Учет в интернет-магазине

Учет в интернет-магазине

31.03.2008 распечатать

Все большее развитие информационных технологий приводит не только к автоматизации бухгалтерского учета, но и к внедрению электронных технологий во все отрасли хозяйства. Не миновала эта судьба и торговлю. Интернет-магазины все более превращаются в обыденный способ получения нужных товаров для потребителя и в инструмент извлечения прибыли — для продавца. Как правильно бухгалтеру организовать учет в интернет-магазине, пойдет речь в нашей статье.

Первоначально интернет-магазин — это, с одной стороны, обыкновенный сайт, а с другой — своеобразная виртуальная торговая площадка. Поэтому следует рассмотреть следующие важные вопросы. Первый: как учесть расходы на сайт в конечном итоге, чем бы он ни являлся? И второй: какая система налогообложения для интернет-магазина наиболее приемлема?

Создание торговой площадки

Первоначальную стоимость любого сайта формируют расходы на его покупку или создание (например, зарплата сотрудникам организации, зарплатные налоги, амортизация основных средств, используемых для создания сайта, материальные расходы) и доведение до состояния, пригодного к использованию (за исключением НДС и акцизов). Требования к расходам определены в статье 252 Налогового кодекса. Они должны быть документально подтверждены и экономически оправданы.

Итак, если сайт является НМА, то он амортизируется утвержденным в законодательстве образом.

Если первоначальная стоимость сайта компании составляет менее 20 000 рублей, то в налоговом учете такие расходы относятся к прочим и списываются в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

У организации, применяющей метод начисления по пункту 3 статьи 272 Налогового кодекса: «амортизация признается в качестве расхода ежемесячно, исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным статьями 259 и 322 Налогового кодекса».

У организации, применяющей кассовый метод по подпункту 2 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса: «амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве. Аналогичный порядок применяется в отношении капитализируемых расходов, предусмотренных статьями 261 и 262 Налогового кодекса».

Согласно пункту 2 статьи 258 Налогового кодекса, амортизация по сайту начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он введен в эксплуатацию. При этом моментом ввода в эксплуатацию сайта считается момент его размещения в сети Интернет.

Если сайт не является НМА, к рекламным расходам для целей налогообложения прибыли относятся затраты на его создание, учитываемые в составе расходов единовременно или равномерно в зависимости от срока, на который предоставлены неисключительные права на программное обеспечение.

Если фирма решит обновить, то есть модернизировать, уже созданный сайт, то бухгалтеру нужно иметь в виду, что ПБУ 14/2000 (п. 12) не предусматривает изменение первоначальной стоимости нематериальных активов.

Любой сайт нуждается в периодической модернизации. В настоящее время в нормативных бухгалтерских документах нет положений о модернизации нематериальных активов. В такой ситуации улучшение и обновление интернет-страницы можно рассматривать как расходы по обычным видам деятельности (ПБУ 10/99).

это важно

Рекламные расходы в сети Интернет учитываются при исчислении налога на прибыль без ограничений, то есть не нормируются. Они должны быть обязательно документально подтверждены и экономически оправданы.

Информация обязательна!

Что касается налогообложения в интернет-магазине, то стоит отметить, что законодательно предусмотрена возможность заключения договора розничной купли-продажи на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом. В этом случае применяются общие нормы гражданского законодательства о договорах продажи товаров по образцам (ст. 497 ГК РФ). Предоставление возможности ведения торговли по образцам потребовало разработки самостоятельных правил продажи для таких случаев. Продажа товаров по образцам регулируется постановлением Правительства России от 21 июля 1997 г. № 918.

Согласно статье 495 Гражданского кодекса, продавец обязан представить покупателю информацию о товаре. В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец до заключения договора обязан представить покупателю информацию о продавце (изготовителе) товара и информацию о товаре. Перечень такой информации приведен в этой же статье «потребительского» закона.

ЕНВД или нет?

Так вот, деятельность интернет-магазина — это вроде бы торговля. А розничная ли?

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса для целей главы 26.3 Налогового кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

К розничной торговле в целях главы 26.3 Налогового кодекса относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.

Казалось бы, интернет-магазин можно перевести на ЕНВД. Ан нет!

Не относится к деятельности в сфере розничной торговли и соответственно не подпадает под действие главы 26.3 Налогового кодекса предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров в соответствии с договорами поставки.

Также не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход организации, получающие доходы от реализации товаров посредством международной компьютерной сети Интернет, так как возникновение у налогоплательщиков обязанности по уплате ЕНВД связывается не только с видом осуществляемой ими деятельности, но и с рядом условий, указанных в подпунктах 6 и 7 статьи 346.26 Налогового кодекса. Существует требование и к объекту торговли:

  • розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;
  • розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов; объекты нестационарной торговой сети.

внимание

Торговля через интернет-магазин не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход. При такой деятельности применяется либо общий режим, либо «упрощенка».

Посылочная торговля

Поскольку всемирная компьютерная сеть Интернет не соответствует определениям объектов торговли, установленным Государственным стандартом России № Р51303-99 «Торговля. Термины и определения», организации, получающие доходы от реализации товаров через сеть Интернет, не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

К такому же выводу приходит Минфин России в письме от 3 июля 2006 г. № 03-11-02/150, процитированном полностью в письме ФНС России от 2 августа 2006 г. № ГВ-6-02/753@: «...ни НК РФ, ни ГК РФ не предусмотрен такой вид розничной купли-продажи, как продажа товара посредством почтовых отправлений (посылочная торговля). ...главой 26.3 Налогового кодекса не установлен физический показатель базовой доходности в отношении реализации товаров в розницу посредством почтовых отправлений, а сама посылочная торговля, по своей природе, не предполагает использование для ее ведения каких-либо объектов организации торговли.

Таким образом, считаем, что предпринимательская деятельность по реализации товаров посредством почтовых отправлений (посылочная торговля) не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на уплату ЕНВД».

Товары, выбранные в интернет-магазинах, в основном доставляются почтой, так как рассчитаны на широкий круг потребителей. Поэтому в интернет-торговле придется применять или общий режим налогообложения, или «упрощенку».

Впрочем, если на то есть экономический смысл, то соединить электронный маркет и «вмененку» все-таки можно. Например, если по условиям, опубликованным на сайте, покупатель делает выбор, заказывает товар в интернет-магазине, а забирает его со стационарного торгового места или зала площадью не более 150 кв. м. Так сейчас чаще всего торгуют крупные фирмы, начавшие свое развитие не с виртуальной площадки.

О. Попова, налоговый консультант

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.