111222
Законодатели в мае 2008 года внесли изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», которые касаются размещения рекламы азартных услуг*. Согласно поправкам, требования к рекламе основанных на риске игр, пари, распространятся теперь и на рекламу сопутствующих им услуг. Так что, спускаясь в метро или встречая родных и близких на вокзале или в аэропорту, вы больше не увидите рекламу игорных заведений, а также мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг.
Затраты, связанные с созданием, распространением и размещением таких сведений относятся к рекламным. Таким образом, к расходам на транспортную рекламу относятся следующие издержки:
Обратите внимание: размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой (п. 4 ст. 20 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). Поэтому расходы на перекрашивание автомобиля организации в корпоративные цвета и изображение на нем фирменного логотипа не относятся к рекламным.
Затраты на рекламу, распространяемую с помощью транспортных средств, уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе прочих расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом необходимо учитывать положения пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса, согласно которым рекламные издержки делятся на два вида: нормируемые и ненормируемые.
Про учет расходов на транспортную рекламу в Налоговом кодексе не сказано ничего. Возникает вопрос, к какому виду налоговых затрат ее относить: к нормируемым или нет?
Для ответа на данный вопрос следует обратиться к официальным разъяснениям. Согласно им, издержки на рекламу, размещенную на транспортных средствах, в том числе в метрополитене, относятся к нормируемым расходам и учитываются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации. Об этом свидетельствуют письма Минфина России от 30.12.2005 № 03-03-04/2/148, от 20.04.2006 № 03-03-04/1/361. Аналогичные выводы содержат письма УФНС России по г. Москве от 17.06.2005 № 20-12/43630, ФНС России от 25.11.2004 № 02-4-08/325 и постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 № А43-1729/2004-32-152.
В основном вышеназванная позиция основывается на положениях закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе», который в настоящий момент утратил свою силу. В нем содержались разные требования по распространению и размещению наружной и транспортной рекламы. Однако на сегодняшний день действует закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — Закон № 38-ФЗ), который, так же как и прежний, содержит отдельные положения в отношении требований к распространению и размещению как наружной, так и транспортной рекламы. Данные разграничения и отличают эти виды реклам друг от друга.
Так, из пункта 1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ следует, что под наружной рекламой надо понимать ту, что осуществляется с использованием определенных приспособлений. Это щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Как видим, среди них средства передвижения не указаны.
Таким образом, затраты по размещению и распространению информации о товарах (работах, услугах), о деятельности фирмы, о ее товарном знаке и знаке обслуживания как внутри, так и на поверхности (снаружи) транспортного средства необходимо нормировать при расчете налога на прибыль.
Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Этот промежуток времени, как правило, состоит из следующих отчетных периодов: I квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ). По окончании каждого отчетного периода налогоплательщик должен исчислить сумму налога на прибыль. При этом налогооблагаемую прибыль следует учитывать нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 7 ст. 274 НК РФ). Для российских организаций она определяется как разность между доходами и расходами (п. 1 ст. 247 НК РФ). Следовательно, их тоже надо учитывать нарастающим итогом с начала налогового периода. Под доходами подразумевается прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и поступления от внереализационной деятельности (п. 1 ст. 248 НК РФ). А в целях главы 25 Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ).
Предельный размер нормируемых рекламных расходов следует рассчитывать исходя из выручки от реализации без учета НДС и акцизов (письмо Минфина России от 07.06.2005 № 03-03-01-04/1/310). Выручка от реализации за полугодие может отличаться от такого же показателя за I квартал. При ее увеличении повышается и предельный размер нормируемых рекламных расходов. Поэтому неучтенные в одном отчетном периоде расходы на рекламу могут быть отражены при расчете налога на прибыль в последующих отчетных периодах календарного года.
Сверхнормативная сумма расходов на рекламу признается вычитаемой временной разницей и приводит к образованию отложенного налогового актива (п.п. 11, 14 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). В бухгалтерском учете они отражаются по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Фирма вправе уменьшить начисленный к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость на суммы «входного» НДС по услугам, приобретенным для ведения облагаемой этим налогом деятельности (п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ). Напомним, что вычет производится после принятия к учету услуг на основании выставленного счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ).
В отношении нормируемых рекламных расходов специалисты финансового ведомства придерживаются мнения, что суммы НДС по ним подлежат вычету в размере, соответствующем этим нормам. Такой вывод они делают на основании абзаца 2 пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 09.04.2008 № 03-07-11/134). Однако в первом абзаце пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса говорится о принятии к вычету сумм НДС с части командировочных и представительских расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. В нем не указаны расходы на рекламу. Поэтому можно сделать вывод, что сумму НДС по таким затратам организация имеет право принять к вычету в полном объеме, если выполнены все условия, необходимые для этого:
Такой точки зрения придерживаются судьи в постановлении ФАС Московского округа от 03.11.2005 № КА-А40/10907-05. Аналогичные выводы содержит постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 по делу № А55-5349/2007. Однако есть другая позиция арбитров. Она аналогична мнению финансового ведомства и представлена в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 21.07.2004 № Ф04-5004/2004(А81-3059-31), ФАС Московского округа от 15.03.2005 № КА-А40/1512-05, ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2005 № А56-11749/04, ФАС Уральского округа от 20.02.2006 № Ф09-746/06-С2 по делу № А07-36767/05. Таким образом, если организация примет решение о применении в полном объеме вычетов по НДС, относящихся к рекламным расходам, не учитываемым при исчислении налога на прибыль, то ей, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в суде.
Итак, согласно позиции финансового ведомства, суммы налога на добавленную стоимость по сверхнормативным расходам к вычету не принимаются. Как быть с «входным» НДС по расходам, которые перестали быть сверхнормативными? Ведь, как было сказано выше, предельный размер нормируемых затрат меняется по мере увеличения объема выручки в течение налогового периода. Минфин считает, что суммы НДС по нормируемым издержкам подлежат вычету в тех периодах, в которых они возникли. Кроме того, суммы «добавленного» налога, относящиеся к сверхлимитным расходам, которые в отчетном периоде не уменьшают налогооблагаемую прибыль, к вычету в дальнейшем не принимаются (письмо Минфина России от 11.11.2004 № 03-04-11/201).
Пример
ООО «Актив» заключило с рекламным агентством договор на размещение в вагонах метрополитена наклеек с информацией об оказываемых фирмой услугах. Размер выручки от реализации без НДС в I квартале 2008 г. составил 3 800 000 руб. Стоимость рекламных услуг по договору составляет 88 500 руб., в том числе НДС 13 500 руб. Акт приемки-сдачи оказанных услуг подписан сторонами в марте 2008 г.
1 процент от суммы выручки за I квартал 2008 г. составляет 38 000 руб. (3 800 000 руб. × 1%). А расходы по размещению рекламных наклеек без НДС равны 75 000 руб. (88 500 руб. – 13 500 руб.). Таким образом, в I квартале 2008 г. ООО «Актив» признает расход по размещению рекламных наклеек в бухгалтерском учете в сумме 75 000 руб., а в налоговом учете — в сумме 38 000 руб.
Бухгалтер ООО «Актив» сделал проводки:
Дебет 60 Кредит 51
— 88 500 руб. — оплачены услуги по размещению рекламы в вагонах метрополитена;
Дебет 44 Кредит 60
— 75 000 руб. (88 500 руб. – 13 500 руб.) — рекламные затраты отражены в составе расходов на продажу;
Дебет 19 Кредит 60
— 13 500 руб. — отражен «входной» НДС;
Дебет 68-НДС Кредит 19
— 6840 руб. (38 000 руб. × 18%) — сумма НДС принята к вычету;
Дебет 91-2 Кредит 19
— 6660 руб. (13 500 руб. – 6840 руб.) — сумма НДС, не принятая к вычету, списана на прочие расходы;
Дебет 99 Кредит 68-налог на прибыль
— 1598 руб. (6660 руб. × 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство;
Дебет 09 Кредит 68-налог на прибыль
— 8880 руб. ((75 000 руб. – 38 000 руб.) × 24%) — отражен отложенный налоговый актив.
Распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах подпадает под единый налог на вмененный доход (подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), конечно, если в муниципалитете введена «вмененка» для этого вида деятельности. Реклама на транспортном средстве должна размещаться на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (п. 1 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Следовательно, если с фирмой, имеющей в собственности транспортные средства, заключили договор о размещении рекламы напрямую, минуя рекламное агентство, то она занимается деятельностью по распространению рекламы, поэтому должна платить ЕНВД.
Обратите внимание: платить «вмененный» налог должен только непосредственный распространитель рекламы, а не ее заказчик и изготовитель.
«Вмененный» спецрежим применим только в отношении рекламы, рассчитанной на визуальное восприятие, путем ее размещения на крышах, боковых поверхностях кузовов, а также установки на них щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы (ст. 346.27 НК РФ). Таким образом, деятельность по распространению рекламы внутри транспорта не подпадает под ЕНВД. Распространители рекламы, размещенной как внутри, так и снаружи транспортного средства должны вести раздельный учет (письмо Минфина России от 02.03.2006 № 03-11-04/3/106).
* Федеральный закон от 13.05.2008 № 70-ФЗ.
Комментарии (0)
Оставить комментарий