111222
Искусственное увеличение расходов давно волнует умы не только руководителей компаний, но и главных бухгалтеров. Перечень расходов, вызывающих наибольшее количество нареканий со стороны налоговых органов, давно известен: консультационные, информационные услуги, маркетинговые исследования и т. д.
Налоговым органам известны свыше 185 вариантов разработки схем по уходу от налогов, и этот список растет. Поэтому если у компании заключен тот или иной договор и прослеживается связь, аналогичная имеющейся в «арсенале» налогового инспектора, то, скорее всего, такие расходы для целей налогообложения будут сняты, а фирме придется доплатить налог, а также пени и штраф за несвоевременную уплату налога на прибыль.
Поскольку размер штрафа составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога, то цена вопроса тем выше, чем большая сумма налога будет признана налоговиками неуплаченной. То есть оптимизация, а точнее, минимизация налогообложения в компании — вещь достаточно серьезная и рисковая. Именно поэтому на рынке юридических услуг наметилась тенденция отказа от рискованной налоговой оптимизации. Такая услуга у юристов уже получила название «консервация налоговой политики», и ее популярность набирает обороты.
Однако нужно понимать, что «консервация» является временной и вынужденной мерой, ведь далеко не все сделки, подпадающие под схемы налоговиков, являются фиктивными, а государство в этом вопросе в настоящее время поддерживает именно налоговые органы.
внимание
В последнее время на рынке юридических услуг появился новый вид услуг — «консервация налоговой политики». Она подразумевает оценку рисков при применении фирмой неблагонадежных схем налоговой оптимизации и разработку программы дальнейших действий.
Работу юриста по отказу от оптимизации налогообложения можно условно разделить на несколько этапов.
1-й этап. Проверка сделок по ряду признаков на благонадежность. Эти признаки были изложены в секретном приказе ФНС России, который обобщает 109 признаков недобросовестного налогоплательщика. Рекомендации, разработанные в режиме «для служебного пользования», обобщают типичные признаки недобросовестного налогоплательщика и предписывают создание специальной федеральной электронной базы, где будет содержаться информация о всех «подозрительных» компаниях. И несмотря на то что к некоторым признакам нельзя относиться серьезно, часть из них лучше все-таки принять во внимание.
Так, например, признак № 41 — «учредитель компании часто встречается в числе ее контрагентов». Речь идет о заключении компанией за отчетный год договоров, половина из которых заключена с учредителем — физическим лицом либо с юридическими лицами, контрагентами которых с другой стороны опять-таки является учредитель. Или, например, признак № 46 — «компания пользуется услугой “почтово-секретарское обслуживание”». Несмотря на то что этот признак не относится к столичным фирмам, пользующимся услугами ТАРП (Территориальное Агентство Развития Предпринимательства), стоит подумать, нужно ли расходы по такому договору отражать в налоговом учете?
Стоимость таких договоров в материальном выражении невелика, а вот в случае непризнания таких расходов налоговиками последствия, как уже говорилось выше, достаточно ощутимы. Если компания находится по адресу, указанному в учредительных документах, в налоговом учете такие расходы лучше не отражать. Ведь принятие расходов в целях налогообложения — это право налогоплательщика (постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53), в то время как отражение в бухгалтерском учете — обязанность.
Стоит обратить внимание и на следующие признаки неблагонадежности:
Признак № 67 особенно часто применяется налоговиками по необычным, непрофильным операциям. Например, компания, специализирующаяся на оптовом прокате металла, вдруг закупает партию мороженого, аргументируя это тем, что она решила расширить ассортимент товара. В процессе транспортировки мороженое растаяло, компания понесла убытки. В этом случае, даже если такая абсурдная ситуация имела место в действительности, в налоговом учете расходы по ней лучше не отражать.
Параллельно этому сделки оцениваются на предмет антисоциальности в соответствии со статьей 169 Гражданского кодекса. Судебная практика в таких ситуациях складывается не в пользу налогоплательщиков.
Однако не исключено, что налоговые органы смогут доказать, что у сторон сделки был умысел, они понимали характер своих действий и осознавали последствия. Несмотря на то что уголовно наказуемое деяние отсутствует, действия сторон по таким сделкам все-таки являются правонарушением.
В дальнейшем, если сделка будет признана антисоциальной, все имущество, полученное сторонами по такой сделке, взыскивается в доход государства.
2-й этап. Представление отчета о проведенной проверке на наличие подозрительных операций руководителю фирмы-заказчицы. Даже в случае, если налоговое законодательство неоднозначно трактует те или иные расходы и судебная практика складывается неоднозначно для налогоплательщика, это обязательно нужно отразить в отчете юриста. Ведь решение остается в любом случае за заказчиком. Фирма-заказчик, ознакомившись с результатами отчета, решает, от каких затрат она готова отказаться, а от каких — нет.
3-й этап. Инициация «очистки». Возможен и такой вариант оценки рисков — инициация судебного процесса с незначительной суммой иска в пределах, эквивалентных 100–200 долларам (искусственный спор).
Такая мера целесообразна, если юрист считает налоговые риски по той или иной сделке достаточно высокими, а для заказчика суммы «проблемной» сделки являются существенными. В зависимости от вынесенного судьей решения юрист либо рекомендует отказаться от совершения крупной рискованной сделки, либо подтверждает возможность ее отражения в налоговом учете заказчика.
Поскольку проведение юристом «очистки» хозяйственной деятельности от рискованных операций — это тоже услуга, то заказчик такой услуги должен решить для себя, отразит ли он затраты по ней в налоговом учете? Как объяснит налоговикам деловую цель при заключении такого договора?
Разумеется, сторонам нужно заранее определить и точно прописать предмет договора, дабы услуга из статуса «консервации налоговой политики» не переросла в статус «медвежьей».
* О практике и методах решения этой проблемы читайте в бераторе «Юрист на предприятии».
На сколько вырастет налоговая нагрузка малого бизнеса (МСП) с 2026 года
Увольнение работника в связи с призывом на срочную службу осенью 2025 года
Отчетность в налоговую и СФР по итогам 3-го квартала 2025 года
На что повлияет новый МРОТ в 2026 году?
Как заполнить 6-НДФЛ за 9 месяцев 2025 года, если зарплата за сентябрь выплачена октябре?
Комментарии (0)
Оставить комментарий