Ситуация в российской бизнес-среде в 2020 году

08.02.2021 распечатать

Режим самоизоляции и необходимость перевода бизнеса на удаленку блокировали деятельность многих предпринимателей. Они были не готовы к тому, что нужно как можно быстрее перестроить бизнес-процессы и перевести сотрудников на дистанционный режим работы. В связи с этим их выручка существенно сократилась.

Что же происходило с бизнесом? Пандемия стала толчком для многих организаций и предпринимателей для перехода на автоматизацию процессов, удаленную работу и аутсорсинг. Такие компании смогли быстро приспособиться к новым условиям работы, не останавливая процесс деятельности и при этом соблюдая требования законодательства.

Международная бухгалтерская компания Глобал Финанс переживала начало пандемии и самоизоляцию вместе со своими клиентами. Представительства компании расположены в 74 городах России и странах СНГ, оказывая услуги по единому стандарту, каждый филиал работает в рамках специфики своего региона. Руководители компании Глобал Финанс из разных городов России подвели итоги прошедшего года, провели внутреннее исследование ситуации в своих городах и поделились результатами работы с клиентами в период пандемии.

В 2020 г. прирост новых клиентов по всей филиальной сети составил 20%.

Представители бизнеса, которые не были готовы ранее к переходу на аутсорсинг, в 2020 году заключили договоры о сотрудничестве с компанией. Перешли на аутсорсинг и те клиенты, у которых бухгалтерия не смогла перестроиться на «удаленку».

Все представители филиалов компании Глобал Финанс отмечают, что в период пандемии поток новых клиентов увеличился. Это связано, в первую очередь, с тем, что перевод бухгалтерии на аутсорсинг позволяет экономить денежные средства. Кроме того, клиенты могут больше не беспокоиться о том, что им нужно оформлять своих работников на «удаленку», контролировать, как выполняется учетный процесс, отслеживать результаты бухгалтерского учета. В компанию постоянно обращались новые клиенты за профессиональной помощью во время пандемии: получение субсидий, смена деятельности или расширение кодов ОКВЭД, консультации по оптимизации налогов и в целом экономии их расходов.

Наиболее пострадавшими отраслями в регионах оказались:

  • Туристическая сфера. Пожалуй, одно из самых первых направлений, которое испытало огромные сложности и понесло большие потери. Кто выжил, тот перепрофилировался на внутренние туры. Как отметила, Екатерина, руководитель филиала Глобал Финанс в Казани, турфирмы, у которых не было финансовой подушки безопасности, сразу же закрылись. Но не все из них опустили руки, многие нашли себя в новой сфере деятельности. Одна из ее клиентов – бывший собственник турфирмы пошла учиться на медицинского работника. Конечно, начинать все заново тяжело и рискованно, но именно пандемия подтолкнула ее к такому важному решению; Рузэль, представитель Глобал Финанс в Альметьевске, рассказывает: «Почти все наши клиенты, оказывающие туристические услуги, закрылись. Выплата субсидий, к сожалению, не спасла. Остались только двое, мы не смогли их не поддержать в такой сложный период. К примеру, с одним из клиентов мы совместно разработали целую бизнес-стратегию по организации внутреннего туризма в регионе.»
  • Грузовые и пассажирские перевозки. Ситуация, в первую очередь, была связана со снижением спроса юридических лиц и ИП на услуги по грузоперевозкам из-за приостановки деятельности. Как рассказывает Инна, руководитель Глобал Финанс в Ростове-на-Дону: «У нас один довольно крупный клиент, специализирующийся на железнодорожных грузоперевозках, серьезно пострадал, у него в несколько раз упала выручка. Но мы сообща справлялись с этой непростой ситуацией, искали пути решения. Помогли сократить значительную часть расходов и получить субсидии от государства - в итоге удержались наплаву, клиент продолжает работать.»;
  • Оказание развлекательных услуг. Абсолютно все торгово-развлекательные центры потерпели огромные убытки. Жанна, представитель филиала Глобал Финанс в Новосибирске  поделилась, что они помогли не только получить субсидии таким клиентам, но и выгодную рассрочку по кредитам;
  • Объекты общественного питания. Были введены временные ограничения на работу объектов общепита, в т.ч. ресторанов, баров, кафе, столовых. В Казани такие клиенты оказались в очень сложной ситуации из-за сильного снижения доходов и невозможности оплачивать расходы персоналу. 
  • Сдача помещений в аренду. Наиболее серьезно кризис коснулся компаний, расположенных в Москве и Санкт – Петербурге. По данным аналитиков Москва и Санкт-Петербург не смогли вернуться к докризисным показателям, в отличие от регионов. К примеру, падение средней ставки посуточной аренды во время локдауна в Москве составило 25 %, а в регионах в среднем – 5-7 %. Светлана, руководитель Глобал Финанс в Москве, считает, что: «Это в первую очередь связано со снижением туристического потока, также с объявленной повсеместно «удаленкой» на предприятиях и учебных заведения. Необходимость в аренде отпала сама собой, так как многие работники и студенты вернулись в свои родные города и продолжали трудиться и учиться дистанционно»;

Бухгалтеры филиалов Глобал Финанс предлагали клиентам всевозможные решения, помогали вводить новые коды ОКВЭД, чтобы получить субсидии и иные меры господдержки.

Отраслями, которые смогли работать в условиях кризиса и даже нарастить объемы деятельности, являются:

  • Розничная продажа продовольственных товаров. Когда объявили о пандемии произошел резкий скачок, все население массово начало скупать продовольственные и хозяйственные товары. Позже обороты не сбавились. К новогодним праздникам объем закупок продуктов также увеличился;
  • Юридические услуги и производственная деятельность. В Новосибирске спрос на юридические услуги во время пандемии вырос в связи потребностью в консультациях по долговым обязательствам, нюансам в связи с пандемией, а также государственной помощью.

Часть компаний перепрофилировали свой бизнес, внедрили новые направления:

  • Ирина, представитель Глобал Финанс в Оренбурге отметила клиента, который обслуживал компанию по продаже подержанных автомобилей. Теперь его компания перепрофилировалась на продажу запчастей.
  • В Новосибирске одни из клиентов занялись изготовлением постаматов для выдачи посылок.
  • Светлана, руководитель московского филиала Глобал Финанс обратила внимание, что онлайн продажи позволили их клиентам не сокращать объем деятельности и получать доходы.

Одной из причин сохранения большинства клиентов стала всесторонняя поддержка и профессиональный подход экспертов филиальной сети Глобал Финанс. В 2020 году работа была построена в нестандартном формате, требовалось оперативное реагирование и грамотное перестроение работы. Обмен взаимным опытом между коллегами сети Глобал Финанс и доверительные отношения с клиентами поспособствовали положительным результатам по итогам этого непростого года.

В целом по мнению экспертов Глобал Финанс этот кризис будет более тяжелым для бизнеса, чем кризисы в 90-х годах и в 2008 году. Более всего пострадает малый бизнес, в связи с понижением доходов населения, а вместе с этим падением спроса на услуги и товары. Кроме того, у бизнеса есть проблемы с планированием и бюджетированием. Формат «онлайн» и удаленная работа будут более востребованными. Привыкнув к такой работе, люди уже не захотят вернуться к прежним форматам и стандартам.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.