Семь мифов о допросе в инспекции

30.12.2020 распечатать

Миф – уникальный инструмент передачи знаний. Это всегда захватывающая история, которая быстро запоминается, а потому легко передается из уст в уста. Укореняясь в сознании слушателей, вымысел становится реальностью. Но следование такой «правде жизни» в бизнесе, а тем более в налоговом планировании, – опасная штука, часто несущая существенные финансовые риски. Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры», специально для журнала «Расчет» развеяла семь мифов, связанных с вызовом на допрос в налоговую инспекцию.

Расчетливая подписка!
Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»

1 миф. О суровом инспекторе

Допрос – это всегда психологический вызов, от подобных ситуаций нужно максимально защищаться! Это утверждение истинно только наполовину. Сценариев допроса может быть несколько. 

Некоторые инспекторы изначально занимают враждебную позицию, пытаясь создать максимальный дискомфорт в переговорной. Обеспечить это можно за счет серии быстрых и агрессивных вопросов, они могут звучать даже как обвинительные утверждения. Но есть и другая крайность, и она намного опаснее. 

Инспектор ведет себя дружелюбно, он как бы расслабляет человека, его цель – усыпить бдительность. В кабинете, где идет допрос, создается приятная, дружелюбная обстановка, собеседники словно абстрагируются от процедуры допроса. Общение переходит в формат доверительной беседы. Некоторым становится неудобно смолчать о каких-то фактах или что-то не сказать. В этой ситуации действительно нужно быть крайне внимательным к тому, что говоришь.

2 миф. О «белой» компании

Некоторые коммерсанты считают, что их сотрудников ревизоры никогда не вызовут на допрос. Это убеждение основывается на том простом факте, что свои дела компания ведет максимально прозрачно. Тем не менее такое убеждение ошибочно. Российское налоговое законодательство местами сформулировано так, что отдельные его нормы можно истолковать двояко. К сожалению, с этими ситуациями сталкиваются очень многие налогоплательщики. 

Необязательно использовать сомнительные схемы, чтобы привлечь к себе внимание инспекции. 

Хорошим примером будет переквалификация движимого имущества. Например, налоговый орган может имущество компании назначить недвижимостью, что внесет существенные изменения в размер фискальных обязательств.

3 миф. О неприкосновенности сотрудников

Следующий миф связан с предположением, что вызвать на допрос могут только руководителя компании или ее главного бухгалтера. Но практика показывает, что повестку рискует получить абсолютно любой сотрудник предприятия. Более того, топ-менеджмент могут пригласить на встречу в последнюю очередь, как правило, эти работники хорошо подготовлены, у некоторых уже есть опыт общения с ревизорами. 

А вот линейный персонал – это настоящий Клондайк ценной информации, которую неподготовленные люди легко отдают контролерам. Пригласить в инспекцию могут секретаря, кладовщиков, обычного менеджера, который ищет поставщиков и заключает с ними контракты. 

Кстати, именно рядовые сотрудники часто ходят на допросы, не уведомляя об этом своего руководителя. Это происходит по разным причинам, как правило – из-за страха уголовной ответственности (которая, к слову, невозможна). 

4 миф. О процедуре допроса

Еще одно убеждение – на допрос можно попасть, только получив повестку, и это не так. Налоговый кодекс действительно не допускает никаких иных способов вызвать сотрудника компании в инспекцию. 

Однако «инициатива на местах» развита весьма неплохо, поэтому в практике бывают и экзотические случаи, и в последнее время они становятся все более популярными. Итак, официальные способы вызвать на допрос такие: повестка высылается по месту официальной регистрации сотрудника компании, в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, через «Госуслуги» (хотя таких случаев мы пока не встречали) и по ТКС в саму компанию. Но как уже было сказано, этим инструментарий ревизоров не исчерпывается. Инспектор может позвонить по телефону нужному сотруднику и предложить ему пообщаться в неформальной обстановке. 

Человек, слышащий слово «допрос», теряется, ему предлагают просто поговорить по телефону, здесь и сейчас. Многие соглашаются. При том, что такой разговор никак не может быть зафиксирован документально, ведь этого способа допроса законодательством не предусмотрено. 

Цель такого разговора и не в фиксации фактов, а в получении информации. Иногда ревизоры пытаются прислать повестку в мессенджер. В этом случае сообщение можно просто проигнорировать, такой способ направления документов Налоговым кодексом также не предусмотрен.

5 миф. О количестве допросов

Развеем еще один миф – на допрос можно вызвать по одному основанию только один раз. В нашей практике есть интересный случай: заказчик, который состоит на учете в одной инспекции, регулярно ходит на допрос в другую инспекцию. 

Получив новую повестку, он возмутился, инспектор с ним не согласился, по мнению последнего, он имеет полное право вызывать директора на допрос любое количество раз. В этом даже есть своя правда, этот вопрос законодательно, увы, не урегулирован.

6 миф. О правильных ответах

Никогда, никогда не нужно врать, осознанно или нет, во время допроса. Даже если инспектор задает вопрос, на который нет ответа, например, такое часто бывает, когда ревизоры пытаются выяснить детали событий двух- или трехлетней давности. Но и сказать простое «не помню» – тоже не самый лучший вариант. Фраза короткая, но очень емкая, ее можно по-разному трактовать.

В случае, если ответа на заданный вопрос нет, лучше всего сказать: «Сейчас я не могу ответить на этот вопрос, потому что прошло много времени, но я могу уточнить информацию в документах и дать ответ позже». 

7 миф. Об уведомлении

Большая опасность кроется в убеждении, будто все сотрудники компании знают, что, получив повестку, они должны рассказать о ней своему руководителю. Это не так, люди могут просто не оценивать рисков допроса, поэтому согласятся встретиться с инспектором, никому об этом не сообщив. 

Самым правильным решением проблемы будет издание приказа, которым руководитель организации напомнит коллегам, что в случае проявления любой инициативы налоговыми инспекторами (да и всеми другими инспекторами) сотрудник доложен сообщить об этом факте начальству, и, конечно, ни в коем случае не общаться с инспектором самостоятельно, без поддержки налогового юриста.  

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.