Регистрируем бизнес по-быстрому

Регистрируем бизнес по-быстрому

23.02.2004 распечатать

С 1 января 2004 года упрощён порядок регистрации фирм и предпринимателей. Теперь стать полноправным бизнесменом можно всего за неделю.

Не так давно на то, чтобы открыть свое дело, уходило от одного до двух месяцев. Сначала нужно было подать в налоговую инспекцию необходимые для регистрации документы, затем посетить все внебюджетные фонды и получить свидетельства о постановке на учет в них. Только зарегистрировавшись в фондах, можно было открывать банковский счет и наконец приступать к работе. А если фирма или предприниматель не успевали в срок уведомить инспекцию о регистрации в фондах, так еще и штраф платить приходилось.

Но все это в прошлом. Теперь никуда, кроме налоговой, обращаться не нужно, да и сроки регистрации значительно сократились.

«Одно окно» на всех

К Новому году президент сделал прямо-таки царский подарок будущим бизнесменам. Он внес поправки в законы о медицинском страховании граждан, об обязательном социальном и пенсионном страховании, а также в Налоговый кодекс (Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ). Эти поправки значительно упростили порядок регистрации бизнеса.

Теперь регистрация будет проходить по принципу «одного окна». И фирмы, и предпринимателей, которые начинают свою деятельность впервые, будут регистрировать в налоговой инспекции. Здесь же будет проходить перерегистрация тех фирм и предпринимателей, которые вели бизнес и до 1 января 2004 года.

Срок, отведенный налоговикам для оформления всей процедуры, составляет всего пять дней.

Пять дней – и ты бизнесмен

Чтобы открыть фирму, нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме № Р11001. Для предпринимателей разработаны две формы заявления:

  • № Р21001 – для тех, кто впервые открывает свой бизнес;
  • № Р27001 – для тех, кто прошел госрегистрацию до 1 января 2004 года.

Подробные разъяснения о том, как их заполнить, содержит постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.

На перерегистрацию документы можно будет подавать в течение всего года. Впрочем, тем, кто не уложится в этот срок, штрафы и судебные разбирательства не грозят. Самое неприятное, что их ждет, – это потеря статуса предпринимателя. Чтобы начать работать, достаточно просто прийти в налоговую и встать на учет. Эта процедура аналогична первой регистрации.

Кроме того, придется заплатить госпошлину. Для фирм ее размер не изменился и по-прежнему составляет 2000 рублей (Федеральный закон от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ). А вот предпринимателю, впервые организующему бизнес, придется выложить уже не 100 рублей, а вчетверо больше. Это установил Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ. Перерегистрация тех, кто уже занимается индивидуальным бизнесом, бесплатна.

Никаких дополнительных документов представлять не нужно. При регистрации фирм налоговики не вправе теперь требовать договоры аренды, приказы о назначении директора и главного бухгалтера, информационные письма о присвоении кодов статистики и др. Об этом сказано в письме МНС России от 6 октября 2003 г. № ФС-6-09/1035.

Обращаться во внебюджетные фонды вам тоже не нужно. Теперь это должны делать сами налоговики. В течение пяти дней они обязаны связаться с чиновниками из отделений Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования и с местным Управлением Госком-стата. Присвоив фирме или предпринимателю регистрационные реквизиты, фонды сообщат их в налоговую инспекцию. А вам направят заказные письма, подтверждающие постановку на учет. При этом не имеет значения, когда уведомительные письма дойдут до адресата. Чтобы начать работать, достаточно свидетельства, выданного ИМНС.

Правда, фирме придется самостоятельно встать на учет в фондах, если у нее есть обособленное подразделение. Для этого нужно будет представить в отделениях фондов по месту нахождения подразделения фирмы заявление о регистрации в качестве страхователя, а также свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и постановке на налоговый учет. Сроки и порядок представления этих документов содержит Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ.

Пока новую процедуру постановки на учет подробно описал только ФСС России в своем постановлении от 5 января 2004 г. № 1. Однако в ближайшее время подобные документы представят и другие фонды.

Все данные о фирме, полученные из фондов, инспекторы вносят в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). А сведения о предпринимателе – в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630.

Кстати, теперь в реестр юридических лиц вносят и код по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Причем выбрать его фирма может по собственному усмотрению в зависимости от вида деятельности. А налоговая инспекция должна присвоить ей выбранный код.

ИМНС после внесения всей информации в реестр выдаст вам свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет. Теперь эти два документа удостоверяют факт регистрации фирмы. Более того, с учетом поправки в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» их достаточно и для открытия банковского счета. Больше никаких документов банки требовать не должны.

Таким образом, с момента подачи заявления в налоговую инспекцию до получения свидетельств о регистрации и постановке на учет пройдет максимум неделя. И уже на седьмой день вы законно можете вести свою деятельность.

Правда, в первые месяцы действия новой системы регистрации фирм и предпринимателей возможны сбои. Налоговики вряд ли смогут уложиться в установленные сроки, возможны и чисто технические ошибки (например, в заполнении документов). Главная причина – отсутствие налаженной и быстродействующей информационной системы обмена данными между ИМНС и фондами. Однако, по словам замминистра МНС России (и по сути главного теоретика и практика принципа «одного окна») Михаила Мишустина, это временные трудности. В самое ближайшее время МНС намерено закончить установку информационной системы «Электронная Россия» и наладить бесперебойную интернет-связь с коллегами из внебюджетных фондов и других учреждений, задействованных в системе регистрации. Пока же налоговикам придется обмениваться данными со своими партнерами на бумаге.

За информацию нужно платить

Информацию, которая содержится в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, теперь может получить любой желающий. «Закрытыми» признаются только паспортные данные предпринимателей и владельцев фирм и их ИНН.

Но за интересующие данные придется заплатить. Каждый документ, подготовленный инспекторами в течение пяти дней, обойдется в 200 рублей. Если же информация нужна срочно, например на следующий день, тариф удваивается.

Впрочем, у государственных структур, например у милиции, таможни, управлений антимонопольного министерства, внебюджетных фондов и т. п., доступ к информации о налогоплательщике бесплатный и без ограничений.

С. Фоменко, эксперт ПБ

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...