Составляем приказ об увольнении правильно

07.02.2020 распечатать Скачать обзор изменений

Расхожее (поверхностное) мнение: оформить увольнение работника достаточно просто. Даже при оформлении приказа (чем дело не ограничивается) может возникнуть множество вопросов. Самый простой: какие формы приказа о прекращении трудового договора можно использовать?

Приказ об увольнении относится к кадровым документам, издание которых обязательно. Без него невозможно грамотно провести процедуру увольнения работника независимо от основания прекращения трудового договора. Согласно части 1 статьи 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется именно приказом (распоряжением) работодателя, на его основании вносятся записи в трудовую книжку (п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, и абз. 1 п. 5.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).

Поэтому работодатель не может отказаться издавать приказ, даже когда сам не желает прекращения трудового договора, например, при увольнении работника по собственному желанию. Если работодатель забудет издать приказ, то его могут привлечь к ответственности в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5.27 КоАП РФ (см., например, решение Оренбургского областного суда от 30.05.2018 по делу № 21-216/2018)/

При первом нарушении:

  • организации грозит штраф от 30 000 до 50 000 рублей;

  • предпринимателю-работодателю – от 1000 до 5000 рублей;

  • виновному должностному лицу (скорее всего, им «назначат» руководителя организации) – предупреждение или штраф от 1000 до 5000 рублей.

При повторном нарушении наказание увеличивается:

  • организации уже «светит» штраф от 50 000 до 70 000 рублей;

  • предпринимателю-работодателю – от 10 000 до 20 000 рублей;

  • должностному лицу – дисквалификация либо штраф от 10 000 до 20 000 рублей.

В отсутствие приказа и работнику, и работодателю будет сложнее доказать факт увольнения.

Несколько иллюстраций из судебной практики: суд отказал в удовлетворении требования о восстановлении на работе, поскольку трудовые отношения не были прекращены. Ведь соответствующего заявления на имя работодателя не было и приказ об увольнении не издавался (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25.04.2019 по делу № 33-5828/2019).

Работодатель утверждал, что работник был уволен и не исполнял трудовые обязанности, но суд все равно взыскал задолженность по заработной плате за спорный период, так как приказ об увольнении не издавался, а значит, прекращение трудового договора не было оформлено в установленном порядке (Апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 12.01.2017 по делу № 33-363/2017).

Обратите внимание: из этого правила все-таки есть исключения. В ряде случаев записи в трудовую книжку могут вноситься на основании не приказа об увольнении, а другого документа. Например, при увольнении директора ООО единственным участником данного общества основанием для внесения записи в трудовую книжку может быть и решение такого участника, а не приказ об увольнении.

Какую форму использовать?

Несмотря на обязательность издания приказа при увольнении, в ТК РФ:

  • нет требований к его содержанию и оформлению;

  • не указано, какие именно реквизиты обязательны для приказа и как их заполнять, приведены лишь основные требования, связанные с соблюдением процедуры увольнения (например, что работника надо обязательно ознакомить с изданным приказом под подпись - часть 2 ст. 84.1 ТК РФ).

Между тем это вовсе не означает, что работодатель может каждый раз произвольно определять содержание и форму приказа. Он относится к первичным учетным документам (письмо Роструда от 09.01.2013 № 2-ТЗ): в нем отражается определенный факт хозяйственной жизни с соответствующими правовыми последствиями (прекращение трудовых отношений, выплата компенсации за неиспользованный отпуск и т. п.), поэтому к нему применимы общие положения о первичных учетных документах (они указаны в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Использовать можно только определенную форму приказа, которая утверждается руководителем организации-работодателя, если законом прямо не установлено применение специальной формы для конкретных работодателей. Подробнее о том, как это делается, расскажем далее.

Таким образом, можно применять:

  • унифицированную форму приказа об увольнении (форма № Т-8 или № Т-8а для случаев увольнения нескольких работников одновременно). Унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Бюджетные организации (госсектор) должны составлять кадровые документы по унифицированной форме (ч. 4 ст. 9 Закона о бухучете). Негосударственные также вправе ими руководствоваться. Для этого применение унифицированных форм закрепляется приказом руководителя организации. Преимущество унифицированной формы заключается в том, что в ней есть все необходимые реквизиты и сложнее ошибиться при оформлении приказа, к тому же ее заполнение вряд ли вызовет нарекания со стороны контролирующих органов (на практике иногда встречаются придирки инспекторов ГИТ, если используется не утвержденная Госкомстатом РФ форма);
  • самостоятельно разработанную форму приказа.Негосударственные организации сами выбирают: взять за основу унифицированную форму приказа Госкомстата РФ или разработать свою (письма Роструда от 09.01.2013 № 2-ТЗ, от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1; ч. 4 ст. 9 Закона о бухучете). При этом форма приказа должна содержать все обязательные реквизиты для первичного учетного документа, указанные в части 2 статьи 9 Закона о бухучете.

Остановимся на одном важном моменте. В части 5 статьи 9 Закона о бухучете предусмотрена возможность оформления первичного учетного документа в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, однако в отношении приказа об увольнении такое правило пока применять нельзя, так как трудовым законодательством еще не предусмотрено полноценное электронное делопроизводство. Заполнить форму приказа можно и в электронном виде, но нужно обязательно ее распечатать и ознакомить работника уже с бумажным документом, на котором тот должен расписаться.

Итак, мы уже сказали, что при разработке собственной формы за ориентир можно взять унифицированные формы приказов, но включить и располагать реквизиты можно так, как это наиболее удобно для работодателя. И суд, и проверяющие органы будут оценивать прежде всего содержание (правильность заполнения) и наличие обязательных реквизитов в приказе. Однако отметим, что трафаретный текст приказа очень удобен, поэтому многие его применяют. Часто встречается только немного дополненная форма № Т-8 без ее кардинальной переработки.

Выбранная форма приказа об увольнении утверждается приказом руководителя организации (ч. 4 ст. 9 Закона о бухучете):

  • в виде отдельного приложения;

  • или в составе общего альбома форм унифицированных документов, используемых в организации;

  • или в составе альбома форм первичных учетных документов к учетной политике организации

Если компания собирается применять унифицированную форму без своих корректировок, то достаточно указать об этом в учетной политике со ссылкой на нормативный правовой акт, утвердивший ее (в настоящий момент – Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1). Теперь перейдем к скрупулезному исследованию правил оформления каждого реквизита приказа об увольнении.

Электронная версия журнала
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.

Узнать подробнее


Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...