Деньги бедных не интересуют бизнес

22.03.2007  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

Большинство населения Земли — 4 млрд человек с доходами ниже 3 тыс. долл. в год — обделено вниманием бизнеса. Согласно опубликованному вчера совместному докладу International Finance Corporation (IFC) и World Resources Institute (WRI), объем этого рынка (иными словами, покупательная способность всего малообеспеченного населения планеты) составляет 5 трлн долл. Однако эксперты отмечают, что эта новость вряд ли подстегнет интерес компаний к малообеспеченным, потому что выстраивание бизнеса потребует 10—15 лет. Почти две трети из 6,6 млрд населяющих планету человек располагают доходами ниже 3 тыс. долл. в год (по паритету покупательной способности). Как отмечают авторы доклада, большая часть этих людей не интегрированы в мировую экономику, вследствие чего они страдают от недостатка питьевой воды, антисанитарии, отсутствия электричества и базовых медицинских услуг, не говоря уже о том, что у них нет банковских счетов и доступа к банковским услугам. За базовые товары и услуги они вынуждены платить больше в сравнении с более обеспеченными слоями населения, но их качество при этом ниже. Традиционный подход к решению перечисленных проблем, согласно докладу, заключается в использовании государственных инвестиций и субсидий, однако он недостаточно успешен. Вместо этого экономисты предлагают помочь бедным за счет более широкого привлечения частного бизнеса, который должен быть прямо заинтересован в этом. Эксперты IFC и WRI оценили покупательную способность этих 4 млрд человек в 5 трлн долл. «Люди выиграют оттого, что будут втянуты в формальные экономические процессы. Бизнес выиграет, когда ответит на потребности малообеспеченных рынков», — убежден президент WRI Джонатан Лэш. Географически этот рынок представлен достаточно неоднородно. 3,5 трлн долл. «бедных» денег приходится на 2,9 млрд человек, живущих в Азии и на Ближнем Востоке. На малообеспеченных жителей этих регионов приходится 42% быстроразвивающегося рынка потребительских товаров и услуг. Далее следует Латинская Америка, в которой покупательная способность малообеспеченных слоев населения оценивается в 509 млрд долл. На них приходится 70% населения региона, но лишь 28% от общей покупательной способности, меньше, чем где-либо. В Африке, наоборот, объем этого рынка меньше — 429 млрд долл., но на него приходится 71% покупательной способности всего населения континента. В Восточной Европе на 64% малообеспеченного населения приходится 36% покупательной способности региона, что составляет 458 млрд долл. Примерно также, согласно докладу, обстоят дела и в России: около 60% населения страны являются малообеспеченными по мировым стандартам. На них приходится 134,3 млн долл., или 38,5% всех потребительских расходов населения (350 млн долл.). Что касается объемов рынка по секторам, то здесь суммы очень сильно разнятся. Самым обширным является рынок продуктов питания, который авторы доклада оценивают в 2,9 трлн долл. Средними по масштабу являются рынки здравоохранения (158 млрд долл.), транспортных услуг (179 млрд), жилья (332 млрд долл.) и электроэнергии (433 млрд долл.). Менее перспективными пока остаются рынок поставок воды, оцениваемый всего в 20 млрд долл., и рынок информационно-коммуникационных технологий, оцениваемый в 51 млрд долл. Эксперты, впрочем, сомневаются, что «малообеспеченные рынки» вызовут большой интерес в бизнес-среде. «Речь идет о потенциальной возможности, которая означает, что прибыль может быть достигнута, а может и не быть. Кроме того, выстраивание бизнеса на этих рынках потребует довольно много времени. Пример крупных розничных компаний в Китае говорит о том, что этот срок составляет не меньше 10—15 лет», — отметила эксперт Chatham House Паола Субакки.


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.