Цифры говорят: работать по-честному выгодно

Цифры говорят: работать по-честному выгодно

04.03.2005 распечатать

В середине 2002 года правительство объявило борьбу с «бюрократизацией» российской экономики. Спустя два года независимый Центр экономических и финансовых исследований и разработок изучил ее итоги. Аналитики пришли к выводу, что, вопреки известному выражению «хотели, как лучше...», административная реформа принесла малым фирмам больше пользы, чем вреда.

Запрет на проверки

В 2002 году бухгалтеров порадовали запретом проводить плановые проверки малых предприятий чаще чем раз в два года. То есть для большинства контролирующих структур нормальная частота проведения плановых проверок – 25 процентов подконтрольных фирм за полгода. Из общей тенденции выбились лишь налоговики (32%) и пожарные (33%). Повторные проверки в течение полугода после проведения плановой ревизии характерны только для милиции (39%) и для санэпидемстанций (30%).

Кроме плановых проверок, аналитиков интересовали и внеплановые, на которые не распространяется двухгодичный мораторий (например, проверки контрольно-кассовой техники). Для изучения были отобраны 20 областей в семи федеральных округах. Для достоверности отбирали как развитые регионы (Москва, Московская область), так и отстающие (Смоленская и Пермская области, Республика Коми), где на условиях анонимности было опрошено более двух тысяч руководителей и главбухов малых фирм.

Выяснилось, что идеальную картину общего снижения количества проверок портят налоговики, милиция и пожарные. Частота внеплановых поверок практически по всем контролирующим структурам одинакова – около 15 процентов, и лишь милиция проводила внеплановые проверки у половины опрошенных фирм.

Исследование показало, что чаще всего незваных гостей принимают у себя хабаровские и московские фирмы. Однако больше других от проверок страдают в Смоленской и Сахалинской областях. Спокойнее всего бухгалтеру живется в Республике Коми и Алтайском крае – видимо много там труднодоступных для налоговиков районов...

Треть опрошенных считают, что правила проведения проверок достаточно прозрачны, а вот поведение инспекторов непредсказуемо. Правда, мнение другой трети – прямо противоположное.

Чаще всего стресс от непредсказуемого поведения контролеров бухгалтер испытывает при налоговой проверке. Причем наиболее «вредными» требованиями налоговиков бухгалтеры назвали придирки к оформлению документов, потому что из-за них возрастает объем бумажной работы.

И все же для большинства фирм налоговая проверка – проблема незначительная (см. диаграмму «Налоговиков перестали бояться»). В то же время вопрос очередей в период сдачи налоговых деклараций занимает самые высокие места в «рейтинге» бухгалтерских неприятностей. Большинство инспекций, желая облегчить работу отдела учета, требуют сдавать отчетность на дискетах в ультимативной форме. При этом к дискетам нужно приложить бумажную распечатку и также отстоять в очереди.

Налоги перестали быть проблемой № 1

Изучив, как влияет на развитие фирм уровень налогов и конкуренция, экономическая нестабильность, коррупция и рэкет, аналитики пришли к любопытному выводу. Выяснилось, что теперь для девяти областей проблема номер один – это жесткая конкуренция. При этом интересно, что еще в начале 2002 года для большинства регионов основной бедой были налоги.

Сейчас многие фирмы вынуждены бросить все силы не на борьбу с налоговой инспекцией, а за место под солнцем. Особенно сильна конкуренция между фирмами, работающими в сфере услуг, строительной и пищевой промышленности.

Как показало исследование, руководители спокойно реагируют на финансовые потери от налоговых проверок и не считают их чрезмерными. При этом они отмечают рост убытков от проверок милиции, в том числе экологической, и инспекции по охране труда.

Кстати, субъективное мнение руководителей не совпадает с выкладками бухгалтеров, которые оперируют цифрами и могут оценить убытки объективно. Так, по оценке руководства фирм, издержки на прохождения всех без исключения проверок постоянно растут, а вот объективная оценка говорит об их снижении.

За два последних года заметно сократилось время, которое проверяющие проводят в офисах фирм. Дольше всех надоедают своим присутствием налоговые инспекторы (6,5 дней), остальные структуры не задержатся в вашем офисе дольше 1–2 дней. Благодаря этому управленческий персонал большинства фирм тратит на общение с проверяющими не более 1 процента своего драгоценного времени. Однако здесь существуют очень сильные региональные различия. Так, в Приморском крае управленческий персонал 70 процентов фирм тратит незначительное время на общение с контролирующими структурами. В Амурской области таких счастливчиков всего 30 процентов.

Различия заметны и среди фирм, которые тратят более 1 процента своего времени на различные инспекторские проверки. Так, в Ростовской области затраты времени составляют в среднем 7 процентов, а в Амурской – 20.

Дал на лапу – спи спокойно

Улаживать конфликты при проверках большинство фирм по-прежнему предпочитает по старинке, с помощью взяток. Причем лидерство в этом вопросе – за милицией. «Неофициальными платежами» заканчиваются 62 процента ее проверок.

Судя по выводам аналитиков, мало кто питает радужные надежды на судебное разбирательство. И это несмотря на то что проверяющие постоянно допускают массу формальных нарушений. Так, при внеплановых проверках контролеры регулярно забывают предъявлять предписания. По сравнению с 2002 годом забывчивость уменьшилась, если не считать милицию и налоговиков. Первая допускает нарушения в 70 случаях из 100, налоговики – в 40.

Сопротивление различного рода инспекциям аналитики разделили на «формальные» способы улаживания конфликтов (суд и апелляция) и «неформальные» (личные связи и подарки). Хотя пальма первенства – за «неформальными» подношениями, в целом их использование снизилось на 10 процентов. Ради справедливости отметим, что по сравнению с 2002 годом сопротивление проверяющим структурам по всем параметрам уменьшилось почти наполовину.

В 2004 году чиновники вымогали подношения у 4–18 процентов фирм в зависимости от региона. Из них 17 процентов поначалу пытались сопротивляться при помощи законных методов. Лидерами в плане взяточничества объявлены Москва, Санкт-Петербург, Саратовская область, Алтайский и Приморский края.

Исследователям удалось обнаружить фирмы, которым не приходилось использовать «неформальные» способы. Около 7 процентов руководителей предпочитают судебные разбирательства. Однако и они в половине случаев также используют личные связи и делают подношения.

По большому счету люди очень спокойно относятся к необходимости дачи взяток. По крайней мере инспектирование пожарными, милицией и санэпидемнадзором большинство фирм оценило как «не вызывающие проблем». Видимо, поэтому треть опрошенных заявили, что считают правила проведения проверок прозрачными и понятными.

Упрощенная система – защита от проверок

В 2002 году на упрощенку могло перейти 64 процента российских фирм, из них перешло лишь 40 процентов. К 2004 году разрыв сократился. Теперь соотношение выглядит как 69 к 59-ти. Пик роста наблюдался в 2003 году, когда ввели новый закон по упрощенной системе.

Все опрошенные в один голос утверждают: главный плюс упрощенки – меньше проблем с налоговиками. Им вторит статистика – среднее число налоговых проверок упрощенцев сократилось в 2,5 раза.

Анастасия АНДРЕЕВА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...