Инвентарные карточки для «малоценки» не годятся
18.02.2009Ответ
Нет, использовать для учета недорогих объектов (оргтехники, кассовых аппаратов и т. д.) первичные документы, предусмотренные для учета основных средств, нельзя. Такие объекты относятся уже не к основным средствам, а к материально-производственным запасам. Поэтому для их учета нужно оформлять соответствующие первичные документы (письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98) — в частности, приходный ордер М-4, требование-накладную М-11. В противном случае есть риск, что инспекторы могут сразу не принять эти расходы в налоговом учете.
Наладить же учет и контроль нужно не только для формального выполнения требований пункта 5 ПБУ 6/01. Наличие на фирме организованного учета недорогих объектов, срок службы которых более года, исключит сомнения налогового инспектора в обоснованности расходов на продажу таких объектов или их ремонт.
На практике обеспечить учет недорогих объектов можно по-разному: в бухгалтерской программе на специально открытом забалансовом счете, в специальной электронной таблице и т. п.
А вот чтобы контролировать движение объекта внутри фирмы, потребуется завести на каждый объект или их группу специальную карточку учета. В частности, чтобы знать, когда и кто получил имущество, как долго оно находится в эксплуатации и когда списано.
Специальную форму карточки для учета «малоценки» не утверждали, поэтому фирма вправе сама разработать свою и утвердить ее в учетной политике. В разработанной форме должны быть реквизиты, перечисленные в статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». За основу можно взять карточку по форме МБ-2 (утв. постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а) и инвентарную карточку по форме ОС-6 или ОС-6а (утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7).