Строили – недостроили? Создайте резерв

Строили – недостроили? Создайте резерв

30.06.2006 распечатать

Бухгалтерам строительных организаций знакома ситуация, когда по уже сданному объекту строительства фирма продолжает нести расходы. Как правило, это расходы по проектным работам, которые в силу технологических особенностей нельзя выполнить к моменту ввода объекта в эксплуатацию. О том, как правильно учитывать такие затраты, рассказали на семинаре, проведенном учебным центром МФЦ.

Потратим, но позже

Обстоятельства, которые не дают заказчику своевременно провести работы, предусмотренные проектом по строительству, бывают разные.

Такое, в частности, происходит, если на дату подписания акта ввода объекта в эксплуатацию остались невыполненными какие-то сезонные работы. Например, работы по наладке сложной электроники можно проводить только в теплое время года. Выполнить их перед сдачей объекта, если стройку закончили в середине зимы, технологически невозможно. Минусовая температура не позволяет. Поэтому объект приходится принимать в том виде, в каком он есть. А работы по наладке электроники откладывать до весны.

Примерно такая же ситуация складывается с выполнением работ по благоустройству, озеленению и другими сезонными работами.

По словам начальника отдела аудита строительных организаций компании «ММБ-Аудит» Ольги Герман, основная проблема бухгалтера в таких ситуациях – правильно сформировать инвентарную стоимость построенного объекта. То есть учесть в ней все предусмотренные проектом затраты. В том числе и те, которые произведут уже после ввода объекта в эксплуатацию.

Ошибки практиков

Часто на момент сдачи построенного объекта у фирмы уже есть договор с подрядчиком, который потом будет выполнять отложенные работы. Поэтому цена этих работ заранее известна. В таких случаях бухгалтеры сплошь и рядом поступают так. Подписывают акты сдачи-приемки выполненных работ подрядчику заранее. И включают затраты по не выполненным еще работам в первоначальную стоимость строительства.

– Но это риск для вас, – предостерегла лектор бухгалтерскую аудиторию. – Вот вы, например, заранее подписали акт о наладке системы сложнейшего видеонаблюдения. А потом, спустя три-четыре месяца, вы эту организацию можете даже не найти. Или она может отказаться выполнять работы. Мол, акт подписан, никакие претензии не принимаются.

Другая распространенная ошибка – указывать в акте приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11) стоимость, которая зафиксирована в смете. При этом бухгалтер игнорирует тот факт, что фактическая сумма затрат по строительству по данным бухучета гораздо ниже. Ведь невыполненные работы на баланс он пока еще не поставил.

– Итоговая стоимость построенного объекта, которую вы указываете для инвестора в акте, должна совпадать с суммой ваших расходов на счете 08, – пояснила Ольга Герман. – Поэтому не стоит считать, что все предстоящие расходы вы учли, просто указав в акте общую сметную стоимость строительства.

Чтобы сформировать первоначальную стоимость объекта правильно, с учетом затрат на «запаздывающие» работы, г-жа Герман порекомендовала слушателям создавать резервы предстоящих расходов.

– Обратите внимание, речь идет только о бухгалтерском учете, – уточнила Ольга Герман. – В налоговом учете резервы предстоящих расходов, ожидаемых по строительству, не предусмотрены. И первоначальную стоимость объекта для целей налогообложения формируют только фактические затраты, которые на момент ввода объекта в эксплуатацию подтверждены документально.

Отложите в сундучок

– Создание резервов предстоящих расходов не противоречит бухгалтерским стандартам, – начала разъяснять лектор. – В частности, создание резерва ожидаемых расходов напрямую предусмотрено пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Так, организация может создавать резервы на любые предусмотренные законодательством цели. Сформировать резерв на расходы, которые заказчик произведет после ввода объекта в эксплуатацию, можно на основании пункта 7 ПБУ 2/94 «Учет договоров на капитальное строительство».

Также создание резервов предполагает и пункт 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». В нем есть требование осмотрительности, которое предписывает признавать в бухгалтерском учете расходы с большей готовностью, чем доходы.

Прежде чем создавать резерв, нужно спрогнозировать, какую примерно сумму составляют грядущие расходы. Ориентироваться здесь можно или на стоимость работ по договору, заключенному с подрядной организацией, или на сметную стоимость предстоящих работ, если договора с подрядчиками на момент создания резерва еще нет.

– Имейте в виду, резервировать средства можно только на те работы, которые были у вас предусмотрены проектом на строительство и сметой, – заострила внимание г-жа Герман. – Кроме того, резервы создают только для тех работ, которые на данный момент не могут быть выполнены именно в силу своих технологических особенностей. Если же вы что-то не доделали, потому что просто не успели, то это не тот случай. Резервировать такие работы нельзя. То же самое относится и к работам по исправлению брака, выявленного уже на момент сдачи объекта инвестору.

На сумму резерва бухгалтер должен сделать проводку Дебет 08 Кредит 96. Когда расходы фактически произведут, бухгалтер спишет затраты уже не за счет объема капвложений (счет 08), а за счет созданного резерва. Например, если это подрядные работы, то бухгалтер сделает проводку Дебет 96 Кредит 60.

– Если вы прогнозируете сумму резерва, опираясь на смету, то вряд ли сможете определить ее со стопроцентной точностью, – заметила лектор. – Скорее всего вы потратите чуть больше или чуть меньше. Тогда на счете 96 у вас возникнет дельта, которую вы должны присоединить к вашему финансовому результату проводкой Дебет 91 Кредит 96 или Дебет 96 Кредит 91.

Осторожно, учредители!

Создавать резервы предстоящих расходов имеет смысл не только ради соблюдения требований бухгалтерских стандартов. От того, как бухгалтер ведет бухучет, зависят еще и интересы учредителей. А именно – будет ли фирма вправе объявлять и выплачивать им дивиденды.

Это право напрямую зависит от размера чистых активов организации. Если их стоимость меньше уставного капитала и резервного фонда (или станет меньше после выплат), то свои дивиденды в этом году учредители не получат (п. 3 ст. 102 ГК). При этом оценивают чистые активы по данным бухгалтерского учета (п. 3 ст. 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). И их размер будет занижен, если объект строительства поставить на учет по неправильно сформированной инвентарной стоимости (без учета резервов).

– Рассмотрим ситуацию, когда фирма – заказчик и инвестор в одном лице. То есть построенный объект она же потом и будет эксплуатировать, – начала лектор. – В этом случае формировать резервы предстоящих расходов нужно обязательно. Давайте разберемся почему.

Итак, если бухгалтер создал резерв предстоящих расходов, то все затраты, предусмотренные проектом, вошли в первоначальную стоимость построенного объекта. И впоследствии через амортизацию они планомерно будут уменьшать бухгалтерскую прибыль.

А если резерв под ожидаемые расходы не создавать и ставить объект на счет 01 по неполной проектной стоимости, что получится? В этом случае увеличить первоначальную стоимость на затраты, которые фирма произвела уже после постановки объекта на учет, бухгалтер не может (п. 14 ПБУ 6/01). Эти затраты ему придется одномоментно списать за счет собственных источников. Что может привести к резкому снижению стоимости чистых активов организации. А это в свою очередь лишит акционеров возможности получить дивиденды, на которые они рассчитывали.

Наталья КАЛОХИНА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...