Риски выкупа лизингового автомобиля на физлицо
06.03.2025 распечататьВыкуп лизингового автомобиля по минимальной стоимости – распространенная практика, которую некоторые компании позиционируют как безопасный способ налоговой оптимизации. Менеджеры лизинговых компаний часто убеждают клиентов в беспроблемности этой схемы. Однако судебная практика последних лет рисует совсем другую картину, демонстрируя существенные риски для бизнеса.
Суть схемы заключается в приобретении автомобиля, взятого в лизинг, физическим лицом (часто – связанным с компанией-лизингополучателем) по цене, значительно ниже рыночной. Разница в стоимости может достигать десятикратного и даже стократного превышения. Объяснить подобные сделки с дорогостоящими автомобилями (5-15 млн. рублей и выше) с экономической точки зрения крайне сложно. Налоговые органы справедливо видят в этом попытку уклонения от уплаты налогов.
Несколько судебных решений последних лет:
- Постановление АС Западно-Сибирского округа от 29.07.2022 по делу А03-14482/2021.
- Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.07.2023 по делу А67-3702/2022.
- Решение АС Волгоградской области от 02.10.2024 по делу А12-1911/2024.
- Решение АС Волгоградской области от 30.09.2024 по делу А12-12397/2024.
- Решение АС Челябинской области от 05.12.2024 по делу А76-23614/2024 и др. свидетельствуют о том, что суды все чаще встают на сторону налоговых органов.
Распространенная тактика защиты – указание на плохое техническое состояние автомобиля – редко оказывается успешной.
Однако есть и исключения, подтверждающие правило. Один из примечательных случаев – это постановление АС Поволжского округа от 28.11.2024 по делу А72-13768/2023. Данный случай продемонстрировал, что при наличии убедительных доказательств, налогоплательщик может отстоять свою позицию. В этом деле владелец смог доказать крайне низкую рыночную стоимость автомобиля Toyota Land Cruiser 150 2019 года выпуска (всего 400 000 рублей) с помощью независимой экспертизы, которая подтвердила масштабные неисправности.
Аргумент налоговой инспекции о том, что автомобиль якобы смог самостоятельно преодолеть расстояние более 500 км (из Ульяновска в Ижевск) после продажи, был опровергнут предоставлением товарных накладных на покупку запчастей в Беларуси на сумму, покрывающую разницу между рыночной и заявленной ценой. Суд отметил отсутствие доказательств со стороны налоговой инспекции относительно времени ремонта автомобиля и даже самого факта его проведения.
Практически все случаи продажи лизингового имущества по остаточной стоимости обнаруживаются налоговыми органами в ходе камеральных проверок. Налогоплательщику доначисляют налог, исходя из рыночной цены автомобиля, которую устанавливают на основании данных популярных онлайн-платформ по продаже подержанных авто. Продажа автомобиля после выкупа из лизинга также не решает проблему занижения стоимости, даже если автомобиль некоторое время числится на балансе компании.
По теме:
Нужно ли платить НДФЛ при продаже ТС, купленного в лизинг?
ВС защитил фирму от переплаты при досрочном выкупе лизингового автомобиля
Что же предпринять с лизинговым автомобилем?
- Реализовать по цене ниже рыночной, ссылаясь на технические недостатки (необходимо предоставить подтверждающие документы, такие как справки о ДТП или истекший срок гарантии).
- Реализовать по сниженной цене, объясняя это тяжелым финансовым положением (требуется документальное подтверждение).
- Реализовать (переуступить право выкупа) по рыночной цене или с небольшой скидкой.
- Не продавать автомобиль, оставив его на балансе компании, оплачивая расходы на топливо и страхование. Важно иметь доказательства использования автомобиля в деятельности, облагаемой НДС, и в интересах компании, а не для личных целей.
Автор. Д. Афанасова
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com