Разведем инвестора на деньги
06.07.2006 распечататьПривлечь дополнительный капитал на развитие бизнеса не так просто. Даже для получения банковского кредита не достаточно предъявить лишь бухгалтерскую отчетность, а что уж говорить про инвесторов.
Российскую бухгалтерскую и налоговую отчетность практически все фирмы заполняют по принципу: скрыть прибыль, чтобы не платить налог. В результате данные о реальном состоянии организации искажаются донельзя.
Вот поэтому и неудивительно, что потенциальный инвестор не доверяет официальной отчетности своего предполагаемого партнера, а для получения инвестиций требует представить данные управленческого учета и показать управленческую отчетность.
Оперативность – главное достоинство!
Не всегда доверяет официальной отчетности и руководитель. Что может он понять, глядя, например, на бухгалтерский баланс? Мало того что ему непонятно назначение большинства строк, так и сам документ к тому времени успевает устареть как минимум на месяц, а если баланс годовой, то и на все три. Например, на балансе предприятия находится квартира где-нибудь в Южном Бутово, купленная четыре года назад приблизительно за 800 000 тысяч рублей. Если теперь оценить ее по рыночной стоимости, то стоить она будет не менее 3 000 000, а вот в бухгалтерском балансе ее стоимость будет где-то 750 000 за вычетом амортизации – 300 процентов неточности! Иной пример – компьютерная техника. За сколько, по-вашему, времени устаревает купленный компьютер? Максимум года за два – а вот по российским стандартам бухучета (ПБУ) он устареет за срок от трех до пяти лет; и не раньше, то есть неточность оценки составит 50–150 процентов.
Использование непонятных, недостоверных, да еще и устаревших данных может привести только к ошибкам. Их цена для организации еще выше, если другой информации под рукой нет, а времени, необходимого для выработки правильного решения, как всегда, не хватает. Думающий руководитель это понимает и рано или поздно формулирует свои требования к управленческой отчетности и к срокам ее составления и представления ему.
Отчет в свободной форме
Каких-то специальных требований к управленческой отчетности нет, каждое предприятие имеет такую отчетность, которая с нужных сторон отражает деятельность предприятия. Однако можно выделить некоторые общие для всех организаций негласные правила раскрытия информации об активах и пассивах.
Виды активов или пассивов | Порядок раскрытия информации |
Недвижимость | Подтверждается регулярно публикующимися рейтингами стоимости крупнейших агентств недвижимости. Необходимо подтвердить право собственности на объект недвижимости. Также разъяснить вопрос с правом собственности на земельный участок, на котором возведен объект |
Сырье, материалы, товары | Указывается по наименьшей из величин: рыночной стоимости или стоимости приобретения. Можно подтвердить только настоящими ценовыми листами и накладными от поставщиков или покупателей, имеющих на рынке известность и устойчивую деловую репутацию |
Техника | Аналогично оборотным активам, но предпочтительнее учитывать по рыночной стоимости |
Дебиторская задолженность | Подтверждается договорами, актами сверок, исключая задолженность дочерних и зависимых фирм, процентные ставки тоже должны быть обоснованны |
Кредиторская задолженность | То же, что и кредиторская, только дополнительно раскрывается задолженность по налогам и сборам (может понадобиться акт сверки по налогам и сборам) |
Выданные и полученные займы и кредиты | Проценты и суммы займов и кредитов должны быть подтверждены договорами, а сами заимодавцы и займополучатели не должны быть взаимозависимыми с вашей фирмой |
Используя эти оценки, а также зная, на какие цели каждый день расходуются наличные и безналичные деньги фирмы, необходимо составить следующие документы: управленческий отчет о прибылях и убытках и управленческий баланс.
№ стр. | Наименование статьи и как следует раскрывать информацию |
1. | Выручка от продаж Указывается с учетом НДС за вычетом оборотов между компаниями, связанными с отчитывающейся организацией. «Раздувание» выручки путем проведения фиктивных сделок – мошенничество. |
2. | Прочие доходы Включаются: выручка от продажи имущества, сырья, а также проценты по выданным; полученные штрафные санкции по договорам; доходы от операций с ценными бумагами. |
3. | Материальные затраты Стоимость использованного сырья или покупная стоимость реализованных товаров, затраты на электроэнергию и коммунальные услуги для производства, аренда производственных помещений. Стоимость сырья и товаров следует брать по правилам таблицы 1. |
4. | Затраты по оплате труда Указываются полные выплаты по заработной плате сотрудников, участвующих в процессе производства или продаж, включая выплаты по «серым схемам» Здесь же указывается сумма налоговых начислений на заработную плату. |
5. | Управленческие расходы Затраты на персонал, не участвующий напрямую в процессе производства: аренда офиса, коммунальные платежи, зарплата с начислениями, канцтовары. Можно назвать их накладными расходами. |
6. | Затраты на продвижение и исследование рынка, PR, представительские расходы Затраты на персонал, участвующий напрямую в продвижении товара: «коммуналка», зарплата с начислениями, канцтовары, услуги сторонних рекламных агентств. Можно включить в состав накладных расходов, но лучше все-таки показать их обособленно. |
7. | Прочие затраты Проценты по полученным займам, кредитам, расходы по операциям с ценными бумагами, налоги на имущество и прибыль, которые уплачиваются в государственный бюджет |
8. | Прибыль |
Обратите внимание: из затрат, так же как и из доходов, необходимо убрать все операции по фиктивным договорам, используемым для налоговой оптимизации по уплате НДС и налога на прибыль. И еще если доработать бухгалтерскую программу или создать в Excel пару электронных таблиц, то составлять управленческую отчетность можно будет вообще каждый день.
Далее составляем управленческий баланс. Данные берутся по правилам таблицы 1, а величину прибыли можно взять из таблицы 2.
Активы предприятия | На начало периода | На конец периода | Пассивы предприятия | На начало периода | На конец периода |
Недвижимое имущество | Кредиторская задолженность поставщикам | ||||
Оборотные активы | |||||
Задолженность персоналу по зарплате | |||||
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков | |||||
Займы и кредиты полученные | |||||
Прибыль отчетного периода | |||||
Займы выданные | |||||
Задолженность по налогам | |||||
Прочие пассивы | |||||
Денежные средства | |||||
Прочие активы | Собственный капитал, вложенный в бизнес. | ||||
Итого: | Итого: |
Интересно, что все данные, кроме величины собственного капитала, вложенного в бизнес, вам известны, а эта величина определяется так:
- подсчитываются все активы и известные статьи пассивов;
- итоговая сумма активов и пассивов должна совпадать, поскольку Баланс есть равенство;
- из известной теперь общей величины пассивов вычитаем известные статьи и получаем искомое значение.
Интересно, что по этой величине банкиры, например, судят о том, как плотно собственник «сидит» в своем бизнесе; и чем эта величина больше, тем больше доверия он вызывает, так как в активы вкладывается большая часть его личных средств, да и полученной прибыли тоже.
И тут рискуем
Главный риск состоит в том, что управленческую отчетность предстоит отдать для изучения кредитному инспектору, и она будет какое-то время находиться в помещении банка. А значит, может попасть в недружественные руки, тем более что у правоохранительных органов при проверках банков, есть и возможности и полномочия изымать необходимые документы для анализа. Так, только в прошлом году произошли две крупные проверки российских коммерческих банков на предмет работы тех с фирмами-«однодневками»: в мае проводился обыск и выемка документов в «Юниаструм-Банке», а в декабре – в банке – «Нефтяной». Обыску подверглись даже подвальные помещения банка.
Представьте, что будет, если в милицейские руки попадет управленческая отчетность претендента на кредитование. Если ее сравнят с официальной бухгалтерской отчетностью компании, запросив ее под благовидным предлогом, то вполне реально получить два варианта последующего развития событий: налоговое и уголовное преследование фирмы и ее руководителей, или шантаж и вымогательство со стороны теперь уже нечистоплотных правоохранителей. Будьте осторожны.
Васильев Дмитрий, главный бухгалтер Фонда ИФРУ «Федеральное агентство финансовой информации»