Страхуем груз добровольно

Страхуем груз добровольно

31.01.2007 распечатать

Многие фирмы добровольно страхуют грузы. Эта мера спасет деньги компании, если товар будет утрачен. Зачастую договоры страхования предполагают не только возмещение стоимости самих товаров, но и транспортные расходы и даже ожидаемую прибыль от их реализации. Рассмотрим, что нового в учете этих операций.

Налог уменьшить можно

Для того чтобы застраховать груз, фирма должна подписать со страховщиком договор и перечислить ему взнос. Затраты фирмы на добровольное страхование рассматривают как расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 5 п. 1 ст. 253 НК).

В статье 263 Налогового кодекса перечислены виды добровольного страхования, которые можно учесть при расчете налога на прибыль. Один из таких видов – страхование грузов. Следовательно, считая налог, фирма имеет право уменьшить расчетную базу на всю сумму фактических затрат на страхование.

Если произведенные затраты соответствуют критериям обоснованности и документально подтверждены, проблем с уменьшением налогооблагаемой базы на суммы страховых взносов не возникнет (письмо УФНС по г. Москве от 5 августа 2005 г. № 20-12/55836).

Для торговых фирм порядок определения расходов будет особый. Суммы взносов фирма может либо учитывать в стоимости товаров и включать в расходы по мере реализации, либо рассматривать их в составе расходов текущего месяца. В этом случае они признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации месяца (ст. 320 НК, п. 2 ст. 318 НК). Торговая фирма должна самостоятельно выбрать один из этих способов учета, закрепить свое решение в учетной политике и применять его не менее двух лет подряд.

Итак, уменьшить прибыль на сумму страховых взносов можно. Возникает вопрос – когда? Равными частями в течение всего срока действия договора или сразу после оплаты денег страховщикам? Платим сразу или частями

Для фирм, применяющих кассовый метод (ст. 273 НК), таких проблем нет. Напомним, что использовать кассовый метод имеют право компании, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Эти фирмы учитывают расходы сразу после оплаты.

А вот для тех, кто работает по методу начисления, порядок признания расходов на страхование можно назвать скорее исключением, чем правилом. Так, затраты по добровольному страхованию признают в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора был оплачен страховой взнос (п. 6 ст. 272 НК).

Однако если предусмотрена разовая уплата страхового взноса, а сам договор страхования заключен на срок более одного отчетного периода, то расходы признают «равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде» (п. 6 ст. 272 НК).

Поясним сказанное на примере:

Пример
Фирма заключила договор добровольного страхования грузов на период с 5 января 2007 года по 5 апреля 2007 года. Договором предусмотрен один платеж в размере 100 000 руб. – 1 апреля 2007 года. Фактически перевозка грузов была в первом квартале 2007 года. Отчетный период по налогу на прибыль – квартал. Фирма учитывает доходы по методу начисления.
Так как платеж разовый, то бухгалтер фирмы сможет учесть в налоговом учете страховой взнос в составе расходов исходя из количества календарных дней действия договора в отчетном периоде:
– общее количество календарных дней действия договора – 91 день;
– в первом квартале 2007 года договор действует 86 дней, следовательно, в расходы можно принять 94 505 руб.((100 000 руб. / 91 день) х 86 дней);
– во втором квартале 2007 года договор действует 5 дней, следовательно, в расходы можно принять 5495 руб. ((100 000 руб. / 91 день) х 5 дней).

Если по договору страхования со сроком действия более одного отчетного периода, уплачивать взносы не сразу, а частями, то они «признаются для целей налогообложения полностью в том отчетном периоде, в котором они были фактически произведены». То есть каждая часть в полной сумме уменьшит базу по налогу на прибыль в день ее оплаты (письмо Минфина от 19 января 2006 г. № 03-03-04/1/47).

Пример
Вернемся к предыдущему примеру. Предположим, что страховой взнос будет перечислен не одним, а двумя платежами. Например: 1 марта 2007 года – 50 000 руб. и 1 апреля 2007 года – 50 000 руб.
Получается, что фирма должна принять в расходы в налоговом учете затраты на страхование в те сроки, когда фактически пройдет оплата. В первом квартале – 50 000 руб. и во втором квартале – 50 000 руб. С налоговым учетом мы разобрались, а как учесть расходы фирмы на добровольное страхование в учете бухгалтерском? Бухучет от оплаты не зависит

Расходы на добровольное страхование имущества будут расходами по обычным видам деятельности. Их включают в себестоимость проданных товаров (п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Торговые компании могут затраты по страхованию товаров включать в расходы на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

Если затраты фирма учитывает по конкретному договору, определена их сумма и в результате «произойдет уменьшение экономической выгоды» (п. 16 ПБУ 10/99), то такие расходы признают «в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств» (п. 18 ПБУ 10/99).

Получается, что затраты по договору добровольного страхования грузов, охватывающего, например, несколько отчетных периодов, учитывают в бухучете в течение всего срока действия договора. Поэтому суммы взносов, единовременно уплаченные страховщику, отражают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции с кредитом счета 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию». Списывают их на счета учета затрат в порядке, установленном учетной политикой фирмы. Например, равными частями, ежемесячно или ежеквартально, пока не закроется договор.

Следовательно, бухгалтерский учет расходов на добровольное страхование грузов может не совпасть с налоговым. Разницу придется учесть по правилам ПБУ 18/02.

Еще одна проблема, связанная с оплатой страховых взносов, касается формы оплаты. Чем будем платить? Только деньгами?

На практике может случиться, что фирма – страхователь грузов, осуществляет, к примеру, торговлю компьютерами, а страховая компания как раз хочет закупить партию оргтехники для своей работы. Или, например, фирма-страхователь желает рассчитаться со страховой компанией собственным векселем или векселем третьего лица. И при этом страховая компания не против. Возникает логичный вопрос, чтобы не гонять деньги туда-сюда, можно ли рассчитаться со страховой организацией подобным образом?

Нет, такой вариант расчетов невозможен. Страховые взносы, уплаченные таким способом, налоговики сразу исключат из состава расходов (письмо МНС от 5 сентября 2003 г. № ВГ-6-02/945@).

Как же так, ведь это законный способ оплаты. Он не противоречит сути гражданско-правовых отношений (гл. 26 ГК). Попробуем разобраться.

Действительно, в Налоговом кодексе все положения, описывающие учет расходов по страхованию, указывают именно на денежный способ расчетов (п. 1, 6 ст. 272 НК). Такой же вывод можно сделать из анализа Закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела». В нем указано, что «страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов» (п. 1 ст. 2 Закона № 4015-1). Более того, этот закон устанавливает, что «страховые взносы уплачиваются страхователем в валюте Российской Федерации» (п. 1 ст. 11 закона № 4015-1). А «страховая сумма и страховая выплата – эта денежная сумма, устанавливаемая федеральным законом и (или) договором» (п. 1, 3 ст. 10 Закона № 4015-1).

Следовательно, расходы на страхование, оплаченные не денежными средствами, в том числе с помощью бартера или векселя, не могут быть признаны расходами для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается и арбитражной практикой (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2005 года № Ф04-8513/2005(17331-А46-37)).

Мы разобрались с учетом взносов на добровольное страхование грузов. А если вдруг случилось несчастье, и товар компания потеряла? Как в этом случае фирме вести бухгалтерский и налоговый учеты? В бухучете поменяли принцип

В налоговом учете вся сумма страховой выплаты признается внереализационным доходом фирмы (п.3 ст.250 НК). Если потеря товара произошла в результате стихийных бедствий, аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций, то такие расходы, включая затраты чрезвычайных ситуаций, включая затраты на их предотвращение и ликвидацию последствий, признают внереализационными расходами компании (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК).

В бухучете последствия страхового случая учитывают как прочие доходы и расходы. Так, например, возмещение, полученное от страховой компании, относят к доходам (п. 9 ПБУ 9/99). Его учитывают в полной сумме, отражая по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с кредитом счета 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию». К расходам относят все потери, возникающие в подобных чрезвычайных ситуациях (п. 13 ПБУ 10/99). Их собирают на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Раньше, до принятия Минфином приказа от 18 сентября 2006 года № 115н, сумму страхового возмещения с дебета счета 76, субсчет 76-1 и сумму, образовавшуюся по дебету счета 94, списывали на счет 99 «Прибыли и убытки». С 2007 года принцип учета поменялся. Для отражения доходов и расходов, возникших в результате чрезвычайных случаев, надо использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы» (подробно об этом «Расчет» писал в № 12 за 2006 год, стр. 86).

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Н. Чумаченко, ведущий консультант ЗАО «АКГ «Развитие бизнес систем»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.