Таинственный годовой отчет Датини

Таинственный годовой отчет Датини

30.12.2004 распечатать

О том, что первый в истории годовой отчет составлен итальянцем Франческо Датини, мне стало известно в тот день, когда я получила приглашение от моей подруги из Флоренции. Конечно в череде достопримечательностей Тосканы нельзя было упустить такую великолепную возможность – своими глазами увидеть старинный манускрипт XIV века...

Где дух его витает...

Флоренция встретила не по-ноябрьски теплым солнышком, 20 минут на поезде – и мы в Прато, на родине великого счетовода Cредневековья Франческо Датини (1335–1410). На центральной площади близ городской Коммуны возвышается над толпой его скульптура. Строго и чуть свысока взирает он из далекого прошлого на наше суетное настоящее и на горожан, спешащих по мирским делам.

Плутаю по улочкам, наконец дворец Датини (Palazzo Datini). Воображение рисовало утопающий в роскоши замок. Но ожидания не оправдались: «дворцом» оказался старый, с едва заметными следами фресок дом на перекрестке двух крошечных улиц.

Его история начинается в 1354 году, когда попечительница рано осиротевшего Датини, Пьеро ди Джиунта, приобретает для него небольшой дом. Постепенно, с ростом благосостояния владельца, он достраивается и расширяется. Будучи рачительным хозяином, Датини не жалел средств на декорирование, нанимая известных зодчих тех лет – Никола и Ариго Дженири.

Войдя в дом, взгляд невольно останавливаю на статуе Святого Кристофера. Согласно поверью, «кто узреет его, тот весь день не лишится чувств и не упадет». В старину для предотвращения несчастий такие статуи устанавливали на городских мостах. А вот и сам хозяин в пламенно-красном одеянии строго взирает с портрета на пришедших.

Среди частых гостей дома была местная знать, в том числе и Луиджи II Д`Анджо – правитель Сицилии, который даровал Датини право изображать на своем родовом гербе золотые лилии Франции. Орнамент из лилий царит повсюду: в гостиной и в кабинете, на потолке и стенах. Здесь чувствуешь дыхание вечности...

«Хочу, чтоб учет вели по моим образцам»

Под сенью средневековой обители сейчас нашли пристанище городской архив Прато, Институт истории почтовых дел и благотворительная организация Ceppi («Корневище»). Датини был человеком верующим, при жизни много занимался благотворительностью, помогал реставрировать францисканские церкви, содержать монастыри, финансировал строительство воспитательного дома.

Часть имущества по совету своего друга нотариуса Лапо Мацеи Датини завещал коммуне родного города Прато. А другую часть – созданной им благотворительной организации «Корневище» при условии ведения в ней учета по образцу его торговой компании. Меня одолевало любопытство: неужели она, начиная с XV века, и по сей день ведет учет и творит добро как завещал Франческо?

За дубовым столом в окружении старинных книг восседал почтенный итальянец.

– Бонджорно, – приветствую я.

– Американа? – вопрошает он недоверчиво.

– Но, соно русса...

В мгновенье улыбка озаряет его лицо: «...Я был в Москве, на Красной площади... Россия, Россия – необыкновенная страна...»

Расположившись в уютном антикварном кресле, заслушавшись переливами итальянской речи, я путешествую по страницам истории жизни Датини... Со стороны может показаться, что Франческо был любимцем фортуны: успешное дело, счастливый брак, но не все так радужно в его судьбе. Во время чумы 1348 года умирают родители и родные брат с сестрой, оставшихся в живых братьев Франческо и Стефано берут на воспитание родственники. В июле 1376 года Датини женится на юной Маргарите – дочери бедного флорентийского торговца Доминико Бандини. Для родителей было счастьем выдать дочь за такого знатного и богатого человека, как Датини, и даже существенная разница в возрасте не явилась препятствием. Торжества были настолько роскошными, что смета расходов той пышной свадьбы и по сей день хранится в городском архиве. Брак был счастливым, о чем свидетельствуют многочисленные письма супругов друг к другу. Но на протяжении всей жизни Датини мечтал о большой семье, детях, но его желание стать отцом так никогда и не осуществилось...

Какой учет ведется в дебрях «Корневища», мне узнать не удалось. Предполагаю, что не совсем тот, который содержался в завещании знаменитого земляка. А вот богоугодными делами они и по сей день занимаются: устраивают обеды для неимущих, помогают оплачивать обучение нуждающимся студентам, оказывают материальную помощь воспитательным домам и церкви Святого Франческо.

Затерянный архив

Архивы Датини были случайно обнаружены в XIX веке в тайнике при ремонте дома. Они насчитывают множество векселей, чеков, деловых писем и других первичных документов. Среди них особое место занимают Книги должников и кредиторов по каждому из многочисленных отделений компании, Торговые бухгалтерские книги, Книга расходов по залогам... В головном Авиньонском представительстве была составлена Секретная книга, содержащая сведения о компаниях контрагентов, материальных запасах, аналитическую информацию о заключенных договорах и размере полученной прибыли.

А вот самого расчета прибыли, то есть Отчета о прибылях и убытках поначалу мне обнаружить не удалось. Дело в том, что все документы составлены на древнем итальянском языке и их так много, что хранителям не под силу хоть как-то систематизировать их. Для этого нужно знать древний язык предков.

Несмотря на незначительную рассеянность, служащие архива люди очень приятные и внимательные. Они позволили мне прикоснуться к истории и полистать документы, написанные безупречным каллиграфическим почерком еще в XIV веке.

Официально переводом архивов вот уже на протяжении нескольких лет занимается институт Истории экономики имени Франческо Датини. Кроме него их исследованием занимаются профессора разных стран, изучающие историю двойной записи.

Мне посчастливилось познакомиться с гражданином страны Восходящего солнца. Он рассказал, что несколько лет назад тоже был постоянным посетителем древнего архива, когда трудился совместно с американским профессором над книгой о средневековых купцах и о Датини в частности. Благодаря ему я наконец узнала, что знаменитый годовой отчет Датини – это книжечка в 12 страниц, с Отчетом о прибылях и убытках и балансом, имеющим более 110 статей по активу и около 60 по пассиву. Если их уплотнить и сгруппировать по рубрикам, то можно сказать, что в активе накапливались сведения о наличных деньгах, оплаченных счетах, дебиторах, товарных запасах, расходы будущих периодов, недостачи...

Интересно, что в документах того периода есть статья «Движимое имущество», где наряду с канцелярскими принадлежностями учитывается на балансе и рабыня Марта. К концу XV столетия поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к тому, что итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг. «Мне нужна рабыня или две и мальчик-раб, на твой выбор», – буднично сообщал жене Датини в 1385 году.

Что ж, у каждого времени свои нравы. Я же заглянула в церковь Святого Франческо, где с 1410 года покоится прах Датини и, поставив свечу за упокой, отправилась в обратный путь.

Выражаем огромную благодарность за помощь в подготовке материала Городскому Архиву г. Прато (Archivio di Stato di Prato), Благотворительной организации «Корневище» («Сeppi»), Дарье Боттони (Daria Bottoni) и Симону Пачини (Simone Pacini).

Средневековый супермаркет

Вся торговля Италии в 13-16 веках обозначается старинным словом

«Il fondaco» («иль фондако»). Дословно — это «огромный склад с множеством полок, кладовых и погребов». Чего там только не найти: страусиные перья, шелк, парусина, бумага, рис, тосканские вина, всевозможные копчености, зерно, апельсины, оливковое масло, сыры (Сицилийский, Сардинский, Пизанский), грецкие орехи, специи, тунец, воск, мыло, столовые ножи, кожа, сталь, бронза, повозки. Товар отпускался на месте за наличные деньги с занесением в кассовые книги. Склад Датини был одним из самых крупных в Италии.

Елена ВАХТИНСКАЯ

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...