Таможенное законодательство: не все изменения к лучшему

Таможенное законодательство: не все изменения к лучшему

28.05.2007 распечатать

Госдума приняла в первом чтении законопроект, вносящий изменения в Таможенный кодекс. Поправки в очередной раз призваны упростить процедуру ввоза и вывоза товаров и усовершенствовать порядок исчисления и уплаты таможенных сборов.

Новые правила игры на границе

Огромное количество судебных разбирательств по таможенным делам заставило законодателей взяться за изменение существующих норм права. Если исправлять Таможенный кодекс, то на славу, посчитали разработчики законопроекта и внесли поправки в превалирующее число статей. На некоторые из них стоит обратить особое внимание.

Авторы предлагают установить предельный уровень пошлин и налогов в случае, когда организация не может обосновать применение определенного таможенного режима. Например, фирма не представила все необходимые документы, подтверждающие право на беспошлинную торговлю. В подобных случаях ставки таможенных платежей установят в размере, аналогичном действующему тарифу при выпуске товаров для свободного обращения или вывоза экспорта. Для этого поправки внесут в статью 161 кодекса.

Серьезные изменения ждут и статью 322 кодекса. Сегодня она устанавливает, что налоговую базу для исчисления пошлин и налогов определяют исходя из таможенной стоимости товаров и их количества. Это противоречит Налоговому кодексу, убеждена депутат Госдумы Надежда Азарова:

— Например, при перечислении акцизов в налоговую базу кроме стоимости включают суммы пошлины, а при исчислении НДС учитывают акцизы.

По словам адвоката Московской областной коллегии адвокатов «Правовая Защита» Юрия Шевченко, после вступления в силу данных поправок налоговую базу будут определять исходя из положений Налогового кодекса:

— Законопроект предлагает учитывать иные характеристики, используемые для определения ставок таможенных пошлин согласно положениям Налогового кодекса. В частности, налоговой базой может быть объем подакцизных товаров в натуральном выражении.

Без пошлин, без валюты, без промедления

Заодно авторы поправок решили соединить сроки уплаты пошлин и налогов по времени с подачей декларации, которую необходимо представить не позднее 15 дней с даты предъявления товара на таможне (ст. 129 НК). Также не исключено, что в статье 329 Таможенного кодекса будут уточнены случаи, которые влияют на сроки уплаты. Например, в случае предварительной декларации товара перечислить платежи в ФТС следует не позднее дня его выпуска.

Если компания представит уточненные сведения, влияющие на размер пошлин и налогов, доплату по ним нужно произвести также до подачи декларации. При этом пени на эти суммы не начисляются и уплате не подлежат. Сегодня же при ввозе товаров таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней с момента предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия в Россию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларируют товары не в месте их прибытия (ст. 329 ТК).

Принципиальный характер имеют поправки в статью 330 Таможенного кодекса. Они исключают возможность внесения авансовых платежей в ФТС в иностранной валюте, отмечает юрист:

— Цель данного изменения — упростить расчет подлежащих уплате сумм таможенных и авансовых платежей, а также их возврата. То есть декларант или третье лицо, вносящие денежные средства на счет ФТС, должны вначале продать иностранную валюту и затем оплатить в рублях необходимую сумму в качестве аванса. Следует отметить, что пересчет средств производится по курсу Центробанка на день принятия таможенной декларации (ст. 326 ТК). Кроме того, планируем увеличить время, в течение которого организации могут вернуть авансовые платежи. Сегодня началом срока является дата внесения их в кассу или поступления на счет таможни. После принятия закона срок будут исчислять с момента последнего распоряжения фирмы об использовании авансов. Кроме того, поправки уточняют, что после истечения срока данная сумма перечисляется в бюджет. То есть до этого времени средства должны оставаться на счетах таможенного органа.

Напомним, что излишне уплаченные или взысканные суммы пошлин и налогов подлежат возврату по заявлению предприятия (ст. 355 ТК). Законодатели решили усложнить процесс. Согласно законопроекту, к заявлению компания должна приложить документы, удостоверяющие факт переплаты или излишнего взыскания. При этом необходимо подтвердить, что суммы налогов не были предъявлены в ИФНС как вычеты по НДС или возвраты по акцизам.

Наряду с этим депутаты Госдумы хотят дополнить кодекс положениями, возлагающими обязанность по уплате таможенных платежей расформированной фирмы на ликвидационную комиссию. Также, по их мнению, необходимо «урегулировать задержку или неуплату платежей преемником предприятия при его реорганизации на основании правил, установленных Налоговым кодексом», говорит пояснительная записка к законопроекту.

Помимо прочего в кодекс предлагается ввести новую статью 432.1, посвященную реализации иностранных товаров. Данную процедуру необходимо добавить, приведя ее в соответствие с гражданским и уголовным законодательством. Планируется закрепить правило о том, что любое введение в оборот иностранных товаров, за исключением их конфискации, должно сопровождаться уплатой таможенных и иных пошлин (специальных, защитных, антидемпинговых, компенсационных). Данная норма призвана обеспечить равные условия ценовой конкуренции при обороте иностранных товаров на внутреннем рынке.

Кроме того, освободят от уплаты пошлин продукцию, общая таможенная стоимость которой не превышает 5 тысяч рублей. При этом вывозить товар должен один отправитель в течение недели. Такую норму закрепят в статье 357.9 кодекса. По словам Юрия Шевченко, изменения призваны привести в соответствие суммы сборов за оформление некоторых товаров.

Брокеры не хотят нести ответственность

Депутаты не намерены откладывать принятие закона в долгий ящик и планируют вынести проект на повторное обсуждение до конца весенней сессии. Тем не менее заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Сергей Шохин призвал предпринимателей высказывать свои пожелания, которые обязательно будут учтены при рассмотрении законопроекта Госдумой во втором чтении.

Надежда Азарова заявила, что подготовленные изменения направлены на совершенствование правоприменительной практики. Однако не всех устраивают предложения законодателей. Например, поправки в статью 320 Таможенного кодекса предусматривают установить солидарную ответственность таможенного брокера и организации при уплате пошлин и налогов. Декларирование товаров брокером должно привести к повышению его ответственности. Но такую инициативу не поддерживает представитель региональной ассоциации таможенных брокеров «СЕВЕРО-ЗАПАД» Лидия Жилина:

— Внесение данного пункта не соответствует нормам права. Видимо, законодатели имели в виду возможность взыскания недоимки по таможенным платежам с обеспечения, которое вносится таможенными брокерами. Но в таком случае солидарная ответственность приводит к множественности обязательств. Поскольку брокер приравнивается к числу лиц, которые обязаны уплачивать таможенные платежи. Однако в действующем кодексе четко прописана позиция брокера как профессионального посредника и установлена равнозначная ответственность между ним и фирмой (ст. 144 ТК). Считаю, что изменение закона в этой части приведет к еще более сложной правоприменительной практике.

Не один в поле воин

Кстати, это не единственный законопроект, затрагивающий таможенное законодательство. Сегодня в ФТС находится на рассмотрении проект о присоединении России к Международной конвенции об упрощении и оптимизации таможенных процедур. По словам Сергея Шохина, принять данный документ необходимо:

— Это ориентир и маяк на пути совершенствования законодательства в таможенной сфере. Однако не следует забывать, что он должен пройти несколько стадий согласований в Минфине и Минэкономразвития. У нас уже много замечаний от этих ведомств, все предложения ФТС будет обсуждать. Кроме того, депутаты хотят внести поправку в статью 125 Таможенного кодекса. Новая норма предусматривает ограничение числа пунктов, но только для товаров, на которые распространяется таможенная квота. Это же правило будет действовать для грузов, при ввозе которых нужен специальный контроль. Сегодня ФТС вправе сократить пункты пропуска отдельных видов товаров, если при их ввозе часто нарушается законодательство. Также Госдума поддержала предложение ФТС, дающее ей право арестовывать подозрительные товары без заявления правообладателя и подавать судебные иски против импортеров. Однако за ошибки таможенники ответят перед фирмами рублем: предприниматели смогут взыскивать с ФТС упущенную выгоду, если товары задержали на таможне как контрафактные из-за злого умысла или при превышении служебных полномочий. Правда, это еще нужно будет доказать в суде. Отметим: сегодня ФТС вправе приостановить выпуск подозрительных товаров в свободное обращение лишь на 10 дней. Если за этот срок собственник товара не собрал необходимые документы, то таможенники продлят срок еще на 10 дней. Дольше задерживать груз или добиваться передачи дела в суд без заявления правообладателя таможенники не имеют права.

Малыми шагами к большой реформе

Действительно, сегодня процедура таможенного оформления товаров далека от идеальной. Стоит отметить, что это не первая попытка законодателей изменить ситуацию к лучшему. Кое-какие из депутатских инициатив были претворены в жизнь. Рассмотрим последние из поправок, вступившие в силу. Самым крупным событием стало, безусловно, принятие закона от 30 декабря 2006 г. № 266-ФЗ. Документ внес изменения в статью 11 Закона от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», заменив слова «при необходимости также таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и других видов контроля» фразой «таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами <...> и федеральными законами, и иных видов контроля». Проще говоря, список ведомств, у представителей которых надо отметиться иностранному поставщику, был сокращен с 7 до 1.

Несмотря на это послабление, для фирм мало что изменилось. Весь перечень документов, представляемых ранее ветеринарам, санитарам и далее по списку, импортеры и экспортеры стали предъявлять таможенным органам. Такие полномочия им дал пункт 4.1 статьи 28 закона № 4730-1. В придачу таможенники стали вносить данные о всех перемещаемых через границу грузах и товарах в межведомственную информационную систему. То есть пакет документов, собираемых организацией, не уменьшился. Тем не менее сильно сократились очереди в пунктах пропуска на границе.

Другое значимое нововведение ФТС — введение нового бланка таможенной декларации, а точнее, объединенной формы грузовой таможенной декларации и транзитной декларации (ГДТ/ТД). Ее фирмы должны применять с 1 января 2007 года. Стоит заметить, что таможенники всячески старались помочь предприятиям привыкнуть к новому порядку. На официальном сайте службы ( www.customs.ru ) еще в прошлом году появилась рубрика «Ввод в действие новой грузовой таможенной декларации/транзитной декларации», где размещена вся необходимая информация, которая может потребоваться участникам ВЭД.

В январе—феврале 2007 года столичные таможенники перечислили в федеральный бюджет 52 млрд руб.

Доля таможенных платежей при экспорте товаров (без учета таможенных сборов) составила 9%, при импорте — 91%

Таможенное налогообложение

Среди проблем, возникающих у фирм в связи с перевозкой товаров через границу, основной остается принятие к вычету НДС, уплаченного таможенным органам. Согласно Налоговому кодексу, необходимо соблюсти несколько условий, чтобы организации вернули НДС. Среди них: фактическое перемещение товаров через границу, уплата НДС на таможне, принятие импортированных товаров на учет (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК).

Однако налоговики могут отказать компании в вычете, если у нее есть дебиторская задолженность по поставленным товарам и отсутствуют реальные затраты на уплату налога при ввозе товара. Правда, инспекторы забывают, что уплатить НДС таможенникам можно за счет средств, полученных по договору займа. Это не служит основанием для отказа в последующем вычете НДС. Кроме того, даже если фирма не оплатила товары поставщику, вернуть НДС она все равно сможет. Логика проста: ведь при ввозе продукции налог уплачивают не поставщику, а таможенному органу.

Кстати, если комиссионер заключил договор поставки товаров с иностранным лицом от своего имени, за счет и по поручению комитента, то последний вправе принять к вычету НДС, уплаченный комиссионером на таможне. Посредник имеет право уплачивать НДС при ввозе продукции на таможенную территорию России. Этот налог принимается к вычету у комитента после принятия на учет приобретенных товаров на основании документов, подтверждающих уплату налога комиссионером, а также таможенной декларации на ввозимые товары или ее копии, полученной от посредника (постановление ФАС Центрального округа от 18 мая 2006 г. № А35-1883/04-С3).

Зачастую ИНФС отказывается возмещать отрицательную разницу между НДС, уплаченным при ввозе товаров, и налогом, исчисленным при реализации. Стоит запомнить, что нет оснований для отказа в возмещении разницы, образовавшейся в связи с превышением суммы налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными согласно статье 166 Налогового кодекса (ст. 173 НК). Помимо этого помните, что для подтверждения обоснованности предъявления к вычету НДС, уплаченного на таможне, необязательно самостоятельно представлять в налоговую инспекцию первичные документы, подтверждающие принятие на учет, оприходование и реализацию импортируемого товара. Если фирма этого не сделала, то в вычете ей все равно не могут отказать.

Однако, если у инспекторов есть сомнения относительно правомерности применения организацией налоговых вычетов, отраженных в декларации, ИФНС может истребовать у налогоплательщика документы, перечисленные в статьях 171 и 172 кодекса, а также иные документы, подтверждающие обоснованность заявленных вычетов (ст. 88 НК). Поэтому лучше заранее собрать объемный пакет документов, подстраховавшись от всех возможных неурядиц.

Елена Маляренко

ГРУЗОВИКИ ЗАСИЯЮТ ОГНЯМИ

Первый вице-премьер Сергей Иванов предложил производить растаможку грузовиков на специальных терминалах, а заодно оснастить фуры маячками ГЛОНАСС. По данным Минтранса и ФТС, в прошлом году из-за простоя транспорта при таможенном оформлении грузов российские перевозчики потеряли более 3 млрд рублей. Правда, не из-за нехватки таможенных пунктов. Сегодня в России 190 автомобильных пунктов пропуска (АПП).

Поскольку основной машинопоток приходится всего на 14 пунктов, Сергей Иванов предложил выделить из общей очереди на границе туристов и частников, а фуры растаможивать не в АПП, а в крупных логистических центрах внутри страны. Чтобы грузы не пропадали по дороге, он предлагает «на каждую фуру вешать маяк в виде ГЛОНАСС», а если грузовик по дороге в таможенный терминал куда-то свернет, то санкции должны быть разорительными, считает чиновник. При этом само число таможенных пунктов решено сократить до 117.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.