Вектор развития ФНС

18.12.2020 распечатать

конце ноября глава ФНС Даниил Егоров дал большое интервью. Редакция журнала «Расчет» прочла интервью главы налогового ведомства, чтобы понять, как будет развиваться Служба в ближайшие годы.

Интервью «Коммерсанту» глава налогового ведомства дал спустя почти год после своего назначения. Напомним, Даниил Егоров был назначен руководителем Федеральной налоговой службы 17 января 2020 года.

Автоматизация имущественных налогов

Расчет имущественных налогов для физических лиц Налоговая служба сегодня делает самостоятельно, россиянам приходит лишь уведомление о сроке и сумме, которую необходимо перечислить в бюджет любым удобным способом: наличными в банке или при помощи карты на сайте – партнере ФНС. Одной из целей службы является создание подобного метода расчетов по имущественным налогам и для компаний. ФНС сокращает количество деклараций, которые должны сформировать и отправить предприятия, вместо трех остается один документ по налогу на имущество. Даниил Егоров отмечает, что такая мера сократит объем формируемых бизнесом деклараций на 1,1 миллиона. От этого выиграют и компании, и Служба.

Подпишитесь на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на 1-е полугодие 2021 года! Скачать счет на подписку

Налоговый мониторинг

Система налогового мониторинга, созданная ФНС ранее для работы с крупными налогоплательщиками, будет развиваться и далее, в следующем году с ней будут работать уже 2 000 компаний, сегодня их 95, которые обеспечивают около 43% всех фискальных поступлений страны. При этом распространять действие налогового мониторинга на все компании страны в планы ФНС не входит. Связано это с несколькими причинами. Первая: система мониторинга предполагает налаживание с каждой компанией адресного подхода. Одновременно с этим в ФНС работают над созданием системы электронного документооборота, переход на который позволит Службе самостоятельно рассчитывать налоги предприятий.

Даниил Егоров отмечает (цитата по сайту «Коммерсанта»):

Когда мы дойдем до полного электронного документооборота, о котором я говорил, и будем сами рассчитывать налоги, места для налогового мониторинга в таком режиме налогообложения нет.

Если будущая система ЭДО не позволит ФНС рассчитывать налоги в автоматическом режиме, систему налогового мониторинга, возможно, изменят.

Система ЭДО

По словам главы ФНС, ведомство инвестировало силы в создание системы обмена электронными документами между Службой и налогоплательщиками. При этом в действительности данные для будущего расчета налогов начинают формировать не в момент, когда бухгалтер компании формирует отчет для инспекторов, а раньше, когда компании начинают совершать первые сделки после завершения договора и обмениваются документами, что позволит по-иному управлять данными, в том числе информацией, имеющей отношение к будущем расчету налогов.

ФНС уже провела исследование и выяснила, что реализация проекта массового перехода бизнеса в России на электронный документооборот позволит компаниям сэкономить около 3,5 триллиона рублей, говорит Даниил Егоров.

Сегодня в России компании лишь в 10% случаев используют безбумажный документооборот.

Даниил Егоров сказал (цитата по сайту «Коммерсанта»):

Сейчас проект реализуется в 11 совместных с налогоплательщиками подгруппах по разным направлениям электронного документооборота, начиная с электронной подписи и заканчивая правовым полем. Сейчас мы выявили блоки в существующем порядке вещей, которые нужно преодолеть, чтобы бизнес в итоге реально мог извлекать выгоду из цифровизации оборота.

В скором времени на сайте ФНС должен начать работу калькулятор по внедрению ЭДО, сервис поможет каждой компании рассчитать видимую эффективность перехода на цифровой формат обмена документами.

Сроки реализации проекта перехода на ЭДО Даниил Егоров оценивает в несколько лет: до конца 2023 года Служба планирует обеспечить возможность обмена цифровыми документами, закрывающими сделки компаний. Переход на ЭДО большей части компаний страны позволит ревизорам самостоятельно рассчитывать сумму налогов к уплате.

Даниил Егоров отмечает (цитата по сайту «Коммерсанта»):

Такая система может позволить вообще убрать необходимость прямой коммуникации ФНС с налогоплательщиком: при правильном построении системы мы и так будем иметь доступ к данным, которые нужны для расчета налогов. Мы можем гарантировать то, что собираем справедливые и стабильные для учета налоги, которые сами и считаем без участия налогоплательщика, – и это ситуация, которую они сами будут считать нормой.

Меньше проверок

Что касается проверок компаний, то их количество продолжит сокращаться, а в будущем такой вид контроля исчезнет вовсе.

Достичь нулевого показателя по выездным проверкам позволит все та же возможность ревизоров самостоятельно рассчитывать сумму налога к уплате на основе полученных ранее данных.

Пока проверки существуют, правда, их количество год от года сокращается, в сравнении с 1990-ми годами их число уменьшилось в 130 раз. Одно предприятие из 1 000 было проверено инспекторами в 2019 году, а в отношении компаний малого и среднего бизнеса показатель и того меньше: одна проверка на 5 000 налогоплательщиков.

Оценка рисков

Развитие алгоритмов расчета рисков в Налоговой службе продолжит увеличиваться. Система развивается, дополняется новыми данными, не только количественными, выраженными в цифровых значениях, но и качественными.

Даниил Егоров отмечает:

Мы постоянно обновляем данные о рисках, о том, какие сущности вообще бывают в деловых операциях, какие модели у бизнеса, какие схемы ухода от налогов могут быть применены на рынке – по сути, это депозитарий информации о рисках. <…> И все эти сведения о рисках применяются к отдельно взятой компании-налогоплательщику – и сейчас уже на стадии до совершения операции, а не после.

Такой подход оправдывает себя. Уже сегодня в России самый низкий показатель разрыва по НДС, он составляет 0,43%. Такой подход позволяет Службе сокращать сроки камеральных проверок, теперь он составляет два месяца. А в будущем этот период может сократиться уже до одного месяца. О пилотировании такого проекта говорит глава ФНС.

Быстрые вычеты

В заключение расскажем об изменениях в части предоставления физическим лицам вычетов. Глава Службы отметил, что сегодня россияне, заполняющие форму 3-НФДЛ, считают документ очень сложным, а ожидание средств – слишком долгим: три месяца на проверку сданных документов и еще один месяц на перечисление вычета. По словами Даниила Егорова, порядок и сроки получения средств изменятся начиная с 15 марта будущего года. Электронные формы документов, заполняемые плательщиками в Личном кабинете, станут предзаполненными, те данные, которыми будет располагать Служба, будут отображаться в форме.

Даниил Егоров говорит (цитата по сайту «Коммерсанта»):

Срок получения вычета за счет информационного взаимодействия и предварительной проверки налоговым органом права налогоплательщика на вычет сократится более чем в два раза – до полутора месяцев вместо четырех.

Задача ФНС – в будущем получать больше информации по доходам граждан и загружать их в информационные системы ведомства. 

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.