Росалкогольрегулирование: «повышение градуса» контроля
15.09.2010 распечататьПрошедшее лето выдалось особо жарким. В связи с этим возросли потребности населения в прохладительных и алкогольных напитках. Как следствие, продажи такой продукции увеличились в разы. Поэтому предлагаем выяснить: кто главный контролер на рынке алкогольной продукции, что интересует проверяющих, какие возможны нарушения и санкции за их совершение.
О новом органе контроля
Росалкогольрегулирование подчиняется непосредственно Правительству РФ и осуществляет свои полномочия на основании постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка». Согласно ему, Росалкогольрегулирование реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование:
1) производства и оборота этилового спирта;
2) производства и оборота алкогольной продукции;
3) производства и оборота спиртосодержащей продукции.
Также Росалкогольрегулирование и ее территориальные органы контролирует производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и осуществляет надзор за оказанием услуг в этой сфере. В частности, осуществляет контроль (п. 5.4 постановления Правительства РФ № 154):
– за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;
– за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пункт 5.6 Положения о Росалкогольрегулировании позволяет ведомству проводить проверки деятельности юридических лиц на рынке алкогольного сырья и продукции. Обратите внимание: деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции не входит в область контроля и надзора Росалкогольрегулирования и находится в компетенции Роспотребнадзора.
От ФНС России Росалкогольрегулированию были переданы полномочия по выдаче лицензий на производство и оборот спирта и алкогольной продукции, а также право выдавать федеральные специальные марки.
К Росалкогольрегулированию перешли полномочия не только ФНС России. Так, ему переданы функции Федеральной службы по тарифам по принятию нормативных правовых актов, которые устанавливают минимальную цену на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую или ввозимую на таможенную территорию России, а также минимальную цену на этиловый спирт из пищевого сырья, производимый в России. Во исполнение указанного полномочия приказом Росалкогольрегулирования от 30 ноября 2009 г. № 17н установлена и введена с 1 января 2010 года минимальная цена на водку для розничной продажи (89 руб. за 0,5 литра). В свою очередь для производителей и оптовиков минимальная цена составляет 77 рублей за 0,5 литра готовой продукции. А вот для вина ценовой минимум законодательством не установлен. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 131 (в редакции от 4 марта 2010 г.) «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности» Росалкогольрегулированию (а также таможенникам и милиции) предоставлены полномочия контролировать правильность применения всеми организациями установленных минимальных цен на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую в России или ввозимую на территорию России.
Парадокс заключается в том, что Росалкогольрегулирование не вправе рассматривать дела о нарушении порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ). Но составлять протоколы по данной категории дел контролеры имеют право (п. 64 части 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Эта ситуация упоминается в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года» (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г.).
Росалкогольрегулирование не осуществляет контроль и надзор за соблюдением правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также требований к производству и обороту парфюмерно-косметической продукции, пива, натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта. Указанные полномочия осуществляет Роспотребнадзор (письмо Роспотребнадзора от 20 апреля 2009 г. № 01/5203-9-32 «О полномочиях Росалкогольрегулирования»). |
Таким образом, Кодекс об административных правонарушениях в действующей сейчас редакции не позволяет Росалкогольрегулированию самостоятельно рассматривать дела о занижении регулируемых государством цен (часть 2 ст. 14.6 КоАП РФ). Но контролеры алкогольного рынка вправе возбудить дело и передать его на рассмотрение в арбитражный суд. Вероятно, в дальнейшем ситуация изменится.
Нарушения на алкогольном рынке
Согласно Кодексу об административных правонарушениях (ст. 23.50), Росалкогольрегулирование полномочно рассматривать следующие дела в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
1) нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (часть 3 ст. 14.16). А именно:
а) Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55);
б) Порядка поставок и розничной продажи алкогольной продукции (ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);
2) нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.19). Такой порядок учета регламентирован Положением об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2006 г. № 380) и Положением о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 858);
3) уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта (ст. 15.13). Порядок подачи такой декларации регламентирован:
а) приказом ФНС России от 15 августа 2006 г. № ММ-3-07/528@ «Об утверждении Порядка представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде»;
б) постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 858 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
в) статьей 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Выше перечислены административные правонарушения, материалы которых вправе рассматривать должностные лица Росалкогольрегулирования. А теперь приведем составы правонарушений, по которым проверяющие ведомства вправе только составить протокол об административном правонарушении:
1) производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14);
2) нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3) (рассматривает такие дела Федеральная антимонопольная служба России);
3) нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6);
4) розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов (часть 1 ст. 14.16);
5) поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (часть 2 ст. 14.16);
6) производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (часть 4 ст. 14.17) (например, несоответствие адреса, указанного в лицензии, фактическому адресу);
Росалкогольрегулирование на основании распоряжения и определения о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования провело внеплановую проверку в складских помещениях и спиртоприемных отделениях предприятия на предмет соответствия деятельности лицензионным требованиям к производству, хранению, поставкам и закупкам вин и спиртных напитков.
В ходе проверки сотрудники Росалкогольрегулирования установили, что приемка спирта в приемном отделении осуществляется тремя металлическими мерниками. На них установлены термометры, которые не позволяют провести измерения при температуре выше плюс 20 градусов. Два мерника не обеспечивают измерения объемного количества спирта с температурой выше плюс 20 градусов, один мерник не предназначен для измерения объемов спирта. Это нарушает положения Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта (утв. Минпищепромом СССР 25 сентября 1985 г.). Помимо этого в спиртоприемном отделении отсутствует спецвычислитель и контроллер связи автоматической измерительной системы. Данные обстоятельства отражены в акте внеплановой проверки и дополнении к акту. По результатам проверки в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении. Росалкогольрегулирование обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях («Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией»). Судьи поддержали позицию предприятия. Из анализа норм Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта не усматривается, что металлические технические мерники I класса служат для измерения температуры спирта. Инструкция не содержит требования об обязательном установлении в спиртоприемном отделении спецвычислителя и контроллера связи автоматической измерительной системы. Таким образом, арбитры отказались привлечь предприятие к административной ответственности (постановление ФАС Уральского округа от 29 июня 2010 г. № Ф09-4965/10-С1 по делу № А76-1128/2010-58-168). |
7) использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18);
8) выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации (ст. 15.12);
9) уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта (ст. 15.13);
Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу на основании приказа руководителя провело выездную плановую проверку деятельности фирмы со II квартала 2007 года по 2009 год в сфере оборота алкогольной продукции. В ходе проверки установлено, что фирма представляла недостоверные декларации за проверяемый период. Об этом составлен акт выездной проверки. Проверяющие в присутствии законного представителя фирмы составили протокол об административном правонарушении. Постановлением о назначении административного наказания фирма привлечена к ответственности по статье 15.13 Кодекса об административных правонарушениях («Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных»). Штраф составил 30 000 рублей. Фирма не согласилась с постановлением и обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Судьи установили наличие расхождений между данными в декларациях об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и данными в товарно-транспортных накладных на закупленную фирмой спиртосодержащую продукцию в 2009 году. Арбитры признали расхождения несущественными и отвергли довод Росалкогольрегулирования об обязанности указывать сведения об обороте алкогольной продукции с точностью до пятого знака после запятой. В силу пунктов 1.3 и 9.2 Порядка заполнения деклараций (утв. приказом Минфина России от 17 марта 2006 г. № 43н) в декларациях указываются объемы продукции в тысячах декалитров с точностью до третьего знака после запятой и с учетом потерь при транспортировке. Привлечение фирмы к административной ответственности признано незаконным, так как по статье 15.13 Кодекса об административных правонарушениях ответственность наступает только за заведомо умышленное искажение данных в декларации (постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 июля 2010 г. № Ф03-4832/2010 по делу № А04-1037/2010). |
10) неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (часть 1 ст. 19.4);
11) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (часть 1 ст. 19.5);
12) непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6);
13) непредставление сведений (информации) (ст. 19.7).
Результаты проверок
Отдел внешних связей Росалкогольрегулирования на официальном сайте ведомства (https://www.fsrar.ru) опубликовал утвержденные результаты проверок организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за I квартал 2010 года. Так, всего проведена 1721 проверка. Почти в половине случаев (842) были выявлены нарушения законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В общей сложности Росалкогольрегулирование предъявило штрафные санкции на сумму 16,4 млн. рублей. С 1 января по 31 марта 2010 года арестовано алкогольной продукции в количестве более 1,2 млн. бутылок.
В рамках контрольных мероприятий Росалкогольрегулирование проводило выездные проверки соблюдения условий действия лицензий, документарные проверки и другие действия. По итогам проверок вынесены решения о направлении в суды заявлений об аннулировании лицензий, о приостановлении действия лицензий, о вынесении предписания об устранении нарушений.
Результаты проверок показали, что наиболее типичными нарушениями действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются:
– оборот алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками (ФСМ) (использование так называемых «мытых» марок путем нанесения на легально полученные марки различными технологическими приемами новой информации);
– оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной системе;
– производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам;
– нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
– незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта;
– нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции.
Как видно, проверки Росалкогольрегулирования набирают обороты. Между тем круг полномочий вновь созданного ведомства пока не до конца скорректирован. Рассмотрение материалов о большинстве нарушений на рынке алкогольной продукции и привлечение к ответственности – прерогатива арбитражных судов. Возможно, в дальнейшем полномочия Росалкогольрегулирования будут расширены.
Основные административные правонарушения на рынке алкогольной продукции
Правонарушение | Ответственность |
Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14 КоАП РФ) | Штраф на должностных лиц – от 4000 до 5000 руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов. Штраф на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов. |
Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (часть 4 ст. 14.17 КоАп РФ) | Штраф на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. |
Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18 КоАП РФ) | Штраф на должностных лиц – от 4000 до 5000 руб. с конфискацией произведенной продукции. Штраф на юридических лиц – от 80 000 до 100 000 руб. с конфискацией произведенной продукции. |
Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте (ст. 14.19 КоАП РФ) | Штраф на должностных лиц – от 3000 до 4000 руб. Штраф на юридических лиц – от 70 000 до 80 000 руб. |
Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных (ст. 15.13 КоАП РФ) | Штраф на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб. |
Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (часть 2 ст. 14.16 КоАП РФ) | Штраф на должностных лиц – от 4000 до 5000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. Штраф на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
|
Выпуск организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (часть 1 ст. 15.12 КоАП РФ) | Штраф на должностных лиц – от 3000 до 5000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. Штраф на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. |
Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта (часть 2 ст. 15.12 КоАП РФ) | Штраф на граждан – от 2000 до 2500 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. Штраф на должностных лиц – от 4000 до 5000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. Штраф на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. |
В. Бельковец
редактор-эксперт
Материал предоставлен редакцией журнала "Практическая бухгалтерия"