Самые популярные вопросы про Единый налоговый платеж

13.01.2021 распечатать

Единый налоговый платеж – новый инструмент перечисления денег по фискальным обязательствам компании или ИП. Что это такое, как перейти на ЕНП и какие сложности могут возникнуть в процессе оплаты? На эти и другие вопросы по просьбе журнала «Расчет» ответил Марат Самитов, руководитель бухгалтерской компании «Авирта».

Расчетливая подписка!
Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»

Уже в следующем году у предпринимателей появится возможность платить налоги, страховые взносы и торговый сбор с помощью единого налогового платежа. Основная причина внесения законодателем изменений в Налоговый кодекс связана с большим количеством ошибок при заполнении платежных документов. 

Компании и индивидуальные предприниматели смогут оценить преимущества ЕНП с 1 июля 2022 года. Проект будет проводиться в пилотном режиме, поэтому срок его действия ограничен 31 декабря 2022 года. После оценки результатов эксперимента будет принято окончательное решение о внедрении или, наоборот, доработке нового способа оплаты фискальных обязательств бизнеса.

Что такое ЕНП?

Каждый обязательный налоговый платеж, предусмотренный НК РФ, на сегодняшний день перечисляется в бюджет отдельно созданным платежным поручением. Для разных транзакций предусмотрены различные банковские реквизиты, соответственно налоги, пени и штрафы уплачиваются отдельно друг от друга.

Вышеперечисленные обстоятельства вынуждают бухгалтеров тратить существенное количество времени на заполнение и отправку платежных документов.

При этом излишние временные затраты – не единственная трудность, с которой сталкиваются современные предприниматели. При внесении реквизитов нередко допускаются ошибки, на устранение которых тратятся не только время, но еще и нервы. 

Для решения этой проблемы Федеральным законом от 29 ноября 2021 года № 379-ФЗ были внесены изменения в Налоговой кодекс, которые допускают, что с 1 июля следующего года организации и индивидуальные предприниматели смогут единым платежом перечислить в бюджет налоги и авансовые платежи по ним, страховые взносы, сборы (за исключением госпошлин, на уплату которых отсутствует исполнительный лист), а также пени, штрафы, начисленные проценты. 

Обязательно ли переходить на Единый налоговый платеж?

Перейти на единый налоговый платеж можно добровольно. Государство не заставляет бизнес использовать только новый механизм перечисления фискальных платежей в бюджет. Те предприятия, которым удобно работать по прежней схеме, могут ничего не менять в своей работе.

Важно понимать, что единый налоговый платеж в счет обязательств налогоплательщика, налогового агента или плательщика взносов засчитывается инспекторами ФНС самостоятельно. 

При этом заявления о зачете больше подавать не требуется, вместо них необходимо направлять уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей и страховых взносов. Сроки подачи такого уведомления должны быть строго соблюдены: 

  • налогоплательщик должен подать уведомление не позже, чем за пять дней до срока уплаты налогов или авансовых платежей по налогам; 

  • плательщику взносов нужно на­править уведомление максимум за пять дней до окончания срока уплаты взносов; 

  • налоговые агенты по НДФЛ должны выслать уведомление не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов. 

Днем исполнения обязанности по уплате считается день, в который компания или ИП передали в банк поручение на ЕНП при наличии достаточной суммы на счете. Однако в данном случае есть определенные ограничения, обязанность не может быть исполнена раньше, чем наступит срок уплаты налога.

Важно учесть, что перечислять суммы обязательств через единый налоговый платеж вместо налогоплательщика могут и третьи лица. Однако в данном случае возможность потребовать возврат платежа из бюджета ликвидируется. 

Как это будет работать?

Прежде всего денежные средства, внесенные на авансовый кошелек, будут направляться на погашение задолженности налогоплательщика перед бюджетом. 

Если недоимка отсутствует, деньги будут идти в зачет предстоящим платежам по налогам, взносам или сборам. Списание начинается с той суммы, которая образовалась или должна быть внесена раньше других. 

В ситуациях, когда срок уплаты налогов одинаковый, а средств на авансовом счете недостаточно для полного расчета по обязательствам, распределение ЕНП будет осуществляться пропорционально суммам имеющихся обязательств перед бюджетом. Пеня, проценты и штрафы засчитываются по аналогичному принципу. 

Если на авансовом счете компании будет достаточно денег для уплаты всех форм налогов, то подлежащие на данный месяц списанию суммы будут считаться уплаченными на дату, когда платежное поручение с единым налоговым платежом направлено в банк, но не раньше срока уплаты. 

Как перейти на ЕНП?

Единый налоговый платеж – это своего рода аналог электронного авансового кошелька. То есть бизнес может в добровольном порядке вносить средства на отдельный счет. Распределением денег будут заниматься со­трудники налоговых служб. 

Для перехода на ЕНП предпринимателям необходимо: 

  • произвести с налоговыми органами сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам;

  • устранить все разногласия, связанные с результатами сверки;

  • подать в инспекцию по месту нахождения организации или проживания ИП заявление на переход, документ оформляется в электронном виде и направляется в соответствующее подразделение не позднее 30 апреля 2022 года.

Обратите внимание: заявление о переходе нужно подать в ФНС в течение месяца с момента сверки расчетов с бюджетом. Это означает, что инициировать процедуру сверки предпринимателям, желающим перейти на ЕНП, необходимо уже в марте 2022 года. 

Можно ли вернуть деньги перечисленные на ЕНП?

Незачтенный ЕНП может быть возвращен по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя. Возврату подлежит та часть платежа, по которой еще не было принято решение о зачете. 

Денежные средства перечисляются обратно компании или ИП в течение одного месяца с даты подачи соответствующего заявления. 

В течение 10 дней с момента регистрации такого заявления в ФНС инспектор обязан принять решение о возврате. Копия решения направляется в Федеральное казначейство, сотрудники которого впоследствии определяют дату и сумму возврата. 

Если возврат единого налогового платежа был осуществлен с задержкой, предпринимателю будет выплачен процент за просрочку по ставке рефинансирования. 

Если проценты уплачены не в полном объеме, ИФНС обязана в течение трех рабочих дней принять решение об уплате дополнительной суммы процентов и направить это решение в Казначейство.

Основным плюсом нового способа перечисления налогов, конечно, является сокращение временных затрат сотрудников бухгалтерии предприятий. Кроме этого, ЕНП минимизирует ошибки при заполнении реквизитов на оплату. 

Несмотря на кажущиеся преимущества изменений налогового законодательства, ложка дегтя в этом процессе все же присутствует. Во-первых, процедура оплаты ЕНП еще не отточена, поэтому «добровольцы» в данном случае рискуют столкнуться со сложностями, о которых пока никто не знает. Но тут можно предположить, что в случае обнаружения сбоя работы системы недочеты будут исправлены. 

В конце концов, пилотирование такого проекта и осуществляется для того, чтобы найти слабые места работы системы.

Во-вторых, если перечислять ЕНП заранее, налогоплательщику необходимо сразу внести в качестве авансового платежа крупную денежную сумму. Однако по срокам уплаты инспекция не всегда знает, какой размер НДФЛ и взносов ей нужно списать. 

Если денег на авансовом счету будет недостаточно, возникают недоимки, о которых предприниматель узнает не сразу. Это еще одна сложность, с которой могут столкнуться первопроходцы новой системы оплаты обязательных платежей.  

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.