Страховые взносы не нужно платить с «арендованного» персонала

24.05.2013 распечатать

Немалую часть ваших затрат составляют страховые взносы, уплачиваемые за персонал? Вы желаете их уменьшить, но работать без сотрудников не получится? Один из выходов в такой ситуации – вариант с «арендой» персонала на стороне или аутсорсингом. Разобраться в  нем вы можете, изучив эту статью, специально подготовленную для сайта Бухгалтерия.ру на основе материалов электронного Бератора (www.berator.ru).

Статья 421 Гражданского кодекса гарантирует свободу договора. В частности, свобода договора заключается и в том, что стороны могут заключить договор, который содержит элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Также стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством договор. Это так называемые «договоры, не поименованные в Гражданском кодексе».

Таким договором является, например, договор аутсорсинга. Его еще называют аутстаффингом или арендой персонала. Хотя последний термин с юридической точки зрения не корректен, ведь в отечественном законодательстве к объектам гражданских прав относятся вещи, работы, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности (ст. 128 ГК РФ). Соответственно, человек не может являться объектом гражданских прав. Поэтому мы будем применять названный термин условно.

По договору аутсорсинга одна сторона (исполнитель) принимает на себя обязательство оказывать по заявке другой стороны (заказчика) услуги по предоставлению заказчику своих работников для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией продукции (товаров, работ, услуг).

Для составления договора аутсорсинга используйте пример, приведенный в Бераторе.

Преимуществ такой схемы использования персонала несколько. Главное из них – экономия на страховых взносах: их не придется начислять на арендную плату.

Арендовать персонал можно у компаний, которые имеют льготу по уплате страховых взносов или не платят их вообще.

Арендодатель – «упрощенец»

Компания на общей системе налогообложения может сэкономить на страховых взносах, если переведет своих сотрудников в зависимую организацию, применяющую УСН. Ведь в переходный период 2012–2013 годов «упрощенцы», занятые в производственной и социальной сферах, применяют пониженные тарифы страховых взносов, а именно: платят взносы только в Пенсионный фонд по ставке 20%.

Далее фирма-«упрощенец» передает этих сотрудников «общережимной» компании в аренду, которая, являясь арендатором, освобождается от уплаты страховых взносов, а арендные платежи списывает как прочие расходы, уменьшающие налог на прибыль.

Однако, заподозрив, что таким образом основная компания получает необоснованную налоговую выгоду, контролеры доначислят ей страховые взносы и насчитают пени и штрафы.

Арбитражная практика по этому вопросу противоречива. При вынесении решения суды учитывают реальные обстоятельства дела и представленные доказательства. Обычно суды поддерживают контролеров, только если:

  • фактическое место работы и обязанности сотрудников остались прежними;
  • обе фирмы являются взаимозависимыми лицами;
  • «упрощенец» получает выручку только от одной фирмы – прежнего работодателя и не имеет собственных активов.

Однако, если перевод работников в фирму на УСН не носит формальный характер, налоговикам трудно будет доказать, что «общережимная» компания таким образом экономит на страховых взносах.

Подробнее о том, как применять УСН, читайте в разделе Бератора «УСН на практике».

Так, при рассмотрении подобного дела судьи вынесли решение в пользу компании, поскольку фирмы-«упрощенцы» предоставляли персонал в аренду не только бывшему работодателю, но и другим контрагентам, а большая часть их сотрудников прежде не работала в основной компании. К тому же не все уволенные из компании работники были приняты на работу в организации на УСН (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 мая 2011 г. № А45-1 3460/2009).

Вы сможете значительно сократить не только страховые взносы, но и ежемесячные налоговые расходы фирмы, изучив новый раздел Бератора «Экономим на налогах».

Специально для пользователей сайта www.buhgalteria.ru – скачайте Бератор для Windows абсолютно бесплатно и на деле убедитесь в его необходимости. Подробнее на сайте www.berator.ru

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.