Универсальная электронная карта: новое для бухгалтера

Универсальная электронная карта: новое для бухгалтера

05.05.2011 распечатать

В 2011 году в России должен быть запущен проект по внедрению универсальной электронной карты, которая станет главным документом гражданина. Персональные данные и разные сервисы отныне уместятся на ладони. Как это отразится на деятельности бухгалтера. С подробностями ознакомилась Ирина Голова

Подготовительный этап к запуску универсальных карт начался давно. Примерно в 15 регионах России уже несколько лет жителям выдаются электронные носители, которые обеспечивают доступ к государственным услугам. Все эти инициативы находятся в разной степени развития в зависимости от функциональных задач. Сегодняшний «пластик» несомненно отличается от тех карт, которые появятся у всех граждан страны, но механизм выдачи таких удостоверений и их обслуживание уже отработано, а значит, можно переходить на следующий уровень. В отличие от социальной карты, рассчитанной, как правило, на льготников, универсальная обеспечивает для всех категорий граждан общенациональный сервис удостоверения личности при получении любых услуг (включая коммерческие) в электронном виде.

Устройство станет единым ID-документом гражданина и совместит в себе полис обязательного пенсионного и медицинского страхования, ОСАГО, водительское удостоверение, паспорт. Кроме того, в электронном виде будут доступны сервисы оплаты государственных услуг и коммунальных платежей, с помощью карты можно будет оплачивать проезд на общественном транспорте и совершать банковские операции. Планируется, что по мере развития сервисов количество услуг, оказываемых с использованием карты, может достигать сотен и даже тысяч.

Старт проекта намечен на 1 января 2012 года. Начиная с этой даты желающие смогут, подав заявление, получить первые универсальные электронные карты. Хотя некоторые регионы готовы приступить к реализации проекта раньше установленного срока. Так, Москва и Томск выразили желание выдавать карты уже в 2011 году.

Безболезненная медицина

При переходе на универсальную электронную карту полис ОМС, содержащийся в приложениях, не придется переоформлять даже при переходе человека с одного места работы на другое. То есть у бухгалтеров поубавится хлопот при трудоустройстве новых сотрудников.

Универсальная электронная картаПока что бухгалтеры относятся к новации настороженно: как знать, что изменится в их работе с введением универсальной карты? Будем надеяться, что труд этих специалистов после запуска проекта станет только легче, о чем свидетельствуют, по крайней мере, все сегодняшние заявления чиновников. Так, наличие у сотрудника предприятия электронного документа устранит все хлопоты по оформлению ему медицинского полиса. Законодательная база для этого уже создана, и, чтобы не совмещать все новшества в одном периоде, соответствующие изменения вступили в действие уже сейчас.

Теперь «Правила обязательного медицинского страхования» позволяют получателям услуг проходить обследование и лечение по полису ОМС в любом регионе России, а не так, как ранее, – только по месту регистрации. Кроме того, это можно сделать в государственном или муниципальном медицинском учреждении, и даже в частном или ведомственном, если оно является участником программы ОМС. Оформлением полиса сотрудник теперь занимается самостоятельно: выбирает страховую компанию, пишет заявление, забирает готовый документ. Расходы, как и прежде, берет на себя работодатель.

«Один из важных пунктов изменений – это то, что ответственные сотрудники компаний, а чаще всего это бухгалтеры, больше не занимаются оформлением, получением и заменой полисов. В дальнейшем, при переходе на универсальную электронную карту, документ, содержащийся в приложениях, не придется переоформлять даже при переходе человека с одного места работы на другое. То есть у бухгалтеров поубавится хлопот при трудоустройстве новых сотрудников. Им придется только перенести в свою базу данные о медицинском страховании специалиста», – говорит Андрей Нестеров, сотрудник ОАО «Универсальная электронная карта». Все изменения будут вноситься в документ по личному заявлению сотрудника, к примеру, если он захочет выбрать другую страховую компанию. Бухгалтер больше не отвечает за эти процессы, а лишь фиксирует их в своей базе данных.

Персональные бумаги уйдут в прошлое

Сегодня работа со всеми персональными бумагами сотрудника построена пусть и привычно, но все же с явным отставанием от основных тенденций. В то время как все бухгалтерии активно осваивают электронный документооборот, ведут учет в компьютерных программах, личные документы работника по старинке копируют на бумажных носителях и вручную вносят в электронную базу данных. С появлением универсальной электронной карты этот процесс заметно усовершенствуется. Можно будет не только перенести сведения о всех персональных данных работника в компьютер напрямую с карты, но и сохранить копии документов сразу в цифровом формате. Однако пока еще не совсем ясно, как будет решен вопрос со считывающими устройствами карт. Видимо, каждому предприятию самостоятельно придется позаботиться об их покупке.

Зарплату – на счет

Планируется, что универсальная электронная карта будет содержать банковское приложение, которым будет удобно пользоваться не только сотруднику, но и его работодателю. Сегодня многие организации берут на вооружение зарплатные проекты, которые предлагают банки. Таким образом они избегают необходимости хранить в офисе большое количество наличных денег, снимать их со счета фирмы, чтобы раздать на руки работникам.

В данный момент организация берет на себя все заботы по запуску такого проекта, заказ и выдачу карточек, их аннулирование. С появлением универсальной карты можно будет начислять заработную плату уже на выданной носитель с банковским приложением. Единственным препятствием в реализации этой удобной для работодателей функции является то, что на данный момент универсальная карта работает только со Сбербанком. Разработчики проекта не исключают, что к началу 2012 года к проекту подключатся и другие банки, которые смогут предложить свои услуги по той же выплате заработной платы. И тогда у работодателей появится выбор.

«Все идет к тому, что любые расчеты с сотрудниками будут вестись в безналичной форме. А многие – и вовсе в обход бухгалтерии. Так, деньги, начисленные по больничному листу, станут напрямую перечисляться на электронную карту. Сециалисту учета понадобится всего лишь представить в ФСС расчет начисленной суммы; точно так же работа может быть построена по всем остальным пособиям – по беременности и родам, уходу за ребенком, – говорит бухгалтер компании «Аверс» Юлия Жарова. – Тут выгода двойная. С одной стороны, бухгалтеру не придется заниматься этими деньгами, получать их, перечислять или выдавать сотруднику. А государство выиграет за счет того, что сократится количество мошеннических действий, связанных с выплатами работникам, так как деньги будут направляться сразу на карту сотрудника. От такого построения процесса и нам хорошо. Если нет способа присвоить средства, то и проверок контролирующих органов меньше».

Пожалуй, универсальная карта станет завершающим этапом внедрения электронных сервисов и организации работы без бумажных носителей. Мы обязательно вернемся к этой теме и расскажем, как проект реализуется на практике.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.