Юридические ошибки малого бизнеса

25.06.2021 распечатать

Проблемы с законодательством входят в ТОП-16 причин, по которым стартапы терпят крах, согласно данным аналитической компании CB Insights. При этом в России многие начинающие предприниматели часто совершают сходные, с юридической точки зрения, ошибки. Рассказываем, как минимизировать такие риски.

Алексей Шевердяков, адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы, постоянный автор портала Ближе к Делу

Ошибки в выборе организационно-правовой формы

Индивидуальных предпринимателей в России вдвое больше, чем ООО и АО вместе взятых, и это неудивительно: у ИП есть ряд преимуществ, в числе которых упрощенная регистрация и ликвидация бизнеса, вывод прибыли, облегченные налогообложение и бухгалтерский учет.

Однако есть и недостатки, которые начинающие бизнесмены порой не учитывают. Во-первых, для некоторых видов экономической деятельности ИП не подходит. Индивидуальные предприниматели не вправе учреждать СМИ, производить и продавать алкогольную или фармацевтическую продукцию, заниматься продажей оружия или охранной деятельностью. Во-вторых, бизнес, завязанный на ИП, трудно перепродать и масштабировать. Например, получить внешнее финансирование куда легче компании с организационно-правовой формой в виде ООО.

Кроме того, при создании бизнеса в формате ИП предприниматели часто не отражают количество его реальных владельцев, что в будущем может привести к конфликтам в управлении компанией. Если бенефициаров хотя бы двое, то безопаснее делать выбор в пользу ООО. Это поможет создать надежную и учитывающую интересы всех сторон систему корпоративного управления.

У ООО и АО нет ограничений по видам деятельности, и, несмотря на бОльшие сложности в оформлении документации и меньшие налоговые послабления в сравнении с ИП, в российском законодательстве эти формы организации остаются оптимальными для быстро масштабирующегося бизнеса.

Ошибки в налогообложении

Дарим клиентам банка ВТБ персональную консультацию от ведущих экспертов рынка. Узнайте, как организовать бухгалтерский и налоговый учет для вашего бизнеса. Узнать подробнее

Малый бизнес часто выбирает упрощенную систему налогообложения (УСН), которая в сравнении с ОСНО позволяет освободиться от налогов на прибыль и имущество организаций, а также от НДС. При этом у УСН есть свои минусы, которые затрудняют масштабирование компании и вынуждают ее переходить на ОСНО. К примеру, невозможность развиваться в других городах и регионах, в том числе открывать представительства или филиалы.

Кроме того, «упрощенцы» не могут заниматься банковским, юридическим, страховым бизнесом и некоторыми другими видами деятельности. Организации, которые работают на УСН, также сужают круг партнеров. Дело в том, что крупные компании чаще всего платят НДС и требуют того же от контрагентов, чтобы не возникало претензий со стороны налоговых органов.

Вторая распространенная ошибка малого бизнеса: предприниматели зачастую невнимательны к налоговым нюансам при заключении коммерческих сделок с другими компаниями. Они не проверяют контрагента и его партнеров на наличие фирм-однодневок и не дают необходимого документального обоснования договоров с ним.

Выбор высокорискованных методов оптимизации налоговой нагрузки – еще одна ошибка, которую совершают неопытные бизнесмены. Оптимизация по налогу на прибыль организаций возможна при разумном подходе и правильном документальном обосновании. На практике единственный рабочий способ избежать рисков – отказаться от несуществующих расходов, мнимых сделок, услуг фирм-однодневок, тщательнее прорабатывать договоры с контрагентами и крайне осторожно подходить к вопросу оптимизации налоговой нагрузки.

Кроме того, малому бизнесу следует обращать внимание на ежегодные изменения особенностей и трендов налогового контроля. Так, в 2020 году ФНС официально опубликовала восемь ключевых направлений своей деятельности. Среди них – налоговый контроль на основе риск-анализа и побуждение налогоплательщика к исполнению своих обязательств. То есть, предпринимателей будут вызывать в инспекцию на беседу и предлагать добровольно доплатить налоги. Также налоговые органы планируют усилить контроль над передвижением валюты. В законопроекте, который в начале ноября внесли на рассмотрение в Госдуму, предлагается обязать отчитываться в ФНС о перемещении средств по зарубежным электронным кошелькам. Таким образом, принцип «предупрежден – значит, вооружен» играет важную роль в работе с фискальными органами.

Ошибки при проверках контрагента

Часть начинающих бизнесменов, заключая коммерческую сделку, не проводят ряд необходимых проверок потенциального партнера. Это порождает большое количество рисков, ведь можно связаться с ненадежным контрагентом, от чего пострадает и доход компании, и ее репутация.

Чтобы обезопасить себя, предпринимателю необходимо еще до подписания документов убедиться, что:

  • партнер не находится в предбанкротном или банкротном состоянии
  • Финансово-экономический анализ контрагента можно провести с помощью различных платных ресурсов. А официальную информацию о его состоятельности легко получить в открытом доступе с помощью бесплатного сервиса «Федресурс».

  • партнер добросовестно исполняет обязательства перед другими предпринимателями
  • Отследить наличие судебных претензий к контрагенту можно с помощью бесплатного ресурса «Картотека арбитражных дел». А чтобы выяснить, имеются ли у партнера неоплаченные долги, есть бесплатный сервис «Банк данных исполнительных производств».

  • у налоговых органов нет к партнеру претензий
  • Для проверки контрагента существуют не только платные, но и бесплатные сервисы, к примеру, сервис автоматической проверки контрагентов по официальным источникам.

Ошибки при оформлении договоренностей

Недоработки начинающего предпринимателя в закреплении деловых договоренностей на бумаге можно условно разделить на три большие группы:

1. В отношениях владельцев бизнеса между собой, а также с руководящим составом

Здесь есть риск юридически неправильно построить систему корпоративного управления. Управление в компании, в результате, может распределиться непропорционально – к примеру, оказаться в руках топ-менеджмента. Также к конфликтам может привести недостаточное внимание к документам, которые регламентируют отношения владельцев между собой: уставу компании, корпоративному договору, положению о совете директоров и т.д.

2. В отношениях владельцев с инвесторами

Недостаточное внимание к юридическим нюансам и документам в рамках инвестиционной сделки может привести к конфликтам. Так, нередки ситуации, когда один из совладельцев бизнеса вынужден продавать совладельцу свою долю компании, потому что у партнеров не совпадают взгляды на ведение бизнеса.

3. В отношениях предпринимателей с партнерами при заключении коммерческих сделок

Часто причиной срывов договоренностей становятся фактические неточности в соглашениях. Так, в сфере коммерческой недвижимости регулярно встречаются ситуации, когда помещение не подходит арендатору по техническим параметрам, несмотря на то, что в информации, предоставленной собственником в документах, они были оптимальными. Особенно важными эти факторы являются для аптек, магазинов оптики, ресторанов, кафе, банков и других организаций, для которых установлены жесткие требования к помещению. Чтобы избежать недоразумений, арендатору необходимо заранее требовать предоставления полного и актуального пакета документов и перепроверять все критичные сведения.

Чек-лист: как избежать ошибок

Оптимальное решение – профилактика, ведь для бизнеса предупреждать ошибки заранее намного дешевле и безопаснее, чем ввязываться в конфликты. Поэтому о юридических аспектах стоит позаботиться с самого начала основания компании.

  1. Сформируйте представление, какими примерно темпами бизнес планирует масштабироваться. Если скорость расширения компании будет довольно высокой, то организационно-правовая форма в виде ИП и упрощенное налогообложение вскоре станут якорем для стартапа. При этом на переоформление статуса и документов потребуются время и дополнительные расходы.
  2. Помните, что сэкономить на налогах за счет оптимизации и других инструментов можно, но грань легальности зачастую очень тонкая, а риск перейти ее довольно большой.
  3. Всегда проверяйте надежность и добросовестность контрагента до заключения любой коммерческой сделки. Сделать это можно с помощью платных и бесплатных ресурсов.
  4. Регулярно отслеживайте изменения в законодательстве.
  5. Периодически желательно проводить независимый аудит с привлечением сторонних специалистов по корпоративным финансам и налоговых консультантов.
  6. Внимательно относитесь к разработке документов: для совладельцев бизнеса, инвесторов и контрагентов. Сделать это без мощной юридической поддержки со стороны довольно сложно, поэтому лучше всего воспользоваться услугами специалиста с релевантным опытом.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.