С 2022 года больничные и декретные пособия автоматически. Что нужно делать бухгалтеру?

01.12.2021 распечатать

С 1 января 2022 года все больничные листы будут оформлять только в электронном виде. Поэтому меняется порядок взаимодействия работодателя и ФСС.

Правительство РФ постановлением от 23 ноября 2021 года № 2010 утвердило Правила получения Фондом социального страхования сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 

Выплата пособий без заявления работника

Пособия, как и прежде, будут выплачиваться напрямую из ФСС, только теперь работникам не нужно подавать для этого никаких заявлений и документов.

Речь идет о следующих выплатах:

  • пособие по временной нетрудоспособности,

  • пособие по беременности и родам;

  • единовременное пособие при рождении ребенка;

  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Электронное взаимодействие

С 1 января 2022 года все больничные листы будут электронными. Сведения из системы об открытии, продлении, закрытии, аннулировании электронного листка нетрудоспособности работника будут приходить работодателю.

После этого работодатель обязан в течение трех дней разместить в системе данные, необходимые для выплаты пособия. Это, в частности, такие сведения:

  • о страховом стаже;

  • о суммах выплат и иных вознаграждений, которые включались в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Если в расчетном периоде работник работал в другой организации, то с разбивкой по годам расчетного периода;

  • о районном коэффициенте, используемом при исчислении пособий;

  • о размере сохраняемой за период простоя заработной платы - если временная нетрудоспособность, наступившая до периода простоя, продолжается в период простоя;

  • о периоде отсутствия работника на работе в связи с временной нетрудоспособностью;

  • о количестве дней больничного, отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком, периодах освобождения от работы с сохранением зарплаты, если взносы на нее не начислялись.

Если у работодателя нет каких-либо документов, он запрашивает их у работника.

ФСС может запрашивать дополнительную информацию у Пенсионного фонда, ФНС и других государственных учреждений. Например, справки из ЗАГС, фонд будет запрашивать самостоятельно.

На основании полученных сведений и документов ФСС сам рассчитает сумму пособия и выплатит работнику. Информация о назначении и выплате пособия будет размещаться в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО) и направляться гражданам в личный кабинет на портале госуслуг.


Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...