Универсальная профессия

Универсальная профессия

09.11.2005 распечатать

«...Помимо ведения бухучета мне интересно еще и разрабатывать схемы налоговой оптимизации, разбираться в юридических вопросах, планировать расход денег... Может, попробовать себя в альтернативной профессии? Что выбрать, чтобы не потерять профессиональные навыки?» Такое письмо мы получили в ответ на тему прошлого номера «Куда пойти работать». С удовольствием на него отвечаем.

Внешние аудиторы

Аудиторы проверяют достоверность бухгалтерской отчетности организаций-клиентов. Весь объем работы обычно разбивают на несколько участков. Как правило, они соответствуют участкам бухучета. По результатам проверки аудитор принимает участие в написании общего заключения. А когда проверок нет, оказывает дополнительные услуги фирмам-клиентам. Например, консультирует их по вопросам налогообложения.

Зарплата у аудиторов, как правило, побольше бухгалтерской. Специфика – в разъездном характере работы. Командировки занимают 80 процентов рабочего времени. График примерно такой: две недели проверяешь объект – неделю пишешь отчет в офисе.

Подписывать аудиторское заключение могут только аттестованные специалисты (п. 22 стандарта № 6 постановления от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»). Соответственно на должность аудитора можно претендовать, только имея аттестат. Чтобы получить его, необходимы профильное образование и опыт работы в финансовой области от трех лет (раздел 2 стандарта аудиторской деятельности «Образование аудитора» от 22 января 1998 г.). За сдачу квалификационного экзамена придется заплатить государству две тысячи рублей или даже пройти обучение на коммерческих курсах за 15–25 тысяч рублей. Тем, у кого нет аттестата, могут предложить должность помощника аудитора. Обязанности такие же, как у аудитора. Но в дополнение к этому – необходимость выполнять мелкие поручения аттестованных специалистов. Зарплата же в два раза ниже.

Однако перспективным сотрудникам работодатели, как правило, помогают получить необходимый для повышения аттестат. У многих аудиторских компаний есть налаженные контакты с учебными центрами, поскольку аудиторы обязаны ежегодно проходить курсы повышения квалификации (ст. 3.1 стандарта «Образование аудитора»).

Консультанты

Вы любите постоянно решать новые практические задачи и разрабатывать схемы оптимизации налогообложения? Тогда можете попробовать себя в должности консультанта. Будете анализировать контракты и давать клиентам советы «по существу». А также – оперативно отвечать на их письменные и устные вопросы по бухучету и налогообложению.

Государственная аттестация для работы консультантом необязательна. Зарплаты же обычно больше аудиторских. Однако, по данным кадровых агентств, многие бухгалтеры, попробовав поработать консультантами, быстро уходят. Главный минус – большое количество командировок. Постоянно новые объекты сильно изматывают. Не легче и тем, кто консультирует клиентов по телефону. К концу дня голова раскалывается, язык заплетается, звук телефонного звонка становится невыносимым.

Если же вас это не пугает и с работой вы справляетесь, о карьерном росте можно не беспокоиться. «Устойчивых» сотрудников руководство ценит и продвигает. Поэтому до должности руководителя направления можно «дорасти» примерно за 3–5 лет. «Продвижению по службе способствуют и новые крупные контракты, – рассказал руководитель отдела налогового консультирования Владимир. – Чтобы выполнить их, зачастую приходится набирать новых сотрудников. При этом те, кто уже прошел “боевое крещение”, автоматически становятся их руководителями».

Финансисты

Применить экономические знания можно и в должности финансового менеджера, аналитика или финдиректора. Менеджеры и аналитики составляют прогнозные бюджеты и сметы. А также контролируют и корректируют их исполнение. По результатам месяца – анализируют тенденции и составляют планы на будущее.

Дорасти до финдиректора или хотя бы до руководителя отдела можно, отработав простым финансистом всего пару лет.

Финансовый директор планирует, оценивает и координирует всю деятельность фирмы. Поэтому он должен быть стратегом. Кроме того, для этой должности очень важны связи с чиновниками и банками. Ведь одна из основных задач финдира – это привлечение кредитов и займов. Финансовый директор отвечает за работу всей финансовой службы. Ненормированный график работы и отсутствие «спокойной жизни» на этой должности обеспечены.

Существенный плюс: финансовые работники не подписывают бухгалтерскую или налоговую отчетность. А значит, им не грозит наказание за уклонение от уплаты налогов. Ответственность сотрудники финансовой службы несут только перед руководством фирмы. Однако сотрудники финансовых служб нужны в основном в столице, причем только в средних и крупных организациях. В регионах же спрос на финансистов небольшой.

Ревизоры

Ревизоров в обычных компаниях еще называют внутренними аудиторами. Но существует отличие: аудитор должен оценить риски и дать рекомендации по их минимизации. А ревизор выполняет контрольную функцию. Однако по данным КА «Априори» в большинстве фирм пока нет такого четкого разграничения обязанностей. Сотрудники службы внутреннего контроля могут проверять финансовую деятельность своей компании и ее филиалов. Или подтверждать достоверность отчетности и финансовых результатов филиала для головной организации. Выявлять и предотвращать возможные ошибки в бухгалтерском и налоговом учете еще до сдачи отчетности.

Зарплата у внутренних аудиторов всего лишь чуть-чуть пониже, чем у внешних. Аттестата же, как правило, не требуют. Да и командировок поменьше.

Главный минус этой работы – в негативном отношении «проверяемых» сотрудников. Задача службы внутреннего контроля – найти ошибки в работе бухгалтерии. Их наличие и доказывает необходимость работы ревизора. Бухгалтеры это прекрасно понимают и контролеров не любят. «Но мне удалось преодолеть и этот барьер, – рассказала внутренний аудитор сети супермаркетов Светлана. – Главное, правильно наладить отношения с главбухом. Я объяснила, что об ошибках не обязана непременно сообщать руководству, и ко мне стали чаще обращаться за советами еще до проведения проверки».

Для карьерного роста наиболее перспективно попасть в КРУ на этапе его формирования. Тогда вам и карты в руки – главное, найти взаимопонимание с бухгалтерией. А вот если вы пришли на должность рядового ревизора, «вырасти» будет сложно. Повышение в этом случае обычно связано либо с расширением фирмы, либо с переходом на другое место работы.

Госслужащие

Сменить профессию бухгалтера можно на профессию своего «вечного оппонента» – самому стать налоговым инспектором. Должностные обязанности зависят в основном от отдела, в котором вы будете работать. Это могут быть камеральные или документальные проверки, работа со служебными документами, составление отчетов, учет платежных документов.

Минус этой работы очевиден: налоговым инспекторам платят не очень много. Но молодежь, например, прельщает возможность набраться опыта, «учась на чужих ошибках». А для тех, у кого предпенсионный возраст, немаловажное значение имеет гарантированная официальная зарплата и оплата больничных.

Карьеру в налоговой инспекции построить непросто. Чтобы попасть на ведущую должность, необходим стаж работы по профилю – от трех лет. А на должность начальника отдела – не менее пяти лет. На должности же руководителей инспекций в основном «понижают» вышестоящих чиновников из управлений ФНС.

Однако госслужба возможна не только в налоговой инспекции. В различные государственные министерства и ведомства постоянно требуются специалисты с опытом работы в финансах. Например, можно пойти на должность ведущего экономиста в Минэкономразвития – и принимать участие в разработке поправок к законам. Или стать ревизором в ФСС – проверять правильность расходования бюджетных средств. Зарплата в министерстве обычно посущественнее инспекторской.

«На должность “государственного” ревизора я пришел не так давно, – рассказал Алексей. – До этого работал и простым предпринимателем, и финансистом. В госслужбе привлекла в основном стабильность. Ощущение государства за своей спиной дает уверенность. К тому же у нас часто выдают льготные путевки, есть своя ведомственная поликлиника. Есть и возможность получать совершенно законную прибавку к зарплате – обучая бухгалтеров на семинарах».

Карьера госслужащего жестко привязана к квалификационным требованиям. Поэтому для продвижения на следующую ступеньку мало иметь нужное образование и хорошие отношения. Необходим еще и достаточный стаж работы по специальности.

Образование

Работа в сфере бухгалтерского образования – это необычно, но интересно. Например, можно преподавать на курсах, проводить семинары-тренинги или обучать пользоваться бухгалтерской программой.

Специфика – необходимость общаться с большим кругом людей. С одной стороны, это положительно влияет на профессиональный рост. Ведь когда объясняешь другому, лучше разбираешься сам. Но, несомненно, к подобной деятельности должна быть определенная склонность.

Отрицательный момент – на такой работе практически нельзя болеть. Из-за вашего плохого самочувствия 20–30 человек могут пропустить одну из тем по специальности. Также есть риск, что не сложатся отношения с аудиторией. И тогда негативное общение и нервотрепка обеспечены.

Карьера в области образования может занять 10–15 лет. В государственных институтах продвижение по службе обычно идет медленнее, чем в коммерческих. Возможность получить определенную должность напрямую зависит от стажа работы и научного звания. Ну а на специализированных курсах можно вырасти и за три года. Вот как сложилась карьера у заместителя руководителя учебного центра Марии: «Когда я пришла устраиваться преподавателем в учебный центр, педагогического стажа у меня, конечно, не было. Зато был опыт работы главбухом – четыре года. Мне предложили поработать некоторое время по совместительству – вести семинары по вечерам. Окончательно решив строить карьеру в области образования, я перешла в центр на основную работу. И за четыре года доросла до административной должности зама, не прекращая вести курсы как обычный преподаватель. И сейчас преподаю дополнительно еще в нескольких образовательных учреждениях».

Медиа

Редактор-эксперт в специализированном бухгалтерском журнале, газете, интернет-издании или правовой консультационной базе. В этой работе придется совмещать две профессии. Как эксперт вы должны хорошо разбираться в любой теме по бухучету и налогам и уметь решать практические задачи из этой области. А как от редактора от вас будут требовать умения грамотно и логично строить текст, а возможно, и некоторых журналистских навыков. Результат работы – публикуемые в средствах массовой информации тексты статей, ответов на вопросы, обзоров. Написанных как самостоятельно, так и с привлечением сторонних авторов.

Работая в издательстве, эксперт постоянно находится в курсе всех новостей. При этом ему приходится разбираться во всех направлениях и тонкостях бухгалтерского учета. Поэтому квалификация совсем не теряется, а даже наоборот – повышается.

Однако не у всех с ходу получается просто и понятно писать о сложных бухгалтерских вопросах. Все-таки бухгалтер – это не журналист. Так что приходится уделять время приобретению навыков работы с текстом. Зарплата же во многих издательствах напрямую зависит от объема опубликованного материала.

Карьеру до должности руководителя отдела в издательском бизнесе некоторые делают достаточно быстро – за 1–2 года, а некоторые так и остаются на низкой должности.

«Специфика нашей работы заключается в том, – пояснила руководитель отдела налогообложения Наталья, – что для продвижения в специализированных изданиях человек должен одновременно уметь быть бухгалтером и журналистом. К сожалению, такое сочетание встречается довольно редко. Но желающим приобретать необходимые навыки мы помогаем. Например, своих экспертов мы регулярно направляем на курсы по журналистике».

Евгения ПАЛЬМИНА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...