УСН: учет расходов на проведение рекламных мероприятий в виде праздников, акций, программ лояльности
13.03.2014 распечататьКомментарий эксперта журнала «Нормативные акты» к письму Министерства финансов РФ № 03-11-06/2/1478 от 20.01.2014 «УСН: учет расходов на проведение рекламных мероприятий в виде праздников, акций, программ лояльности»
Письмо Минфина России посвящено фирмам, применяющим УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». В нем рассмотрен учет затрат на проведение таких рекламных мероприятий, как праздники, акции, программы лояльности, а также возвращаемых покупателям денежных средств, полученных упомянутыми налогоплательщиками в виде авансов.
Учет рекламных затрат
В комментируемом письме специалисты финансового ведомства обратили внимание на то, что налогоплательщик УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы может учитывать только те затраты, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Причем данный перечень носит закрытый характер.
В подпункте 20 названного выше пункта значатся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. Причем следует помнить, что эти издержки принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций. Он изложен в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Отсюда Минфин России заключил, что к расходам на рекламу относятся затраты, указанные в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом данные издержки для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации. Ее определяют в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.
Важно
По мнению Минфина России в опубликованном письме, налогоплательщики УСН не могут учитывать расходы на проведение рекламных мероприятий в виде праздников, акций, программ лояльности в расчете налога, уплачиваемого в связи с применение данного спецрежима. Ведь эти издержки прямо не поименованы ни в пункте 4 статьи 264, ни в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
С таким мнением можно поспорить. Дело в том, что в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ поименованы только те расходы на рекламу, которые учитываются в базе по налогу на прибыль организаций полностью.
А в абзаце 5 данного пункта указано, что иные рекламные расходы, в том числе на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.
Значит, налогоплательщики УСН могут признать затраты на проведение рекламных мероприятий в виде праздников, акций, программ лояльности , но в ограниченном размере.
Отметим, что само финансовое ведомство в опубликованном письме обращает внимание на информационно-разъяснительный характер приведенных им письменных разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Они не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от изложенной трактовки.
Учет авансов, возвращенных покупателям
Согласно разъяснениям Минфина России в опубликованном письме, налогоплательщик УСН вправе при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на возвращаемые денежные средства на день их списания со счета в банке и (или) возврата из кассы.
Дело в том, что порядок учета возвращаемой налогоплательщиком полученной от покупателя (заказчика) выручки от реализации товаров (работ, услуг) главой 26.2 Налогового кодекса РФ не предусмотрен. Поэтому необходимо применять порядок, указанный в пункте 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ним в случае возврата налогоплательщиком полученных от покупателей (заказчиков) авансов на возвращаемую сумму уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
Аналогичные разъяснения Минфин России приводил и ранее, в частности, в письмах от 07.05.2013 № 03-11-11/15936, от 25.03.2013 № 03-11-11/114.
Таким образом, налогоплательщику УСН при возврате, например, в феврале 2014 года предоплаты, полученной от покупателя товара (работ, услуг) в 2013 году, на эту сумму нужно уменьшить базу авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за I квартал 2014 года. В Книге учета доходов и расходов возвращаемую сумму денег ему следует отразить в составе доходов (графа 4) со знаком «минус» в том квартале, когда аванс был возвращен.
Отметим, согласно письму ФНС России от 24.05.2010 № ШС-37-3/2356, возврат денежных средств должен быть подтвержден первичными документами, позволяющими определить факт, основание и размер суммы возврата.
Следует также иметь в виду, что в соответствии со статьей 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Ее учитывают в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяют в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ. Денежные суммы, возвращенные физическому лицу – покупателю продавцом товаров (работ, услуг), не являются экономической выгодой (доходом) и не подлежат обложению НДФЛ.
Комментируемый документ: Письмо Министерства финансов РФ № 03-11-06/2/1478 от 20.01.2014 «УСН: учет расходов на проведение рекламных мероприятий в виде праздников, акций, программ лояльности»
Налоговый консультант А.А. Соловьев, для журнала «Нормативные акты»

Путеводитель для УСН
С этой электронной книгой вы с легкостью разберетесь во всех премудростях упрощенной системы налогообложения, грамотно составите бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Электронное издание Вы получаете сразу после оплаты на ваш email.
Узнайте об издании больше >>
Читайте также по теме:
Бухгалтерский учет: скидки и бонусы.
Бухгалтерский учет расходов на рекламу
УСН для индивидуальных предпринимателей - Минфин
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com