ТОП 50 секретов налога на прибыль (часть 2)
22.05.2013 распечататьМы продолжаем публиковать секреты налога на прибыль.
Продолжение. Начало читать здесь
Учесть консультации
В некоторых случаях инспекторы могут заявить, что расходы фирмы не связаны с производством, даже если у компании в порядке «первичка» и есть дополнительные аргументы. Некоторые ревизоры считают, что в траты, уменьшающие прибыль, коммерсанты не могут включать расходы на информационно-консультационные услуги, связанные с налогообложением.
Однако инспекторы не правы. Любой договор на налоговый обзор, ответ на вопрос, связанный с налогообложением, - это производственные расходы. Опровергнуть этот факт контролеры не смогут и в суде.
Фирме же для выигрыша достаточно иметь стандартный пакет оправдательной документации. Главное, чтобы из договора было видно, что исполнитель оказывает налоговое консультирование (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 марта 2008 г. № Ф04-1119/2008 (958-А45-31). Для документального подтверждения производственного характера таких расходов помимо договора можно представить документы, подготовленные исполнителем услуг, например, письменные консультации по вопросам налогообложения.
Внимание
Налоговики считают, что если по факту работы с посредником фирма не приняла на работу сотрудников, то такие издержки в состав прочих расходов не включаются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.
Списать через амортизацию
Если фирма арендует имущество и с согласия его собственника проводит капитальный ремонт, который является неотделимым улучшением, тогда эти затраты компания может списать в налоговом учете через амортизацию. Но сделать это возможно только в случае, если арендодатель не возмещает арендатору стоимость неотделимой постройки (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Включить в состав прочих
Затраты на аренду имущества отражают в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности, а в налоговом – в составе прочих затрат. Обратите вни мание: помимо арендных платежей к таким расходам могут быть отнесены и суммы, уплаченные за коммунальные услуги (предоставление света, воды, газа), а также траты на предоставление связи. Для этого в договоре аренды должно быть условие о том, что за эти расходы рассчитывается арендодатель. Затем он перевыставляет счета коммунальных служб арендатору, который потом их оплачивает. Если счета коммунальными службами выставляются напрямую арендатору (то есть минуя собственника), эти затраты в состав прочих не включают.
Услуги на стороне
Фирма может иметь собственную юридическую службу. Однако возможна ситуация, в которой для решения отдельных вопросов в штате компании не найдется сотрудников, имеющих необходимую юридическую квалификацию. Тогда организация вправе воспользоваться услугами сторонней юридической фирмы. Такие расходы будут экономически оправданы и уменьшат налогооблагаемую прибыль, об этом говорят чиновники Минфина России в письме от 16 июля 2008 г. № 03-03-06/1/83.
Минфин утверждает
Минфин пояснил, что документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью, может являться подтверждающей расходы бумагой, хоть и цифровой.
Кадровый учет
Затраты, связанные с оплатой услуг кадровых агентств, отражают в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности, в налоговом – в составе прочих расходов. Имейте в виду: налоговики считают, что если по факту работы с таким посредником фирма не приняла на работу сотрудников, то такие издержки в состав прочих расходов не включаются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают. По их мнению, в этой ситуации затраты считаются экономически неоправданными.
Однако подобных ограничений в Налоговом кодексе нет. Поэтому компания может и не следовать рекомендациям ревизоров. Однако свою правоту фирме, скорее всего, придется доказывать в суде. Чтобы этого избежать, можете формально принять на работу и уволить того или иного сотрудника.
Кроме того, в договор на поиск кадров можно включить дополнительные пункты, где будет сказано, что агентство оказывает еще какие-нибудь сопутствующие услуги, например, дает рекомендации по подбору персонала. Тогда у компании появится дополнительное основание отразить в налоговом учете затраты по договору как консультационные расходы.
В результате реорганизации
Является ли слияние кредитора и должника в одном лице, которое произошло в результате реорганизации, основанием для включения задолженности в доходы (п. 18 ст. 250 НК РФ)? В такой ситуации, по мнению чиновников, компания обязана учесть кредиторскую задолженность в доходах (письмо Минфина России от 7 октября 2009 г. № 03-03-06/1/655). Финансовое ведомство разъясняет, что при совпадении должника и кредитора в одном лице обязательство по уплате кредиторской задолженности прекращается. Поэтому фирма, к которой осуществляется присоединение, учитывает эту задолженность в составе внереализационных доходов. Аналогичные выводы содержит письмо УФНС России по г. Москве от 7 апреля 2009 г. № 16-15/033044. А вот мнение арбитров. Имеется постановление ФАС Центрального округа от 23 марта 2012 г. по делу № А35-1973/2011, в котором арбитры установили, что в результате реорганизации общества, к которому присоединились организации-кредиторы, произошло совпадение должника и кредитора в одном лице. Это является основанием для прекращения обязательства. В такой ситуации нужно руководствоваться Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утв. приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н), где указано, что задолженность должна быть отражена в заключительны х балансах присоединяющей и присоединяемой организаций. Во вступительный баланс общества после его объединения эти суммы включать не нужно. Следовательно, отсутствует и основание для признания кредиторской задолженности в качестве внереализационного дохода.
О всех пятидесяти секретах налога на прибыль вы можете узнать из статьи «50 секретов налога на прибыль» майского номера журнала «Расчет».
Штрафные санкции как доход
Налоговый кодекс (подп. 4 п. 4 ст. 271) предусматривает, что датой получения внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) признается дата их признания должником. Позиции финансовых ведомств нет. А судебная практика исходит из того, что момент признания внереализационного дохода наступает на дату подписания документа о согласии со штрафными санкциями (решение ВАС РФ от 14 августа 2003 г. № 8551/03, постановление ФАС Северо-Западного округа о т 19 ок т ября 20 07 г. по де лу № А 56 -56889/ 2005). Арбитры указывают, что для признания причитающихся сумм санкций внереализационными доходами моментом их получения является дата признания штрафных санкций должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
Электронный билет
Контрольный купон электронного билета (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по Интернету, для целей налогообложения прибыли является документом, подтверждающим произведенные расходы на приобретение железнодорожного билета. Такое разъяснение можно найти в письме Минфина России от 12 апреля 2013 г. № 03-03-07/12256. Получать оригиналы билетов и чеки совсем не обязательно.
Пояснительная записка
Одновременно с представлением декларации компаниям рекомендуется направлять в налоговый орган пояснительную записку.
Такое разъяснение дала ФНС России в письме от 11 февраля 2013 г. № ЕД-4-3/2113. В бумаге целесообразно указать сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога на прибыль (в частности, номер и дату договора, стоимость предмета сделки, указанную в контракте, сумму произведенной корректировки, сведения об участниках сделки, а именно: ИНН, наименование организации или индивидуального предпринимателя) и иную значимую, по мнению руководства фирмы, информацию. Служба в названном письме разъяснила, что это необходимо для разграничения предмета контроля между ФНС России и территориальными налоговыми органами. Кроме того, по мнению контролеров, наличие такой бумаги позволит сократить объем переписки между чиновниками и организациями.
Электронный документооборот
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные компанией. При этом бухгалтеру приходится выполнять много бумажной работы, например, заполнять авансовые отчеты по итогам командировок, а это отнимает много времени. В письме от 12 апреля 2013 г. № 03-03-07/12250 Минфин России пояснил, что в этом случае можно прибегнуть к помощи компьютера. Ведомство сделало вывод, что документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может являться подтверждающей расходы бумагой, хоть и цифровой.
Ценная выручка
Выручку от реализации ценных бумаг, независимо от того, обращаются они на организованном рынке или нет, отражают в налоговом учете раздельно (то есть в разных налоговых регистрах).
Не зависит от оплаты
В налоговом учете отражают только те операции, в результате которых появляются доходы или расходы, влияющие на налогооблагаемую прибыль. Например, если фирма определяет доходы и расходы по методу начисления, в регистре по расходованию денег не отражают операции по их перечислению в оплату товаров, работ, услуг, материалов и т. д. Такие затраты учитываются при налогообложении прибыли независимо от того, оплачены они или нет.
Решаем сами
Фирма имеет право самостоятельно определять состав прямых расходов, связанных с производством (ст. 318 НК РФ). Это значит, что организация вправе расширить или сократить перечень прямых затрат, установленных кодексом. Свой выбор следует закрепить в учетной политике. При этом нужно помнить, что отнесение расходов к прямым или косвенным должно быть экономически обосновано, а относить расходы к косвенным можно, только если их нельзя отнести к прямым. Расширение перечня прямых затрат дает возможность сделать списки прямых расходов одинаковыми как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. И, как следствие, избежать разниц между учетами. Но не забывайте, что прямые затраты не уменьшают налогооблагаемую прибыль сразу. Их нужно будет списывать частями.
Через одного
Если компания имеет несколько обособленных подразделений в одном регионе, то прибыль между ними можно не распределять. Вместо этого можно выбрать одно ответственное подразделение, через которое будет перечисляться налог. О своем решении нужно сообщить в налоговую инспекцию до 31 декабря предшествующего уплате года.
Другой показатель
При расчете доли филиала вместо среднесписочной численности можно использовать другой показатель – «расходы на оплату труда работников». Рассчитать его значительно проще. Данные для расчета следует взять за отчетный период. Какой из этих показателей использовать, фирма решает самостоятельно и закрепляет свой выбор в учетной политике.
Неверный расчет
Налоговая служба иногда считает месяцы просрочки по-своему для того, чтобы увеличить сумму штрафа. Как же ведут подсчет ревизоры? Например, компания задержала сдачу декларации на один полный месяц – с 29 марта по 29 апреля. Но чиновники могут посчитать этот промежуток как два неполных месяца, то есть с 29 марта по 31 марта и с 1 апреля по 29 апреля. Но такой расчет неверен. Это подтвердили судьи Северо-Кавказского округа в постановлении от 24 января 2007 г. № Ф08-7304/06-2985А.
Штраф только после декларации
Налоговая служба вправе начислить штраф компании по статье 119 Налогового кодекса только после того, как фирма сдаст запоздалую декларацию. Раньше этого срока рассчитать санкции ревизоры просто не могут. Дело в том, что штраф исчисляется в процентах от суммы, подлежащей к уплате на основе декларации. А если этого документа у инспекторов нет, значит, определить сумму наказания они не могут. Ведь формулировка статьи 119 Налогового кодекса не допускает расчета штрафа на основании каких-либо еще данных, содержащихся в иных источниках.
Проверка за год
Штраф по статье 120 Налогового кодекса инспекторы вправе взыскать с организации только по итогам проверки налога на прибыль за год. По результатам отчетного периода (месяца, квартала) накладывать санкции ревизоры не вправе.
Неправомерная блокировка
С 2011 года за неправомерную блокировку счетов начисляются проценты в пользу компаний. Размер санкций определяется исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни неправомерной блокировки.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com