Виражи транспортного налога

Виражи транспортного налога

21.12.2005 распечатать

Вслед за изменениями, внесенными в главы Налогового кодекса о прибыли, налоге на добавленную стоимость и спецрежимах, законодатели приняли поправки, касающиеся транспортного налога. Подробности читайте в статье.

С 1 января 2006 года вступят в силу два закона, содержащие поправки в главу 28 Налогового кодекса. Законом от 18 июня 2005 г. № 62-ФЗ внесены незначительные изменения, коснувшиеся лишь налогоплательщиков-граждан. А вот более серьезные коррективы, затрагивающие в основном интересы юридических лиц, приняты Законом от 20 октября 2005 г. № 131-ФЗ.

Установили периоды...

Начнем с того, что октябрьский закон ввел по транспортному налогу для организаций понятие "отчетный период" (п. 2 ст. 360 НК РФ в новой редакции). Им будут являться первый, второй и третий кварталы календарного года. Но вместе с тем пункт 3 измененной статьи 360 Налогового кодекса предоставляет право законодательным органам субъектов РФ не устанавливать отчетные периоды. То есть в этом случае фирмы будут уплачивать налог одним платежом по итогам налогового периода. Таким образом, бухгалтерам предстоит следить и за законотворчеством местных властей. Возможно, они воспользуются своим правом и освободят фирмы от лишней мороки поквартальной сдачи отчетности и уплаты авансов. Например, не предполагают вводить авансовые платежи депутаты Мосгордумы. Они считают, что это осложнит жизнь фирмам и налоговым инспекторам.

...узаконили авансы

Кроме отчетного периода в главу "Транспортный налог" введено понятие "авансовый платеж". Эта поправка наконец-то поставит точку в споре о легитимности авансовых платежей по данному налогу, установленных региональными законами. Дело в том, что Налоговый кодекс не предусматривает уплаты авансов по транспортному налогу. Однако многие местные законодатели при вводе данного налога предусмотрели по нему авансовые платежи, объяснив это тем, что, устанавливая авансы, они всего лишь определили порядок уплаты налога. Такое право региональным властям дает статья 356 кодекса. О том, что местные законодатели глубоко заблуждаются, высказались сотрудники Минфина России в письме от 13 мая 2005 г. № 03-06-04-04/23. Финансисты категорично утверждают, что авансовые платежи относятся не к порядку уплаты, а к правилам исчисления налога. А последние прописаны в статье 362 кодекса и менять их субъекты РФ не вправе.

Но вопреки всему во многих регионах авансовые платежи введены законами cубъектов РФ. И, как любой другой закон, фирмы вынуждены его соблюдать. В противном же случае налоговые инспекторы взыскивают с нарушителей пени. Хотя в упомянутом выше письме сотрудники финансового ведомства высказались и о том, что у сотрудников налоговой службы нет законных оснований для взыскания с организаций пеней за просрочку уплаты авансовых платежей. Но зачастую ревизоры игнорируют мнение Минфина.

К тому же, администрируя этот налог, региональные инспекторы проявляют особенное усердие. В арбитражной практике есть примеры, когда ревизоры оштрафовали фирму за неполную уплату "транспортного аванса" на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса. Защититься от старания инспекторов организация смогла только в суде (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июля 2005 г. по делу № Ф04-4706/2005(13259-А70-33).

Теперь же требование перечислять авансовые платежи приобрело официальный статус и учтено в новой редакции статьи 362 кодекса. Авансовым платежом будет являться одна четвертая часть произведения налоговой базы и налоговой ставки.

Что следует принимать за налоговую базу для расчета, указано в статье 359 кодекса. Напомним: для транспортных средств базой будет являться мощность двигателя в лошадиных силах, для воздушного транспорта — статистическая тяга реактивного двигателя и т. д. Ставки транспортного налога установлены пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса. Однако надо иметь в виду, что субъекты РФ имеют право увеличивать ставки, но не более чем в пять раз.

Пример

Допустим, в 2006 году ЗАО "Гамма" имеет в собственности два автомобиля: Audi 100 мощностью 150 л.с. и ГАЗ-3110 мощностью 100 л.с.

В соответствии с региональным законом фирмы должны платить по налогу авансовые платежи. Сумма аванса будет равна одной четвертой части произведения налоговой базы и налоговой ставки.

В регионе, где работает "Гамма", ставка транспортного налога на автомобиль мощностью 150 л.с. составляет 15 руб./л.с., мощностью 100 л.с. — 10 руб./л.с.

Автомобиль ГАЗ-3110 принят к учету 12 декабря 2005 года.

Автомобиль Audi 100 принят к учету 1 марта 2006 года.

Так как автомобилем Audi 100 фирма владеет не с начала года, бухгалтер должен рассчитать поправочный коэффициент. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 362 Налогового кодекса (новой редакции) он будет равен:

1 мес. : 3 мес. = 0,33.

По другой машине коэффициент не рассчитывается, так как она была зарегистрирована в 2005 году.

Сумма налога по отдельным видам транспорта будет равна:

- по Audi 100 — 185,63 руб. (150 л.с. x 15 руб./л.с. x 0,33 x 1/4);

- по ГАЗ-3110 — 250 руб. (100 л.с. x 10 руб./л.с. x 1/4).

Сумма авансового платежа за первый квартал 2006 года составит 435,63 руб. (185,63 + 250).

Начислив аванс по транспортному налогу, бухгалтер сделает проводки:

Дебет 26 Кредит 68 " Расчеты по транспортному налогу"

- 435,62 руб. — начислен аванс по налогу за первый квартал;

Дебет 68 " Расчеты по транспортному налогу" Кредит 51

- 435,62 руб. — перечислен в бюджет аванс по транспортному налогу.

Платить авансы фирмы должны по итогам отчетного периода по месту регистрации транспортных средств. Сроки уплаты устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). По итогам года организаций заплатит разницу между годовой суммой налога и суммой авансовых платежей, уплаченных в отчетных периодах (п. 2 новой редакции ст. 362 НК РФ). Также региональным законодателям дано право освобождать некоторые категории организаций от обязанности исчислять и уплачивать авансы (п. 6 новой редакции ст. 362 НК РФ).

Разбираемся с отчетностью

В соответствии с действующим законодательством наравне с определением ставки налога, порядка и сроков его уплаты региональные власти имеют право устанавливать форму отчетности (ст. 356 НК РФ). Но на практике эта норма практически не применялась. Ведь с 2003 года все фирмы-налогоплательщики обязаны подавать декларацию, утвержденную приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. № БГ-3-21/724.

Теперь в соответствии с поправками регионы не смогут утверждать формы отчетности по транспортному налогу. Эта обязанность с нового года возложена на Минфин. Финансовое ведомство должно разработать не только декларацию, но и форму налогового расчета по авансовым платежам.

Расчет по авансовым платежам необходимо будет представлять в налоговую инспекцию по месту регистрации транспортных средств по итогам первого, второго и третьего кварталов. Но это будет актуально только для тех регионов, где законодатели установят отчетные периоды. Сдавать квартальную отчетность фирмам предстоит не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

По итогам года по транспортному налогу подается декларация. Ее форма, как уже говорилось выше, утверждена МНС России. Но поскольку обязанность по утверждению бланков отчетности возложена на Минфин, то в новом году скорее всего появится новая форма документа.

О. Горшенина, эксперт ПБ

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.