Расчеты наличными по сделкам выглядят подозрительно
сегодня в 10:13 распечататьСуд рассмотрел очередное дело о доначислении налогов из-за фиктивности сделок. Основной причиной для сомнений в реальности отношений налогоплательщика с контрагентами на этот раз стали расчеты наличными.
Суть дела
ФНС провела выездную проверку деятельности ООО за период с 2019 по 2021 годы. По ее результатам было вынесено решение, согласно которому Обществу были доначислены НДС, налог на прибыль, НДФЛ, а также назначен штраф.
Основанием для доначисления стало признание неправомерными налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль, заявленных по операциям с несколькими контрагентами. Налоговый орган установил, что эти контрагенты не обладали реальной возможностью выполнить заявленные объемы работ (ремонтные, строительные и монтажные работы для магазинов «Пятерочка»), а их документооборот с Обществом был фиктивным. Фактически, по мнению инспекции, работы выполнялись силами самого Общества или другими лицами. Кроме того, чиновники установили, что расчеты по спорным сделкам осуществлялись, по большей части, наличными средствами.
Решения судов
Общество, не согласившись с решением налоговой инспекции, последовательно обжаловало его в суде первой инстанции и апелляции. Однако обе инстанции отказали в удовлетворении требований, поддержав позицию ФНС.
Не добившись успеха в нижестоящих судах, Общество подало жалобу в кассацию. Однако и там его постигла неудача. В обоснование своей позиции суды указали, что у контрагентов налогоплательщика действительно отсутствовала реальная деятельность: они не имели офисов по адресам регистрации, необходимого персонала, техники и материальных ресурсов. Выяснилось также, что и сами контрагенты указывали в своей отчетности поставщиков, которые не вели реальной деятельности.
Кроме того, первичные документы содержали недостоверные сведения, а исполнительной и сметной документации и вовсе не было. Обнаружены также случаи завышения стоимости работ.
Основной же довод против налогоплательщика состоял в том, что расчеты с контрагентами в основном велись им наличными средствами в крупных размерах без применения контрольно-кассовой техники, несмотря на наличие банковских счетов. Происходило это посредством передачи директору наличных денег. Меньшая часть оплаты по сделке производилась с помощью безналичного расчета, а большая - наличными деньгами. В связи с этим, суды пришли к выводу о необоснованной приоритетности наличного расчета над безналичным расчетом.
Выводы
Наличие формально правильных первичных документов (договоров, актов, счетов-фактур) не является безусловным подтверждением права на налоговые вычеты, если сделка не является реальной.
Бремя доказывания по таким спорам лежит на налогоплательщике. Именно компания-плательщик налогов и претендент на вычет обязана предоставить исчерпывающие доказательства реальности операций и исполнения обязательств конкретными контрагентами.
Отсутствие у контрагента персонала, активов, технической базы и ведение деятельности по «массовым» адресам рассматриваются как веские доказательства его недобросовестности.
Расчеты по сделкам с контрагентами с помощью наличных средств вызывают у налоговиков и судов отдельные сомнения в реальности хозяйственных отношений.
Источник - постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2025 по делу № А52-5305/2023.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com