Жизнь бухгалтеров Полярного круга

Жизнь бухгалтеров Полярного круга

02.11.2006 распечатать

Сегодня по улицам городов региона–донора ездят понтиаки, а процент сдачи отчетности по каналам связи в тундре – парадоксально, но факт – выше среднероссийского. Однако проблем бухгалтерам хватает: до инспекции надо лететь на вертолете, да и добиться ответа от налоговой получается через раз.

Когда в Москву возвращалось бабье лето, на Ямале уже господствовала красно-желтая осень с арктическими ветрами. В середине сентября «газовый плацдарм» привлек внимание не только «Расчета». В эти дни знакомиться с округом приехал глава ФНС Анатолий Сердюков. Салехард, только что отметивший свой 411-ый день рождения, принимал ещё и других гостей – участников Пятого арктического фестиваля антропологического кино. Словом, жизнь в единственном в мире городе на Северном Полярном круге кипела.

Продвинутый Север

Мой же интерес к региону был продиктован проблемами налогоплательщиков из отдаленных районов. Дело в том, что реформа налогового законодательства не учла проблем северных территорий. Жители отдаленных районов не имеют собственных инспекций и администрируются в межрайонных, которых на территории округа, состоящего из 58 муниципальных образований, осталось семь. Площадь региона немалая – 750 тыс. квадратных километров. Для сдачи отчетности бухгалтерам приходится тратить больше дня.

Пока глава местной налоговой службы встречался со столичным руководством, я обратилась к Татьяне Селютиной, заместителю начальника отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС России по ЯНАО, с вопросом о том, как обслуживаются налогоплательщики из Тазовского и других отдаленных районов.

– Почему именно Тазовский жалуется? Ведь у них в поселке действует территориальный участок, где работают постоянно 2 инспектора. Постеснялись бы! – воскликнула Татьяна. – Основная проблема – это поселки Мужи, Горки, Яр-Сале. Они обслуживаются по принципу временного присутствия, то есть посещаются инспектором 1-2 раза в месяц в установленные графиком дни. Этот принцип придумали мы сами, ФНС же предложила нам создать ТОРМ. Но создавать ТОРМы в этих поселках ради 4 процентов плательщиков – значит, оголить инспекцию в Салехарде, поскольку численность инспекции рассчитывается от численности налогоплательщиков.

Конечно, налогоплательщикам приходится трудно – оторванность и труднодоступность создают постоянный информационный «голод» при нашем быстро меняющемся законодательстве. Не все могут себе позволить сесть на теплоход, метеор или вертолет и прилететь в Салехард. Поэтому мы большинство вопросов решаем по телефону, а если что-то серьезное, то, конечно, бухгалтерам приходится ехать в инспекцию. Тяжело становится в осеннее время, когда закрывается река. Конечно, когда идет массовая сдача отчетности, стоит очередь. Но во всех инспекциях у нас висят объявления, что иногородние обслуживаются вне очереди. Другое дело, что иногда сама очередь не пропускает.

Позже в разговоре это подтвердила и Земфира Корнеева, предприниматель из поселка Тазовский:

– Приезжают к нам даже чаще, чем раз в месяц. Но я и наши бухгалтеры чаще ездим в налоговую Нового Уренгоя, пожаловаться на межрайонных инспекторов я не могу, только попасть к ним очень сложно – очередь не пропускает. И дорога обходится дорого: помимо проблем с машиной – куда ее деть? – нужно ещё озаботиться гостиницей.

Очереди в инспекциях случаются, и когда меняется форма декларации накануне срока ее сдачи – это один из самых ярких примеров. По итогам I полугодия 19,7 процентов юридических лиц сдают отчетность по каналам связи – это выше среднероссийского показателя.

– Конечно, каналы связи очень сильно выручают при наших расстояниях, – резюмировала Татьяна Селютина.

«У нас очень доступная власть!»

По мнению председателя регионального представительства «Опоры России» Василия Шагунова, с которым мы встретились на следующий день, это и является залогом успешной работы в области поддержки предпринимательства:

– Наша позиция: мы меньше всего пишем жалоб, пользуясь тем, что Губернатор наш, ямальский. Но к нему надо идти не с проблемой, а с уже готовым решением.

Василий, кстати, не подтвердил слова сотрудников УФНС о высоком проценте сдачи отчетности по каналам связи. По его словам, мало кто работает по электронке:

– Люди в очередях стоят не часы, а дни. Возможно, все упирается в психологию: вот я отстою в очереди, сдам лично в руки и буду спокоен. Хотя чего успокаиваться? Вся работа начнется уже, когда инспектор посмотрит декларацию. Но у нас очень корректные инспекторы. И милиция, кстати, тоже. Я в восторге от того, как работает ОБЭП. Никаких маски-шоу, которые были в 90-е годы, сейчас нет. Что касается ошибок местного законодательства, то оно полностью повторяет ошибки федерального. Например, очень неудобна в строительстве схема торгов, которые почему-то проводятся летом. Тогда как строительство на Севере идет с апреля по ноябрь. Если бы это происходило зимой как подготовка к лету...

«ГУЛАГом были – ГУЛАГом и остались!»

Так высказался о проблемах с чиновничеством предприниматель Игорь Чмырев, который присутствовал при нашем диалоге с Василием Шагуновым.

– Самая главная проблема – изменение правил игры во время игры. Как пример – переход на упрощенку, переход на безэндеэсную схему. Когда люди пытались подать документы, на тот момент не было бланков. Получается, что в течение года люди продолжают платить НДС.

Другая проблема, по словам Игоря, – невозможность возврата из бюджета излишне уплаченных средств:

– Если ты что-то недоплатил, тебя очень быстро вычисляют и наказывают. Если что-то переплатил, попробуй получи обратно. В инспекциях ссылаются на занятость и нехватку кадров, но когда дело касается уплаты налогов, они же не спрашивают, есть у меня бухгалтер или нет. Уделять внимание проблемам налогоплательщиков начинают только перед выборами. Поэтому когда говорят об административном ресурсе и спрашивают, чем помочь? Я всегда отвечаю: не мешайте! Что касается сдачи отчетности, то я своим бухгалтерам сказал: если в течение получаса сдать отчетность невозможно, есть почта. Есть, конечно, и проблемы на уровне субъектов РФ – если есть в законе граница налоговой ставки от и до, ни один субъект не сделает границу посередине, не говоря уже о нижнем пределе.

Резкой критике подверг Игорь и электронные каналы:

– Они толком не отрегулированы ни законодательно, ни на программном уровне. Должно быть единое проверенное программное обеспечение. Пусть это будет одна придворная фирмочка на всю Россию. У меня нет уверенности в защищенной информации. Для налоговых инспекций есть общая программа. Почему бы не сделать то же самое для налогоплательщиков? Кроме того, платятся хорошие налоги, пусть какая-то их часть пойдет на создание более благоприятных условий труда для инспекторов. В общем, кто работает самостоятельно, не пользуется ни льготами, ни преференциями, – подытожил Игорь.

Ищут главбуха

На следующий день я отправилась на встречу с Валентиной Захаровой, главным бухгалтером региональной общественной организации «Научный центр «Ямал», занимающейся фундаментальными исследованиями в области нефтегазового производства. Валентина вступилась за инспекторов, поскольку сама в недавнем прошлом работник налоговых органов:

– Плохо всем: и инспекторам – они завалены работой, и налогоплательщикам. Может быть, бюджет и выиграл. Но если бы была в Лабытнангах инспекция, было бы проще. С другой стороны, бухгалтеру неплохо лишний раз вырваться из тундры в город, походить по магазинам. Пусть лучше он приедет и отстоит в очереди.

Сейчас Валентина, помимо ведения учета на нескольких предприятиях, занимается консалтингом – в том числе проводит семинары в отдаленных поселках, а также временно исполняет обязанности главного бухгалтера ОАО «Ямальский газоперерабатывающий химкомбинат». Это предприятие в 2005 году Международный экономический совет признал Лидером российской экономики. Не согласиться с выбором жюри сложно, поскольку в округе это, пока ещё строящееся, предприятие – единственное предназначенное для переработки сырья и производства готовой продукции – метанола. Как рассказал генеральный директор Вячеслав Локтионов, главная задача, которая сейчас стоит перед бухгалтерией, – найти главного бухгалтера, специалиста в области инвестиционного строительства, поскольку на Севере очень остро ощущается нехватка кадров. Не хватает многих высококвалифицированных специалистов.

Без ответа

– Вы были в инспекции? – начала разговор со мной бухгалтер Наталья Цыбина.

– В Управлении...

– А вы сходите просто в инспекцию, задайте какой-нибудь вопрос – вы никогда не получите ответа. Ни одного вопроса не решается.

– В Минфин за разъяснениями обращаться не пробовали? – задала я вопрос, вспомнив репортаж в прошлом номере «Расчета».

– А смысл писать в Минфин? Они все сбрасывают в окружное управление! Если нам нужно взять справку из налоговой, возникают проблемы, потому что инспекторы не начислили налог на имущество в 2006 году. Извещения о налоге на прибыль мы тоже не получаем, хотя авансовые декларации нам должны предоставить. Вернуть налог невозможно – я писала три года, а на судебные тяжбы нет времени. В общем, никому ни до чего дела нет. Поэтому в инспекцию не хожу уже 3–4 года – только если надо сделать сверку, а декларации сдаю по электронке.

Трудности в работе у Натальи возникают в связи с тем, что предприятие большое и деятельность подпадает под вмененку, упрощенку и общий режим. Осложняет работу предприятия и тяжелая транспортная схема, зимой ещё и закрывается река – возникают проблемы с реализацией.

Патриотизм деловых слоев

Следующим моим собеседником стал Владимир Свидлов, который одновременно является президентом региональной ТПП и депутатом Государственной Думы ЯНАО.

– Крупный бизнес на Ямале представлен вертикально интегрированными компаниями. Здесь проблемы возникают вокруг федерального законодательства. Работа с ними идет напрямую – все крупные компании входят в российскую ТПП. Поэтому наше сотрудничество с крупным ТЭКом в основном выражается, например, в организации разного рода выставок. Сейчас мы формируем делегацию в Пекин. Также проводим экспертизу контрактов для газодобывающих компаний – проверяем, то ли оборудование пришло. ТПП ЯНАО совместно с крупным ТЭКом готовит проекты в области благотворительной деятельности, развития и реализации национальных проектов. Надеемся, что в Ноябрьске будет создан технопарк.

Как рассказал Владимир, у окружной ТПП много идей. В том числе, написана программа по развитию туризма на Ямале. Но пока неясно, каким образом привлечь туда инвестиции, поскольку для туризма ещё не придуманы мультипликаторы. В области защиты прав потребителей основная проблема общероссийского масштаба – наличие продукции с генетически модифицированными компонентами. Окружная палата разработала свой бренд «ТоргПромНадзор» – помеченный им товар проходит проверку экспертов ТПП ЯНАО.

– Предприниматели сами к нам обращаются за получением этого бренда. А потребитель знает, что этой продукции можно доверять. Если говорить вообще о содействии, то существует программа государственной поддержки предпринимательства ЯНАО за счет окружных денег в размере тридцати миллионов рублей в год. Мы пытаемся доказывать, что это должно быть триста миллионов. Должны быть программы отраслевого развития.

Депутатская инициатива

Сейчас депутат Свидлов работает над законопроектом о компенсации сельхозпереработчикам расходов на электроэнергию за счет местного бюджета. Переработка рыбы и оленины требует огромных энергозатрат.

– Наша территория сейчас получила международный сертификат. Недавно мы представили продукцию предприятия «Ямальские олени» на европейском рынке. Естественно, что скандинавские страны не хотят ее там видеть. Но тут уже подключаются рычаги вплоть до министра экономического развития и торговли РФ.

По словам Владимира, для крупного бизнеса на местном уровне нет административных барьеров, а для малого – полно! Противодействие мощнейшее: проблемы федерального законодательства, поведение чиновников.

– Меня включили в состав комиссии по административной реформе в ЯНАО. До конца года будут разработаны нормы, которые заведут чиновничество в коридор. Я выступаю за то, чтобы все услуги, которые предоставляет власть, были технически регламентированы, чтобы чиновник не смог не ответить на запрос. К сожалению, федеральный закон о саморегулируемых организациях во втором чтении почему-то завис. А замысел его был в передаче массы полномочий из государственных структур в частные. Как, например, в Финляндии – Союз рыболовов более эффективно выделяет квоты и более эффективно контролирует выполнение этих квот, чем госорган.

Государево дело

Последним пунктом моей командировки был повторный визит в Управление налоговой службы на интервью с его руководителем Александром Слабенко, освободившимся после двухдневного совещания с Анатолием Сердюковым.

– У нас наблюдается небольшое снижение количества собранных налогов за счет того, что мы передали на администрирование в межрегиональные инспекции крупнейших плательщиков, – начал свой рассказ руководитель Управления. – Особенностью предприятий ТЭКа является и то, что вопрос с зарплатой в конвертах здесь вообще не стоит. Согласитесь, никто не будет платить нефтяникам на буровых серую зарплату. Поэтому проблема легализации для нас незначительна. Помимо предприятий ТЭКа, на территории округа к крупным плательщикам мы относим строительные организации. Здесь такая же ситуация.

Выплата зарплаты меньше прожиточного минимума приходится на долю малого бизнеса, но это меньше полутора процентов плательщиков. Нами были отмечены 769 таких предприятий и индивидуальных предпринимателей. Все руководители до 1 ноября выступят на межведомственных комиссиях. В случае, если они не прислушаются, к ним будут применены меры прокурорского надзора. Плюс у нас есть свои методы, например, пропаганда среди населения. На сегодняшний день у нас в печати находится брошюра, разъясняющая налогоплательщикам, что они теряют в будущем, если им сейчас платят зарплату «в конверте».

Если с легализацией зарплаты обстановка в регионе была ясна, то в отношениях «инспектор – бухгалтер» явно есть недопонимания. Вспоминая и положительные, и отрицательные отзывы бухгалтеров о местных инспекторах, я спросила руководителя УФНС, как сегодня складывается работа с бухгалтерами, налогоплательщиками.

– Взаимодействие развивается по нескольким направлениям. В инспекциях есть операционные залы, где налогоплательщик может получить разъяснение специалиста, переписать себе на дискету все необходимые нормативные акты, последние изменения в законодательстве. Также мы проводим обучающие семинары, где подробно разъясняем, например, порядок заполнения налоговой декларации. В прошедшем полугодии было проведено 52 семинара. Для тех же плательщиков, кто сдает отчетность по электронным каналам связи – а таких у нас порядка 20 процентов – по этим же каналам рассылаются изменения в законодательстве, новые формы деклараций и расчетов, справки о задолженности и акты сверки расчетов с бюджетом. Это не спам, а самая необходимая информация.

– И все-таки, налогоплательщики наверняка сталкиваются с какими-то проблемами? – спросила я у чиновника.

– Проблемы у нас все пока надуманные. Проблемы у нас в менталитете северного жителя, потому что за него всегда думал добрый кто-то: у нас никто никогда на Севере лишнюю копейку не потратит. Потому что за нас всегда думает государство, начиная с выплаты «полярок» и коэффициентов, нам все всегда должны помогать. У нас налогоплательщики самые последние в России придут к тому, чтобы у них появился семейный доктор, семейный налоговый инспектор. 12 тысяч рублей в год стоит обслуживание электронного канала. Скажите, это деньги для предпринимателя, который имеет оборот 500-600 тысяч? В Москве продаются везде в книжных магазинах бланки налоговой отчетности и других документов. Но наш налогоплательщик придет за ними в инспекцию, потому что по закону имеет право получить их бесплатно. И мы вынуждены тратить деньги, потому что обязаны его обеспечить.

Как выяснилось, вопрос об обслуживании налогоплательщиков из отдаленных районов задают часто, и он уже успел порядком набить оскомину всем уполномоченным лицам. Александр Слабенко вместо ответа предложил мне порассуждать о том, на каком этапе целесообразно создавать инспекцию, в случае если на территории муниципалитета проживает незначительное количество налогоплательщиков.

– У нас в округе 10,5 тысяч юридических лиц и 11 тысяч предпринимателей. Если расформированная инспекция состояла из 12 человек, имела руководителя, заместителя, водителя и т. д., а приносила в бюджет денег столько, что не хватало на ее содержание? Я понимаю, с другой стороны стоят интересы налогоплательщика, который ещё и жалобу Губернатору пишет: почему у меня нет инспекции? А я бы мог добавить: а может, ещё и аэропорт построить? Но ситуация с выездами в отдаленные поселки у нас стабильная.

Под занавес я задала вопрос, который не давал мне покоя с момента приезда в Салехард: с чем же все-таки был связан приезд главы ФНС?

– Это было рабочее совещание по обсуждению внутренних, так сказать, ведомственных проблем, на котором не присутствовали ни представители администрации округа, ни пресса, ни какие-либо третьи лица, – ответил Александр Слабенко.

Екатерина ВЛАСОВА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.