Выездной ресторан

Выездной ресторан

05.09.2006 распечатать

Миллениум стал точкой отсчета роста популярности слова «выездной». Вот только если словосочетание «выездная налоговая проверка», введенное в ХХI веке, уже набило оскомину, то формулировка «выездные услуги ресторана» – кейтеринг – будоражит воображение предчувствием праздника.

Еще не шоу-бизнес, но уже не общепит

Бухгалтеру, работающему в сфере кейтеринга, приходится учитывать самые невообразимые для другого общепита расходы. Например, немалую долю издержек в этом бизнесе составляют командировочные расходы. Ведь некоторые клиенты не прочь заказать московскому ресторану фуршет где-нибудь за Полярным кругом. Встречаются и земляные работы, когда необходимо оборудовать яму, в которой на углях, под металлическим листом, будет томиться в течение многих часов бычок или ягненок.

Кейтеринг давно вышел за рамки обычной ресторанной сферы. Договоры на обслуживание коктейлей, презентаций, свадеб, частных ужинов и обедов, выездных буфетов, связанных с открытием магазинов и заводов, вручение премий, открытие выставок и даже обслуживание пикников и круизов предполагает целый комплекс услуг.

Помимо традиционного общественного питания, то есть изготовления и продажи готовых блюд согласно заказанному меню, а также реализации алкогольной продукции в розницу, выездные рестораны специализируются на деятельности, очень близкой к шоу-бизнесу. Это – услуги по организации музыкального сопровождения мероприятий, по художественному оформлению помещений для банкетов, по реализации цветов и созданию цветочных композиций.

Частично кейтеринг напоминает и кадровые агентства, чья специализация – лизинг персонала, поскольку выездные рестораны оказывают услуги по предоставлению своих сотрудников для обслуживания банкетов и прочих мероприятий. Причем эта сопутствующая услуга может быть предоставлена не только в комплексе с остальными, но и сама по себе.

Как транспортная компания ресторан работает, если необходимо доставить готовую продукцию до места проведения мероприятия. Именно так приходится рассматривать рестораторов, если услуги по перевозке оказаны не конечному потребителю, а бизнес-партнерам, не имеющим своего специализированного транспорта.

И, наконец, еще одна группа нетипичных для общепита услуг – предоставление в аренду шатров, передвижных санузлов, ковровых покрытий, национальных костюмов, музыкального оборудования и многого другого. Кейтеринг развивается так стремительно, что будет неудивительно, если в самое ближайшее время к этому обширному перечню добавится еще что-нибудь оригинальное.

НДС вместо ЕНВД

По «устаревшему» классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) выездной общепит соотносили с кодом 84300 «Представительские услуги», которые не подпадают под ЕНВД.

После того как понятие «отрасль народного хозяйства» объявили атавизмом и заменили на «вид экономической деятельности», кейтерингу обычно присваивают код ОКВЭД 55.30 «Деятельность ресторанов и кафе». Этот код присваивают и другим заведениям общепита, подпадающим под действие региональных законов о вмененке. И поскольку кейтеринг ближе к общепиту, чем к другим видам деятельности, многие фирмы считают себя обязанными платить ЕНВД. Об их заблуждении свидетельствует недавнее письмо Минфина России.

Ресторанная экзотика образца 2006 года рассмотрена с точки зрения пункта 2 статьи 346.26 и статьи 346.27 Налогового кодекса в письме Минфина России от 12 мая 2006 г. № 03-11-04/3/253. Напомним, что региональные власти могут перевести на ЕНВД предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей (п. 2 ст. 346.26 НК).

Другая статья Налогового кодекса, прокомментированная специалистами Минфина, упоминает два основных понятия. Это «услуги общественного питания» и «объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей».

Первое подразумевает услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, а также создание условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. Второе – объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. В частности, к данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания.

Минфиновцы правильно отмечают, что, например, для того, чтобы открытая площадка стала поводом для обложения фирмы ЕНВД, мало того, что она будет специально оборудована под торговлю или общепит и расположена на земельном участке. Прежде всего необходимо рассматривать инвентаризационные и правоустанавливающие документы. К ним относятся любые имеющиеся у фирмы или предпринимателя разрешения на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания). Главное, чтобы в них была информация о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также подтверждение права пользования данным объектом. Конечно, случается, что при кейтеринге ресторан действительно арендует какую-либо площадку. Только в этом случае, по логике Минфина, и должна возникать база для ЕНВД.

По большому счету, минфиновское письмо подвело итог уже сложившейся арбитражной практике. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 июня 2005 г. № А33-11000/04-С3-Ф02-2436/05-С1 судьи поддержали позицию налоговой инспекции, которая обложила НДС услуги выездного буфета, обслуживающего посетителей в номерах и депутатском зале.

Суд не внял доводам ответчика о том, что предоставленные услуги были непосредственно связаны с удовлетворением потребностей граждан в питании и, следовательно, являются услугами общественного питания. Так же как и рассуждениям на тему, что услуги выездного буфета в соответствии с требованиями государственных стандартов относятся к деятельности ресторана и при условии численности работающих до 50 человек подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход.

Бюджетники страшнее олигархов

Если не считать олигархов, заказывающих вечеринку в вечных льдах, то при подробном рассмотрении кейтеринг оказывается не такой уж экзотикой на территории России. Он упоминается во многих программах социально-экономического развития (даже на районном уровне, пример – Волоколамск) как один из пунктов расширения сферы дополнительных услуг, которые будут оказываться жителям.

Заказчик из бюджетной сферы добавит бухгалтеру хлопот с классификацией расходов гораздо больше, чем олигарх. Счет придется выставлять на каждую услугу отдельно. Дело в том, что бюджетники используют коды бюджетной классификации не только для налогов, но и для учета доходов-расходов. Оплачивая услуги, им проще оформить одну платежку на транспортные услуги, другую – на услуги по обслуживанию, третью – на саму стоимость питания. Кроме того, бухгалтеру, вероятно, придется готовить финансовую отчетность для участия в тендере и быть готовым к тому, что бюджетник пошлет запросы в налоговую, копаясь в прошлом ресторана.

К слову сказать, проблема взаимоотношений ресторанов бюджетного обслуживания и госучереждений носит общемировой характер. В частности, Европейский суд не единожды принимал решения в пользу государственных организаций, отказывающихся заключать контракты с частными компаниями, не выполняющими свои обязанности по уплате налогов и взносов в систему социального обеспечения.

Так, последнее из рассматриваемых дел было связано с тремя фирмами, оказывающими выездные ресторанные услуги в Италии, которые приняли участие в тендере, объявленном Министерством обороны на обслуживание его управлений и отделов. Две фирмы были отстранены от участия в тендере на том основании, что они не хранили у себя отчетность об уплате взносов в систему социального обеспечения, а третья – имела недоимку.

Учет недовложений

Тем, кто мечтает стать главбухом в сфере кейтеринга, нужно быть готовым к проблемам с расчетом себестоимости и к выполнению задач, которые в советские времена возлагались на экономистов: планированию закупок, выявлению вероятных причин невыполнения плана. Без средств автоматизации здесь не обойтись. Причем, чтобы реализовать такие задачи, как калькулирование себестоимости готовой продукции с недовложением ингредиентов или со списанием «в минус» (перерасход продуктов), потребуются значительные улучшения базовой версии бухгалтерской программы.

Ксения ЕХЛАКОВА, Наталья ЛЕЙМАН

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.