушения ФАС России привлекла ООО «Кампина» к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 МРОТ (40 000 рублей).
Ранее Комиссия антимонопольного ведомства признала рекламу ненадлежащей, нарушающей требования абзаца второго статьи 7 ФЗ «О рекламе» и выдала Обществу предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
ФАС напоминает, что, согласно закону о рекламе, не допускается недостоверная реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении такой характеристики товара, как природа товара.
Министерство юстиции РФ зарегистрировало приказ ФСФР России «О внесении изменений в Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».
Приказ издан в целях приведения в соответствие порядка лицензирования с Постановлением Правительства РФ «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В приказе расширен перечень документов, представляемых соискателем лицензии в ФСФР. Также в документе прописан порядок действий соискателя по устранению нарушений, повлекших приостановление лицензии.
Документ вступит в силу через 10 дней с момента официального опубликования, сообщает
официальный сайт ФСФР.
В Москве состоялось первое совещание руководителей компаний новой аудиторской сети "Нексиа CIS".
Семь компаний ( ООО "Нексиа Пачоли" г. Москва, ООО "Аудиторская компания "Мауэр-Аудит" г. Ростов-на-Дону, ООО фирма "Аудит ТД" г. Набережные Челны, Аудиторско-консалтинговая группа "Финансы" г. Москва, ООО "Глобал консалтинг" г. Москва, ООО "Консультационно-аудиторская фирма "Приоритет" г. Ярославль, HOLIS GURUH Узбекистан), предоставляющих услуги в области аудита, оценки и консалтинга, приняли решение объединить свои ресурсы для значительного повышения качества обслуживания и работы с крупными клиентами. Достижение этой цели потребует от компаний введения единых стандартов, предоставленных одной из крупнейших международных аудиторских сетей "Nexia International".
Сеть будет ориентирована на компании средних размеров, и в начале будет работать в России. В ближайшее время к сети планируют присоединиться ещё три российских компании.
В дальнейшем "Нексиа CIS" намерена выйти на перспективные рынки стран СНГ.
"Нексиа Си Ай Эс" видит свое отличие от более крупных аудиторских сетей в том, что сможет предложить клиентам среднего размера более высокий уровень сервиса, в том числе по международным стандартам финансовой отчетности.
С инициативой создания сети выступила аудиторская компания "Нексиа Пачоли". С 1996 года ООО "Нексиа Пачоли" входит в международную ассоциацию аудиторских и консалтинговых компаний "Nexia International" (штаб квартира — г. Лондон, Великобритания), объединяющую на настоящий момент более 300 аудиторских организаций из 92 стран мира с совокупным оборотом за 2005 год 1,6 млрд. долл.
Международная сеть аудиторских и консалтинговых компаний "Nexia International" входит в первую десятку крупнейших аудиторских объединений мира. "Нексиа CIS" является эксклюзивным представителем "Nexia International" в России и странах СНГ.
10.08.2006
Московские оперативники перекрыли канал незаконного обналичивания денежных средств по фиктивным договорам. В преступную схему было вовлечено более ста фирм-«однодневок», действовавших под прикрытием коммерческого банка.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе ГУ МВД России по Центральному федеральному округу, раскручивать этот сложный клубок махинаций сотрудники ОБЭП начали в апреле текущего года. Тогда же удалось выйти на идейных вдохновителей аферы – сотрудников отдела привлечения клиентов одного из столичных банков. Началось все с того, что год назад несколько предприимчивых менеджеров среднего звена зарегистрировали по поддельным документам фирму и стали втихомолку предоставлять различным организациям услуги по обналичке. После каждой такой операции в карманах махинаторов оседало 4–5 процентов от перечисленных сумм. Никакой отчетности о своей деятельности данная фирма не представляла, налогов соответственно не платила. Но мошенники не желали довольствоваться малым: через некоторое время появилось еще с десяток «липовых» компаний, потом еще. В результате госбюджет недосчитался более семи с половиной миллионов рублей.
Недавно оперативники задержали одну из сотрудниц отдела по привлечению клиентов. На допросах она рассказала обо всех аферах, в которых ее вынуждали участвовать за время работы в банке. Установлен также ряд лиц, пользовавшихся услугами фирм-«однодневок». «С ними мы сейчас работаем. Уже можно сказать, что цепочки тянутся ко многим крупным столичным и региональным компаниям и банкам», – отметил собеседник «ФАФИ».
Независимо от того, какой конкретно реквизит счета-фактуры указан неверно или вовсе отсутствует, необходимо произвести запись о его аннулировании в дополнительном листе книги покупок. На этом настаивает Минфин в письме от 27 июля 2006 г. № 03-04-09/14. Финансисты напомнили, что ошибки в реквизитах счета-фактуры служат основанием для отказа в вычете НДС (п. 2 ст. 169 НК) даже в том случае, если сумма налога в нем указана верно.
В недалеком будущем фирмы будут избавлены от необходимости по нескольку раз представлять в инспекции одни и те же документы. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе ФНС, уже в конце текущего года налоговое ведомство собирается приступить к созданию электронных архивов с оперативным доступом. Напомним, что с 1 января 2010 года налоговикам запрещается требовать у фирм документы, которые они уже представляли им ранее. Впрочем, в ФНС объясняют введение «виртуального архивирования» иными причинами. Дело в том, что в архив дела передаются только через три года после проверки, однако потребность в повторном обращении к декларациям и отчетности возникает у инспекторов именно в эти три года.
Минимальная стоимость 1 квт.ч электроэнергии для населения в Москве в 2007 году составит 2 рубля 6 копеек, максимальная — 2 рубля 8 копеек, говорится в приказе Федеральной службы по тарифам РФ. Промышленные потребители Москвы в 2007 году будут платить от 1 рубля 35 копеек до 1 рубля 43 копеек за 1 квт.ч. В Московской области стоимость электроэнергии составит 1,76-1,8 рубля за 1 квт.ч для населения и 1,42-1,47 рубля 1 квт.ч для промышленности.
Для жителей Санкт-Петербурга тариф утвержден в размере 1,41-1,44 рубля за 1 квт.ч, для промышленных потребителей города — 1,31-1,41 рубля. Москва занимает пятое место среди субъектов РФ по стоимости электроэнергии для населения. Больше, чем в Москве, придется платить гражданам Камчатки (2,7-2,82 рубля), Корякии (2,92-2,99 рубля), Чукотки (3,0-3,08 рубля) и Сахалинской области (3,05-3,13 рубля за 1 квт.ч). Минимальный энерготариф установлен для жителей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО: 0,38-0,41 копейки за 1 квт.ч. Максимальный тариф для промышленных потребителей ФСТ установила в Ненецком автономном округе — 2,91-3,23 рубля за 1 квт.ч. Минимальный тариф установлен в Дагестане — 0,74-0,75 рубля за 1 квт.ч.
Кроме того, ФСТ установила стоимость тепловой энергии, производимой электростанциями в комбинированном режиме. Для Москвы цена 1 гКал тепла составит 305,4-305,8 рубля, для области — 424,5-426,3 рубля, для Санкт-Петербурга — 331,0-346,7 рубля.
Объем информации, которую банкиры в настоящее время обязаны сообщать о своих клиентах в контролирующие инстанции, может быть значительно сокращен. Как рассказал корреспонденту «ФАФИ» исполнительный вице-президент по правовым вопросам Ассоциации российских банков (АРБ) Андрей Емелин, ЦБ совместно с Росфинмониторингом готовит поправки в закон о противодействии легализации преступных доходов. В частности, банкам не надо будет информировать ФСФМ об операциях по зачислению или переводу средств, если один из контрагентов имеет счет в банке страны, не участвующей в сотрудничестве в сфере противодействия легализации преступных доходов.
По словам Емелина, участники АРБ целиком поддерживают инициативу вышеозначенных ведомств и со своей стороны уже предложили ряд более радикальных изменений. Возможно, они появятся в виде отдельного законопроекта. В первую очередь, пояснил вице-президент, необходимо фактически полностью переписать статью, содержащую перечень подконтрольных операций. «Крайняя нечеткость терминологии, которая там имеет место, создает на практике массу сложностей. В одном абзаце фигурируют «операции», в другом «сделки»… В результате непонятно, кто, куда и о чем должен сообщать», – сетует представитель АРБ. Кроме того, продолжил он, сейчас банк могут лишить лицензии за два любых нарушения этого закона, причем под нарушением понимается и опоздание на один день с передачей информации. «Но сколько может продержаться без ошибок крупный банк, совершающий несколько тысяч операций в день? Неделю, полторы…», – недоумевает Емелин.
О том, что объем предоставляемой банками информации явно завышен, а способы ее сбора толком не прописаны, сказано уже немало. Но самое главное, сейчас ни один госорган не имеет права давать официальные толкования этого закона. «В результате мы работаем по разным информационным письмам ЦБ непонятной юридической силы. Причем эти письма начинаются со слов “мы не имеем права разъяснять, но все же…”. Ну это же абсурд, и с абсурдом этим надо разбираться как можно скорее», – заключил Емелин.
Не исключено, что страховщикам разрешат самостоятельно устанавливать тарифы на полисы ОСАГО. С таким предложением Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обратилась в Минфин. Об этом на прошедшей накануне пресс-конференции сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев. «В результате возникшей ценовой конкуренции выиграет тот, кто наладил работу с клиентами, развивал свою систему услуг. Даже маленькая компания сможет выиграть конкурентную борьбу за счет снижения стоимости договоров страхования», – уверен глава ФАС. Однако в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» он отметил, что обязательно должна быть установлена нижняя планка стоимости полисов. «В противном случае некоторые недобросовестные компании начнут неоправданно занижать стоимость своих услуг, после чего рухнут и оставят клиентов с носом», – заявил Артемьев. Он надеется, что уже к середине следующего года предложение ФАС будет одобрено и начнет работать.
Напомним, что в настоящее время тарифы на «автогражданку» определены постановлением Правительства от 8 декабря 2005 г. № 739.
Приобретая долю организации у физического лица, с выплаченных ему сумм фирма обязана удержать НДФЛ. Об этом Минфин сообщает в письме от 13 июня 2006 г. № 03-05-01-04/156. Финансисты обращают внимание на то, что в подобных ситуациях налоговый агент не вправе уменьшить базу по НДФЛ на расходы продавца, связанные с приобретением указанной доли. Дело в том, что такая возможность не предусмотрена статьей 220 Налогового кодекса. Следовательно, фирме необходимо уплатить налог со всей стоимости доли, а свои расходы продавец сможет учесть при подаче налоговой декларации.
Расходы на обучение сотрудников не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН, если повышение квалификации производится в интересах фирмы. Об этом Минфин сообщает в письме от 18 июля 2006 г. № 03-05-02-04/111. Финансисты учли, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд, согласно статье 196 Трудового кодекса, определяет работодатель. Он же и организует процесс обновления «знаний» сотрудников. Причем неважно, как он это сделает: заключит договор с преподавателем – физическим лицом или с каким-либо образовательным учреждением. Главное, чтобы условия и порядок обучения были закреплены в трудовом или коллективном договоре. Единственное, на что обращают внимание представители главного финансового ведомства: такие выплаты в соответствии с пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса не должны относиться к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль в текущем периоде.
Напомним, что ранее Минфин утверждал, что удерживать НДФЛ не нужно, только если обучение проходит в лицензированном образовательном учреждении (письмо от 2 августа 2005 г. № 03-03-04/2/35).
Стоимость лицензии на открытие игорного заведения, возможно, резко возрастет. На этом по крайней мере настаивают представители Общественной палаты. Сейчас предприниматели, желающие открыть казино или зал игровых автоматов, должны выложить за лицензию три тысячи рублей. Директор Института прав человека Камилжан Каландаров на прошедшем накануне заседании Комиссии по вопросам развития культуры предложил увеличить плату за лицензию, ни много ни мало, в один миллион раз. По мнению правозащитника, это сократит число желающих заниматься игорным бизнесом.
Напомним, что в начале этого года депутаты Госдумы уже выступали с подобным предложением. Однако их требования к бизнесу на фоне инициатив Общественной палаты выглядели скромно. Размер госпошлины за лицензирование, считали законодатели, должен составлять тридцать миллионов рублей.
Несмотря на ужесточение законодательства в сфере оборота спиртосодержащей продукции, 90% алкоголя в Петербурге по-прежнему продается с нарушениями. Поддельные марки появляются быстрее легальных.
Об этом свидетельствуют результаты проверки Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли СПб (КЭРППиТ). Поводом для нее послужило вступление в силу с 1 июля 2006г. отдельных положений федерального закона об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции (в частности, введен запрет на реализацию бутылок с акцизными и специальными марками старого образца).
За июль было проведено 120 рейдов по торговым точкам. Нарушения выявлены в 90% случаев. Рейды показали, что народные умельцы уже наладили производство поддельных акцизных марок, которыми должны оклеивать бутылки производители и импортеры спиртного. Так, в магазине на Двинской улице торговали водкой с новыми федеральными специальными марками с одинаковыми порядковыми номерами, на которых отсутствовали сведения о производителе и наименовании алкогольной продукции. Там же на 0,25-литровые бутылки были нанесены марки, предназначенные для бутылок емкостью 0,5 л.
"Проблемы с ЕГАИС дали возможность нелегальному алкоголю проникнуть в те магазины, которые раньше им не торговали. В ситуации, когда легального алкоголя не было вообще, магазины, чтобы не терять выручку, продавали контрафакт", — уверяет директор по продажам ООО "Торал" Михаил Денисов.
"В связи с тем, что не была запущена ЕГАИС, в первых числах июля был зарегистрирован всплеск роста доли контрафактного алкоголя в Петербурге с 40-50 до 65%. Сегодня ситуация начинает стабилизироваться благодаря тому, что хотя бы в тестовом, ручном режиме все больше игроков рынка начинают подключаться к ЕГАИС", — говорит Вениамин Грабар, генеральный директор Холдинговой компании "Ладога".
За последний месяц проявился еще один нюанс. Старые марки было невозможно использовать повторно: их клеили на горлышко бутылки и при открытии бумага рвалась. Новые марки приклеиваются сбоку, и в некоторых пунктах приема стеклотары бутылки с новыми марками начали принимать по завышенной цене. "Ни один завод не работает на вторичной стеклотаре. Охотятся именно за такими бутылками только для нелегального производства", — комментирует президент Ассоциации "Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса "АЛБИ" Игорь Попов.
Самые распространенные нарушения: в 77,4% случаев продавцы не могли предъявить документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкоголя; у 75,5% проверяемых отсутствовал полный пакет правоустанавливающих документов (свидетельство о госрегистрации, договор аренды, лицензия, санкнижка и т.д.); 67,6% спиртных напитков по-прежнему реализуется индивидуальными предпринимателями, хотя федеральный закон это запрещает; 6,5% торговых точек продают крепкий алкоголь после 23 часов.
С вчерашнего дня страховое возмещение по банковским вкладам увеличивается почти в 2 раза — со 100 тыс. до 190 тыс. рублей. И это далеко не предел. Во вторник глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов заявил, что в течение 2007 года размер компенсации может быть повышен до 300 тыс. рублей. А в 2010-2012 годах вообще планируется выйти на европейский уровень, доведя страховку до 20 тыс. евро.
Правда, непонятно, зачем нужна такая спешка. Ведь пока россияне вообще не слишком обращают внимание на страховку.
Утверждали, что количество людей, хранящих деньги на депозитах, значительно увеличится. А почему-то народ в банки активнее не побежал. Более того, налицо снижение темпов прироста вкладов.
Так, если за первые 6 месяцев прошлого года количество депозитов выросло на 16.5%, то в этом году — всего на 13.8%. С другой стороны, сейчас более 98% всех вкладов не превышает сумму 100 тыс. рублей, то есть подпадает под страховку, которая действовала до 9 августа.
Пока страховой фонд АСВ, из которого производятся выплаты вкладчикам обанкротившихся банков, вряд ли можно назвать большим. По общемировой практике фонд считается достаточным, если его размер составляет не менее 5% от количества застрахованных средств. В связи с увеличением страхового возмещения со 100 тыс. до 190 тыс. рублей размер ответственности АСВ оценивается в 1944.3 млрд. рублей. А в фонде сейчас 29.2 млрд. рублей. Как ни крути, а это всего 1.5%.
По расчетам АСВ, сейчас средств фонда достаточно для выплат вкладчикам любого частного банка в случае его банкротства. А если таких организаций будет несколько? По мнению многих экспертов, сейчас лучше не спешить с повышением страхового покрытия, а подождать пару лет, пока в фонде накопится достаточных средств.
Тем более на данный момент по размеру страховки по вкладам мы и так впереди других стран СНГ. Если у нас возмещение составляет примерно $7 тыс., то в Армении — $5 тыс., Казахстане — $3 тыс., на Украине — $1600.
За 1-е полугодие 2006 года столичное налоговое управление мобилизовало в бюджетную систему 503,7 млрд руб., что почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как удалось достичь столь высоких показателей? Какие методы контрольной работы применяют в столице? Об этом рассказала руководитель Управления ФНС России по г. Москве Н. Синикова.
В: С чем связаны столь высокие темпы роста налоговых поступлений?
О: Я считаю, что на темпы роста повлияло несколько факторов. И прежде всего — высокий уровень развития экономики Москвы. Так, в январе — мае индекс производства в столице составил 121,4% к аналогичному периоду прошлого года. Если говорить о росте поступлений отдельных налогов, нужно принимать во внимание и другой фактор. Например, рост поступлений налога на прибыль во многом связан с ростом доходности банковского сектора столицы, а также с разовыми платежами при реализации ценных бумаг. А это ни много ни мало 8,8 млрд руб. Ну и, наконец, еще один фактор — повышение уровня контрольной работы налоговой службы Москвы.
В: Какова статистика поступлений НДС?
О: Наше управление обеспечивает 60,7% поступлений НДС в федеральный бюджет. Индикативные показатели по мобилизации налога, установленные на 1-е полугодие, выполнены на 104,2%. В абсолютных цифрах это 132,5 млрд руб., что на 43,8% больше, чем в 1-м полугодии прошлого года.
В: С какими проблемами сегодня сталкиваются налоговые органы при администрировании НДС?
О: Одна из главных проблем — неправомерное возмещение НДС. Наша задача — полностью исключить такие факты. Это касается не только экспортеров. Мы сталкиваемся и со случаями неправомерного возмещения НДС по операциям, совершаемым на внутреннем рынке.
Если же говорить об экспортерах, то мы администрируем 4,5 тыс. таких налогоплательщиков. По состоянию на 1 июня 2006 года общая сумма НДС, которую налогоплательщики предъявили к возмещению, составила 27,8 млрд руб. Это на 14% больше аналогичного показателя 2005 года. Налоговые органы Москвы рассмотрели заявлений на сумму 18,2 млрд. руб. Только 60% этой суммы подтверждено налоговыми органами.
В: Какова основная причина отказов?
О: Налогоплательщики необоснованно заявляют НДС к вычету или не подтверждают документально право на вычет. Замечу, что названные мною показатели свидетельствуют о масштабности и трудоемкости той работы, которая связана с рассмотрением документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов. Нередко нам приходится проводить углубленные проверки поставщиков по цепочке, пока мы не выявим производителя экспортируемого товара. Мы также тщательно изучаем схемы движения товарно-денежных потоков.
Обработать вручную такой объем поступающей информации нереально. Поэтому при проведении мероприятий налогового контроля мы используем информационно-поисковую систему «Схемы ухода от налогообложения», а также программно-информационный комплекс «НДС».
В: Контролируете ли вы работу инспекций?
О: Безусловно. В управлении уже два года работают комиссии по рассмотрению вопросов полноты и качества проведения инспекциями мероприятий налогового контроля. В текущем году состоялось около 80 заседаний комиссии, рассмотрено 949 налоговых деклараций на общую сумму около 22 млрд руб.
В: Изменились ли методы налогового контроля в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ?
О: Да, вступление этого закона в силу изменило формы и методы контроля за обоснованностью возмещения НДС. В настоящее время у нас нет возможности подтвердить достоверность сведений, указанных налогоплательщиками в счетах-фактурах, через кредитные учреждения.
Наше управление располагает достаточными административно-организационными ресурсами и информационно-аналитическими инструментами для проверки обоснованности возмещения НДС. Один из них — встречные проверки контрагентов налогоплательщика. В 2006 году отделы встречных проверок созданы во всех инспекциях Москвы.
В контрольной работе мы используем комплексную систему сведений о налогоплательщиках (КСНП). С помощью такой базы данных нам удается предотвращать реализацию криминальных схем, связанных с незаконным возмещением и зачетом в бюджет неуплаченного НДС.
Этот информационный ресурс дает возможность проанализировать деятельность контрагентов проверяемого налогоплательщика и по прямым и косвенным признакам определить его добросовестность. Так, с помощью КСНП мы устанавливаем факт регистрации партнеров налогоплательщика, соответствие реквизитов (ИНН, фамилии руководителей организации) и, как следствие, обоснованность подписания ими финансовых документов, счетов-фактур. Анализируем состояние лицевого счета организации. Проверяем, например, сдает ли она вовремя и в полном объеме налоговую отчетность.
Хочу отметить, что управление в конце прошлого года провело инвентаризацию всей представленной налоговой отчетности. Данные по всем строкам деклараций, полученных от налогоплательщиков, внесены в информационный ресурс «АИС-Налог». Текущую налоговую отчетность инспекции вводят своевременно.
Иными словами, мы поддерживаем базу данных КСНП в актуальном состоянии. Кроме того, мы используем базу данных по утерянным паспортам, что позволяет уже на начальном этапе проверочной работы выявлять недобросовестных налогоплательщиков.
В: Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с администрированием налога на прибыль организаций.
О: За 1-е полугодие установленные бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций значительно перевыполнены: в федеральный бюджет — на 26,2%, в бюджет города — на 38,3%. Темп роста поступлений налога в консолидированный бюджет составил относительно 1-го полугодия 2005 года 182%.
Установленные бюджетные назначения поступления налога на прибыль в федеральный бюджет за полугодие перевыполнены на 10,8 млрд руб., обеспечен темп роста к аналогичному периоду прошлого года — 195,4%. На рост поступлений этого налога помимо макроэкономических факторов повлияло усиление налогового контроля. Так, в результате контрольных мероприятий только за 1-е полугодие 2006 года доначислено 10,4 млрд руб.
В: На что вы ориентируете инспекторов при проведении проверок?
О: Если говорить о камеральных проверках, то начиная с 2006 года мы ориентируем инспекторов на уменьшение объемов запрашиваемых документов. Мы считаем, что объекты для камеральной проверки нужно выявлять на основе экономического анализа бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль.
Как показывает практика контрольной работы, схемы минимизации налога на прибыль связаны с необоснованным учетом документально не подтвержденных расходов. Так, зачастую мы устанавливаем факты совершения налогоплательщиками сделок по фиктивным документам.
В: Как выявляются такие факты?
О: Мы проводим встречные проверки организаций — контрагентов налогоплательщика, в частности поставщиков приобретаемого имущества, подрядчиков и исполнителей работ, услуг, а также опросы руководителей и учредителей этих организаций. Кроме того, мы проводим осмотры мест, где организации ведут деятельность. Анализируем информацию из внешних источников. Все это позволяет установить факты и обстоятельства, свидетельствующие о том, что представленные документы не подтверждают реальных сделок и финансово-хозяйственных операций.
В: Московский регион от большинства регионов России отличает высокая средняя заработная плата — около 17 тыс. руб. Соответственно столица обеспечивает поступление значительных сумм ЕСН, страховых взносов во внебюджетные фонды и НДФЛ. Однако именно ваше управление стало одним из инициаторов активной борьбы с «теневой» зарплатой…
О: За год — с 1 июня 2005 года по 1 июня 2006 года — удельный вес управления в поступлении ЕСН в федеральный бюджет возрос на 2,5 процентных пункта и составил 18,4%, в государственные внебюджетные фонды — 17,1%. Но эти показатели могут быть выше, если вывести зарплату из «тени». Поэтому проверки налогоплательщиков с признаками ухода от налогообложения путем выплаты «серой» заработной платы — одно из приоритетных направлений нашей работы.
В апреле 2006 года в управлении создана комиссия, в рамках которой в территориальных инспекциях функционируют 42 рабочие группы. Они взаимодействуют с налогоплательщиками, выплачивающими зарплату ниже прожиточного минимума, установленного в Москве. Таких организаций насчитывается около 60 тысяч. Мы их распределили на четыре группы в зависимости от средней суммы выплат на одного сотрудника.
В: Как вы воздействуете на таких налогоплательщиков?
О: Мы проводим углубленный анализ их деятельности, а затем приглашаем их на заседания рабочих групп Комиссии при Управлении ФНС России по г. Москве или на заседания созданных рабочих групп при каждой инспекции. Всего с апреля 2006 года проведено 536 заседаний рабочих групп и 10 заседаний комиссии, заслушаны представители почти 11 тыс. организаций. Из них примерно 9,5 тыс. согласились с доводами комиссии и рабочих групп и приняли меры для повышения заработной платы. Причем почти каждая вторая фирма сделала это самостоятельно, не дожидаясь рассмотрения материалов налоговыми органами.
В: А как вы работаете с теми, кто не согласился с доводами комиссии?
О: Эти организации мы включили в планы комплексных выездных налоговых проверок на III квартал 2006 года. Кстати, работа налоговых органов по легализации заработной платы положительно сказывается и на администрировании другого «зарплатного» налога — НДФЛ. Его поступления в консолидированный бюджет Москвы возросли за 1-е полугодие на 44,7%.
В: Расскажите, пожалуйста, как меняются подходы к проведению выездных налоговых проверок.
О: Сегодня можно говорить о новой идеологии и концепции выездных налоговых проверок. Эта концепция реализована в Регламенте планирования и подготовки выездных проверок, который утвержден в 2006 году. Документ предусматривает использование всего комплекса процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщике, и позволяет усилить контроль уже на стадии формирования плана проверок. При этом основной акцент сделан на информационно-аналитическое обеспечение и тщательный предпроверочный анализ.
Так, мы очень внимательно подходим к выбору объекта проверки, выявляя с помощью программных средств наиболее вероятные «зоны риска». Я имею в виду случаи нарушения налогового законодательства. Во время проверок мы также активно используем специальный программный комплекс. Он позволяет в режиме реального времени контролировать ход проверки и одновременно отслеживать поступления в бюджет доначисленных сумм.
Еще один важный момент: мы уходим от практики проведения проверок по отдельным налогам. Комплексные проверки, когда в поле зрения проверяющих попадают все налоги сразу, гораздо эффективнее.
И, пожалуй, самое главное. Мы установили приоритет качества контрольной работы над количественными показателями.
В: Можно ли оценить эффективность новых методов в цифрах?
О: Конечно. Выбранные нами методы контрольной работы дают весьма ощутимые результаты. Так, за 6 месяцев 2006 года налоговые органы столицы дополнительно начислили 35,9 млрд руб. платежей, что на 9 млрд руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти 42% доначислений, или 15 млрд руб., обеспечили выездные налоговые проверки.
В: Расскажите об основных методах борьбы с фирмами-однодневками.
О: Одной из важных задач организации контрольной работы является работа по пресечению и профилактике деятельности фирм-однодневок в соответствии с Регламентом действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок. Для более эффективного решения этой проблемы на региональном уровне формируется Единая база организаций с признаками фирм-однодневок. В перспективе такая база должна быть создана и на федеральном уровне.
В: Какая роль в этой работе отводится правоохранительным органам?
О: Достаточно высокая результативность мероприятий, проводимых совместно с правоохранительными органами, предопределила необходимость дальнейшего расширения форм и методов этого взаимодействия. В июне 2006 года создана рабочая группа из представителей УФНС России по г. Москве и ГУВД Москвы. В рамках ее деятельности уточнен порядок взаимодействия налоговых инспекций и отделов управления по налоговым преступлениям ГУВД. В частности, мы подготовили план совместных мероприятий. В ходе его осуществления были проверены 20 фирм-однодневок. Объектами совместных проверок стали также девять организаций — фактических исполнителей упомянутых схем.
Дальнейшая работа в данном направлении позволит исключить из экономической деятельности значительное число создаваемых фирм-однодневок, а также разработать механизм эффективного противодействия злоупотреблениям недобросовестных юридических лиц при госрегистрации.
В: Вы оценивали, как много создается фирм-однодневок?
О: В Москве в 2006 году 40% всех зарегистрированных юридических лиц имеют признаки фирм-однодневок. Сведения о таких фирмах мы направляем в налоговые инспекции и банки для проведения мероприятий, предусмотренных Регламентом действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок.
В: Как часто фирмам с признаками однодневок отказывают в госрегистрации?
О: Решения об отказе в госрегистрации выносятся практически по каждой третьей фирме с признаками однодневки.
Кстати, в ходе контрольных мероприятий нам удалось выявить большое число подставных лиц, задействованных при создании фирм-однодневок. В настоящее время мы привлекаем этих лиц к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.
Законодательные ограничения объема телерекламы привели к тому, что расценки на нее у ведущих российских телеканалов в 2007 году вырастут на треть. Крупнейший продавец рекламного эфира группа "Видео Интернешнл" (ВИ) разослала в рекламные агентства прайс-лист на 2007 год. По оценкам экспертов, в нем заложено более чем 30-процентное увеличение цены рекламного эфира, при этом прайм-тайм дорожает на 80-110%. Рекламодатели недовольны столь резким ростом стоимости телерекламы, однако согласны платить больше: свои рекламные расходы готовы увеличивать даже небольшие производители.
Продавец телерекламы попытался замаскировать размеры медиаинфляции в 2007 году. Базовые тарифы на рекламу "Видео Интернешнл" подняла незначительно, а на некоторых каналах, например "Первом" и "России", и вовсе оставила неизменными. При этом компания сообщила, что с будущего года базовая цена одного пункта рейтинга (GRP, условная единица при продаже телерекламы) на всех каналах приводится без учета налогов.
"До сих пор ВИ всегда включала НДС в стоимость",– отмечает содиректор компании Opera Николай Ануфриев. Получается, что на "Первом" и "России" цена автоматически растет минимум на размер сегодняшней ставки НДС (18%). С учетом же содержащейся в прайс-листе системы наценок и скидок телереклама на центральных каналах в 2007 году подорожает примерно на треть. Наиболее заметным будет подорожание коммерческих каналов – СТС и Ren TV.
Сильнее всего в 2007 году вырастет стоимость рекламы в прайм-тайм. По оценке гендиректора агентства MPG Бориса Карасева, "в зависимости от качественных параметров прайм-тайм дорожает на 80-110%".
Рекламодателей темпы роста цен не смущают. О приоритетности ТВ в своих коммуникациях сказали все опрошенные компании. Эту точку зрения разделяют и в рекламных агентствах. Уходить с телевидения не планируют даже компании, у которых объем закупаемой телерекламы невелик. В компании Essen Production, чей рекламный бюджет в этом году рассчитан по покупку всего 5 тыс. GRP на ТВ (для сравнения: крупнейшие компании закупают более 20 тыс. пунктов рейтинга), намерены закупить такой же объем и в 2007 году. "Будем изыскивать дополнительные средства, возможно, откажемся от спонсорства в пользу стандартного размещения",– рассуждает заместитель гендиректора по маркетингу Essen Production Айдар Авхадиев.
Эксперты объясняют желание рекламодателей во что бы то ни стало остаться на ТВ тем, что, несмотря на подорожание, телевидение продолжает оставаться одним из самых дешевых рекламоносителей. Согласно последнему отчету "Media Cost and Inflation Report" сетевого агентства Initiative Worldwide, стоимость тысячи контактов с аудиторией в 2005 году в России на ТВ и наружной рекламе равнялась $1,02 и $0,65 соответственно. Для сравнения: на радио этот показатель составил $4,4, в газетах – $6,04, в журналах – $12,9.
В 2006 г. Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ взяло на себя финансирование дополнительных медицинских осмотров работников, связанных с вредным или опасным производством. О том, как это будет происходить, рассказал заместитель председателя Комитета общественных связей Москвы, главный государственный эксперт по условиям труда Владимир Романов.
По его словам, данная акция проводится в рамках реализации национального проекта «Здоровье». Для ее финансирования медицинская организация представляет в филиал регионального отделения (страхователя) копию договора с работодателем на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников с приложением поименного списка работников страхователя. Эти списки должны быть согласованы с органом территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу и содержать сведения о дате рождения и профессии работников. В соответствии с договорами региональные отделения Фонда перечисляют средства на оплату дополнительных медицинских осмотров работников медицинским организациям, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Московское региональное отделение Фонда финансирует дополнительные медицинские осмотры работников из расчета 535 рублей за осмотр одного человека. На такие осмотры могут рассчитывать и работники малых предприятий, имеющих вредные и опасные производства.
Каковы объемы осмотра? Прежде всего, врачи-специалисты: терапевт, эндокринолог, хирург, невролог, офтальмолог, уролог (для мужчин). Далее – лабораторные и функциональные исследования: клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина и сахара в крови, электрокардиография, флюорография (1 раз в год), маммография (для женщин в возрасте 40 – 55 лет – 1 раз в 2 года) или УЗИ молочных желез, ультразвуковое исследование предстательной железы (по медицинским показаниям).
«Напомню, что по результатам проведения дополнительных осмотров медицинские организации ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, представляют в региональные отделения Фонда счет за оплату проведенных медицинских осмотров и реестр, содержащий сведения об их результатах. Региональные отделения производят оплату этих счетов по безналичному расчету в течение десяти рабочих дней со времени получения счета», — добавил В.Романов.
Всю дополнительную информацию можно узнать в филиалах отделения Фонда по месту регистрации страхователя (работодателя).
В конце минувшего месяца ФАС направила операторам сотовой связи запрос о причинах и правовых основаниях введения платы за телефонные соединения. Такую плату решили ввести операторы «большой тройки» — ОАО «МТС», ОАО «Вымпелком» и ОАО «Мегафон» — в ответ на принятие нового федерального закона, реализующего принцип «платит звонящий».
Как заявил в среду, 9 августа, руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, пока в картельном сговоре сотовых операторов никто не обвиняет, так как только начато расследование и были направлены запросы в эти компании. Однако он считает крайне маловероятным, чтобы три компании, не обсуждая друг с другом, одновременно решили одинаковым способом компенсировать свои потери, вводя плату за соединение. «Если они сговаривались, имеет место картельный сговор, согласованные действия, то есть грубейшее нарушение антимонопольного законодательства», — пояснил руководитель ФАС.
Он рассказал, что на сегодняшний день уже две компании (МТС и Билайн) отказались от взимания платы за соединение и применяют альтернативное решение – повышают плату за первую минуту разговора.
И.Артемьев отметил, что рассмотрение данного дела ведется по нормам старого закона о защите конкуренции, согласно которым доказать сговор между компаниями можно только при наличии письменного договора между ними. «Чтобы доказать картель, нужно представить письменное соглашение, но я думаю, что его нет», — пояснил он. Однако благодаря новому закону о защите конкуренции, который вступит в силу с 26 октября текущего года, такие согласованные действия компаний доказывать можно будет гораздо легче. Сейчас же важно предотвратить незаконные действия мобильных операторов и защитить права потребителей, подчеркнул руководитель ФАС.
Он считает, что при желании сотовые компании вполне смогут придумать какие-либо новые экономические уловки, чтобы повысить прибыль, однако полагает, что «не в интересах компаний мобильной связи устраивать такие акции».