Работы и должности, на которые можно принимать школьников во время каникул
вчера в 13:01 распечататьМинтруд разработал рекомендации для работодателей с перечнем работ, на которые допустимо привлекать несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет во время каникул.
Перечень рекомендуемых несовершеннолетним профессий и должностей приведен в письме Минтруда от 22 мая 2025 г. № 14-6/10/В-8758 и носит рекомендательный характер. Он составлен с учетом ограничений, предусмотренных ТК РФ. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время определена Федеральным законом № 565-ФЗ.
Основные правила заключения трудового договора с несовершеннолетними
- Трудоустройство несовершеннолетних происходит по общим правилам ТК РФ. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
- Трудовой договор с несовершеннолетним заключается при условии, что это легкий труд, не причиняющий вреда здоровью, с которым работник справится без ущерба для освоения образовательной программы. С несовершеннолетними в возрасте до 14 лет договор заключается с письменного согласия одного из родителей (попечителя), при их отсутствии с письменного согласия органа опеки.
- С работником в возрасте до 18 лет трудовой договор заключается только после предварительного обязательного медосмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, несовершеннолетние ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру за счет работодателя.
- Несовершеннолетним работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (статья 267 ТК РФ).
- Статьей 265 ТК РФ установлен запрет применения труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (класс условий труда 3, 4, подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4), на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).
- Запрещена переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
- Для несовершеннолетних согласно статье 92 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: для работников в возрасте до шестнадцати лет – не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – не более ¾ 35 часов в неделю.Оптимальным считается введения гибкого графика работы, принимая во внимание учебные нагрузки и индивидуальные потребности. Такой подход позволит обеспечить баланс между работой и обучением.
- Согласно статье 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы: для работников (включая работающих в период каникул) в возрасте от 14 до 15 лет – 4 часа, в возрасте от 15 до 16 лет – 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов; для работников, совмещающих учебу и работу в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет – 4 часа.
- Согласно статье 268 ТК РФ несовершеннолетних запрещено: направлять в командировку, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
- Нормы выработки для несовершеннолетних работников устанавливаются из общих норм выработки пропорционально установленной сокращенной продолжительности рабочего времени (часть первая статьи 270 ТК РФ).
- Для несовершеннолетних работников, получивших общее или среднее профессиональное образование, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором в соответствии с трудовым законодательством РФ (часть вторая статьи 270 ТК РФ).
Документы для трудоустройства подростка
Для оформления на работу подростка необходим следующий пакет документов:
14 лет | 15 лет | 16 – 17 лет |
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность | паспорт или иной документ, удостоверяющий личность | паспорт или иной документ, удостоверяющий личность |
трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности | трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности | трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности |
СНИЛС | СНИЛС | СНИЛС |
Документ об образовании или о квалификации либо наличии специальных знаний. Такими документами являются, в частности, аттестаты об основном общем или среднем общем образовании. Вместо аттестата может быть представлен другой документ, например, выданная справка об обучении. Этот документ необходим для того, чтобы установить режим рабочего времени без ущерба для освоения образовательной программы (ч. 3 ст. 63 ТК РФ) | Документ об образовании или о квалификации либо наличии специальных знаний. Такими документами являются, в частности, аттестаты об основном общем или среднем общем образовании. Вместо документа об образовании работодателю может быть представлена справка об обучении или о периоде обучения, которая выдается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. | Документ об образовании и (или) о квалификации либо наличии специальных знаний. Такими документами являются, в частности, аттестат об основном общем или среднем общем образовании, диплом о среднем профессиональном образовании. Вместо документа об образовании работодателю может быть представлена справка об обучении или о периоде обучения, которая выдается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. |
Медицинская справка о состоянии здоровья, которая выдается после прохождения обязательного предварительного медосмотра (ст. 69, ч. 1 ст. 266 ТК РФ) | Медицинская справка о состоянии здоровья, которая выдается после прохождения обязательного предварительного медосмотра (ст. 69, ч. 1 ст. 266 ТК РФ) | Медицинская справка о состоянии здоровья, которая выдается после прохождения обязательного предварительного медосмотра (ст. 69, ч. 1 ст. 266 ТК РФ) |
Документ, подтверждающий согласие одного из родителей (попечителя) на заключение трудового договора. Если другой родитель возражает против его заключения, необходимо учитывать мнение несовершеннолетнего, а также позицию органа опеки. | Письменное согласие одного из родителей (попечителя) | Документ воинского учета (если на момент заключения трудового договора несовершеннолетний поставлен на воинский учет)
|
Должности, на которые можно принимать несовершеннолетних
№ | Наименование отрасли экономики | Должность /профессия | Описание / характеристика видов работ | |||||
1. | Вне зависимости от отрасли | Гардеробщик | Выдача работнику или посетителю жетона с указанием номера места хранения вещей; выдача одежды и других вещей по предъявлению жетона; прием и размещение вещей на стеллажах/вешалках с соблюдением порядка; оказание помощи инвалидам и престарелым посетителям при раздевании и одевании;организация отдельной зоны для размещения инвалидных колясок, костылей и других средств передвижения;содержание в чистоте и порядке помещение гардеробной; проверка исправности номерных жетонов, стеллажей, вешалок. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
2. |
| Мойщик посуды | Выполнение следующих видов работ без применения вредных веществ: мойка посуды, приборов, подносов, инвентаря, инструмента, тары вручную и на посудомоечных машинах с применением моющих и дезинфицирующих средств с использованием специальной защитной одежды; очистка посуды от остатков пищи; обтирка и сушка посуды, приборов, подносов. | |||||
3. |
| Курьер | Выполнение доставки деловых бумаг, пакетов, писем, книг и т.п. Требования к образованию и обучению: основное общее образование. | |||||
4. | Промоутер | Стимулировать сбыт рекламируемой продукции или создание положительного образа заказчика и компании-производителя; анонсировать потенциальным покупателям о проходящей рекламной акции; раздавать рекламные материалы (листовки, анкеты, брошюры);привлекать потенциальных покупателей в торговую точку;консультировать покупателей по продукции заказчика и о компании- производителе на основе предоставленной информации; демонстрировать товар заказчика; вести учет расхода промоутируемой продукции; готовить отчеты о проделанной работе; строго соблюдать согласованный с (менеджером/супервайзером) график работ; размещать и убирать рекламное оборудование, в соответствии с нормативами ТК РФ в отношении допустимых нагрузок несовершеннолетних. Требования к образованию и обучению: основное общее образование. | ||||||
5. | Подсобный рабочий | Осуществление мелкого текущего ремонта инвентаря, поддержание надлежащего санитарного состояния и порядка на участке и прилегающей территории. Требования к образованию и обучению: основное общее образование. | ||||||
6. | Помощник кладовщика | Под присмотром специалиста может осуществлять следующий функционал: подготовка складских помещений к приему, отпуску товаров; помощь в приеме, размещении на складе и отпуск товаров с соблюдением норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, установленных постановлением № 7; участие в распределении товаров на складе; участие в проверке принимаемых и отпускаемых товаров на соответствие товарно-сопроводительным документам (количество, ассортимент и т.д.); участие в проведении учета товаров (инвентаризациях); поддержание чистоты и порядка на складе. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | ||||||
7. | Комплектовщик | Под присмотром специалиста может осуществлять следующий функционал с учетом норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей: приёмка/отгрузка товара на склад/со склада; проведение ежедневной сверки по отгрузке и приему; отбор, комплектация товара; участие в инвентаризациях; обеспечение сохранности товара; поддержание порядка на складе; переупаковка товара; маркировка продукции и печать наклеек. Требования к образованию и обучению: основное общее образование. | ||||||
8. | Уборщик территорий / дворник | Выполнение следующих видов работ с учетом норм предельно допустимых нагрузок: уборка городских и внутриквартальных территорий; уборка производственных и служебных помещений в производственных цехах и участках (без вредных условий труда); уборка городских лесов и парков от бытового мусора. Требования к образованию и обучению: основное общее образование. | ||||||
9. | Помощник эколога | Выполнение следующих видов работ: помощь в организации экологических акций (посадка деревьев, уборка парков); ведение журналов учета отходов. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | ||||||
10. | Рабочий по благоустройству и озеленению | Выполнение следующих видов работ: благоустройство и озеленение территорий муниципалитета; благоустройство территории образовательных организаций, спортивных площадок, мест отдыха (высадка цветов, кустарников, обрезка кустарников (без подъема на высоту и работы со специфичным оборудованием). При выполнении работ должны быть учтены нормы предельно допустимых нагрузок. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | ||||||
11. |
| Рабочий зеленого Хозяйства | Выполнение работ по подготовке почвы к посадке и посеву древесно- кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав; выполнение работ по посадке и посеву древесно-кустарниковой, цветочно- декоративной растительности и газонных трав; выполнение операций по уходу за древесно-кустарниковой, цветочно- декоративной растительностью, газонами. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | |||||
12. | Рабочий по благоустройству населенных пунктов | Выполнение следующих видов работ: уборка городских территорий от бытового мусора и листвы; участие в посадке растений и поливе зеленных насаждений. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | ||||||
13. | Уборщик служебных помещений | Выполнение следующих видов работ: уборка холлов, вестибюлей, коридоров, лестничных клеток служебных и других помещений общественных и административных зданий; удаление пыли с мебели, ковровых изделий, подметание и мытье вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон; влажное подметание и мытье лестничных площадок, маршей, мест перед загрузочными клапанами мусоропровода, удаление пыли с потолка, влажная протирка стен, дверей, плафонов, подоконников, оконных решеток, перил, чердачных лестниц; подметание и мытье площадки перед входом в подъезд; мытье пола, влажная уборка стен, дверей, потолков, плафонов кабины лифта; сбор и перемещение мусора в установленное место. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | ||||||
14. | Помощник делопроизводителя | Проведение несложных видов работ в делопроизводственном подразделении организации: выполнение технологических операций по обработке (приему, регистрации) почтовой и электронной корреспонденции, ее доставке по назначению; сканирование документов и ввод их электронных образов в систему электронного документооборота организации; компьютерный набор текста документов, заполнение таблиц; оформление презентационного материала; составление шаблонных писем; поиск документированной информации. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | ||||||
15. | Оператор колл- центра | Выполнение следующих видов работ: прием входящих звонков и сообщений от клиентов, касающихся ответов на запросы, обработки вызовов для предоставления услуг или приема жалоб; определение требований и ввод информации в компьютерную систему; диспетчеризация задач в другие подразделения в случае необходим ости; отправка писем, информационных бюллетеней и других документов клиентам. Требования к образованию и обучению: основное общее образование. | ||||||
16. |
| Укладчик- упаковщик | Выполнение фасовочных работ. Требования к образованию и обучению: основное общее образование. | |||||
17. | Помощник архивариуса | Осуществляет работу по ведению архивного дела на предприятии: прием и размещение дел (документов) в соответствии с выбранной в архиве схемой классификации и систематизации дел (документов); проведение проверки правильности формирования и оформления дел при их передаче в архив; участие в проведении экспертизы ценности документов; протоколирование решений экспертной комиссии организации; техническая обработка архивных дел (оформление обложек, титульных листов, листов заверителей, простановка архивных шифров, нумерация (перенумерация) листов); формирование связок архивных дел; размещение архивных дел; выдача из архива дел; физическое уничтожение дел с истекшими сроками хранения; заполнение полей учетных и информационно-поисковых баз данных, ведущихся в архиве; перевод справочно-поисковых средств к архивным документам в электронный вид; исполнение заказов на копирование архивных документов. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | ||||||
18. |
| Секретарь – администратор | Прием и распределение телефонных звонков организации; организация работы с посетителями организации; выполнение координирующих и обеспечивающих функций. Требования к образованию и обучению: основное общее образование. | |||||
19. |
| Обработчик справочного и информационного материала | Сбор, систематизация и кодирование информационного материала: конвертование подобранного материала, взвешивание и маркировка конвертов; упаковка конвертов в мешки и сдача их для отправки, оформление сопроводительной документации; рассылка абонентам приглашений на просмотр и получение корреспонденции; прием и учет поступающей почтовой корреспонденции. Требования к образованию и обучению: основное общее образование. | |||||
20. | Кастелянша | Участие в составлении актов на списание пришедшей в негодность специальной и санитарной одежды, обуви, белья и других предметов. Требования к образованию и обучению: основное общее образование. | ||||||
21. | Помощник распределитель работ | Обслуживание участка, цеха, выпускающего сложную номенклатуру изделий и имеющего разнообразную производственную кооперацию, под руководством распределителя работ более высокой квалификации или самостоятельное обслуживание участка с простой номенклатурой изделий и ограниченной производственной кооперацией. Обеспечение рабочих мест деталями, полуфабрикатами, инструментами, рабочими нарядами и другой технической документацией согласно сменному заданию. Прием заготовок, полуфабрикатов для участка. Сдача на склад готовых деталей. Сдача и количественный прием деталей, проходящих межоперационную обработку в других цехах и участках. | ||||||
22. | Легкая и текстильная промышленность | Швея (помощник швеи) | Выполнение на машинах или вручную подготовительных и простейших операций по пошиву изделий из различных материалов; пошив простых изделий; помощь закройщикам и швеям, вышивальщицам; намеловка на деталях изделия; нарезка изделий на единичные после оверлока; нарезка метражной фурнитуры, (ножницами шнур, кант, метражная молния, стропа и т.д.); чистка изделий, вышивки; упаковка изделий. Требования к образованию и обучению швеи: среднее общее образование или среднее профессиональное образование. Требования к образованию и обучению помощника швеи: без предъявления к образованию. | |||||
23. | Пищевая промышленность | Помощник кондитера | Помогает кондитеру в организации рабочего места. Выполнение заданий кондитера по изготовлению, презентации теста, полуфабрикатов, кондитерской и шоколадной продукции. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
24. |
| Помощник пекаря | Под присмотром специалиста участвует в замешивании теста, укладки готового теста в специальные формы, принимает участие в маркировке и изготовлении полуфабрикатов с соблюдением санитарных норм и правил. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
27. |
| Изготовитель пищи быстрого приготовления | В функциональные обязанности могут входить: приготовление простых блюд, включая бутерброды, салаты и холодные закуски; фасовка и упаковка готовой продукции; мытье, нарезка, измерение и смешивание продуктов для приготовления; обслуживание заказов на выдачу еды; соблюдение санитарно-гигиенических норм в рабочих зонах; проверка приготовленной пищи на соответствие требованиям качества и количества. При выполнении работ должны быть учтены ограничения на использование оборудования с высокой температурой (грили, фритюрницы) и исключить работу с открытым огнем (риск ожогов). Требования к образованию и обучению: среднее общее образование или среднее профессиональное образование. | |||||
28. |
| Фасовщик | В функциональные обязанности могут входить: упаковывает товар согласно требуемым условиям; маркирует, наклеивает бирки; занимается подготовкой упаковочного материала, складированием, разгрузкой тары; ведет сопроводительную документацию; осуществляет прием, складирование, возврат, отправку товара под руководством кладовщика или завсклада. Не допускается выполнение работ на технологическом оборудовании. Требования к образованию и обучению: среднее общее образование или среднее профессиональное образование. | |||||
29. | Продавец непродовольственных товаров / продавец продовольственных товаров
| Выполняет следующие функции: обслуживание покупателей: предложение и показ товаров, демонстрация их в действии, помощь в выборе товаров; оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования; упаковка товаров, выдача покупки или передача ее на контроль; контроль за чистотой и порядком на рабочем месте; подготовка товаров к продаже: распаковка, сборка, комплектование, проверка эксплуатационных свойств, проверка наименования, количества, сортности, цены, состояния упаковки и правильности маркировки; распаковка, осмотр внешнего вида, зачистка, нарезка, разделка и разруб товаров и т.д. | ||||||
30. |
| Помощник повара | Формовать хлебобулочные полуфабрикаты. Осуществлять выкладку товаров в витринах готовой продукции. Изготавливать салаты из полуфабрикатов высокой степени готовности (сборка) на основании технологических карт. Осуществлять маркировку и стикеровку готовой продукции и полуфабрикатов, следить за ее наличием. Выдавать покупателям готовую продукцию в зоне прилавка. Обеспечивать подготовку рабочего места и инвентаря к началу рабочего дня. По окончании рабочей смены проводить уборку рабочего места. Во всех ситуациях учитывать, что выполнение трудовой функции несовершеннолетнего работника не связано с производством, перевозкой либо перемещением спиртных напитков и табачной продукции. Не находиться в зонах, где продается либо хранится алкогольная и табачная продукция, исключать любой контакт с данной продукцией, в том числе | |||||
32. |
| Приемщик товаров | Выполнение следующих видов работ с учетом норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей: прием товаров; проверка целостности упаковки, наличия ярлыков и маркировки; проверка соответствия маркировки действительному наличию товаров в единице упаковки: пачке, кипе, ящике и т.д.; сортировка товаров по наименованиям, артикулам, ценам, размерам и пр.; размещение товаров на хранение и перемещение их внутри склада; подготовка товаров к инвентаризации. Требования к образованию и обучению: среднее общее образование или среднее профессиональное образование. | |||||
33. | Сельское хозяйство | Подсобный рабочий1 (разнорабочий) | Выполнение подсобных и вспомогательных работ в теплицах, осуществление ухода за посевами; проращивание семян, прореживание и дополнение ячеек, прополка посадочного материала в кассетах, полив и внесение подкормок; посев трав, посадка цветочной рассады, саженцев. Требования к образованию и обучению: среднее общее образование или среднее профессиональное образование. | |||||
34. |
| Помощник овощевода / помощник садовода / помощник цветовода / помощник плодоовощевода | Данный специалист выполнят функцию помощника при таких профессиях как: выполнение функций овощевода – помощь специалисту при посадке и выращивании качественных овощных культур и их сборке; выполнение функций садовода — помощь специалисту, который занимается культивированием и выращиванием многолетних плодовых, ягодных и декоративных культур и растений, также могут заниматься уходом за садом; выполнение функций цветовода – помощь специалисту в выращивании декоративных цветов, растений и древесных культур; выполнение функций плодовода – помощь специалисту в выращивании плодовых, ягодных растений и их сборке. При выполнении работы необходимо использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ). Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
35. | Помощник виноградаря (при условии исключения применения вредных веществ, | Выполнение немеханизированных операций по закладке виноградников и уходу за виноградниками, уборке винограда. При выполнении работы необходимо использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ). Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию | ||||||
36. |
| Помощник флориста | Выполняет первичную обработку срезанных цветов, растений и иного растительного материала. Осуществляет мытье емкостей, посуды из различных материалов (стекло, керамика, иные материалы), инструментов, применяемых при изготовлении флористической продукции, с применением веществ, не наносящих вред здоровью. Подготавливает к работе флористическую губку, аксессуары и иные расходные материалы. Изготавливает флористические изделия по образцам. Осуществляет уборку и поддерживает чистоту и порядок в местах изготовления флористических изделий. Производит упаковку готовой флористической продукции. При выполнении работы необходимо использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ).Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
37. | Оператор птицеводства (стажер) | Обслуживание различных систем кормления, поилки и кормораздатчики: кормление и поение птицы; внесение подстилки, подножной бумаги; удаление помета, подстилки, подножной бумаги; очистка кормушек, поилок; сбор яиц механизированным способом, вручную в тару; сортировка яиц по качеству, происхождению; нанесение маркировки на яйца механизированным способом, вручную; подсчет, передача яиц по категориям качества, происхождению, количеству; сдача яиц на яйцесклад, на реализацию, в инкубаторий. | ||||||
38. |
| Полевод | Выполнение следующих видов работ: проведение мероприятий для подготовки почвы к посеву сельскохозяйственных культур; посев сельскохозяйственных культур; Выполнение следующих видов работ: регулярный уход за растениями, включая полив, подкормку, прополку и обработку от болезней и вредителей; слежение за состоянием полей и ростом растений, контроль показателей, таких как влажность почвы, фазы роста культур и погодные условия; борьба с вредителями и болезнями, которые могут угрожать урожаю; проведение сбора урожая в оптимальное время, а также его последующая обработка и хранение. | |||||
39. |
| Приготовитель кормов | Выполнение следующих видов работ: проведение вспомогательных и подготовительных работ по варке и запариванию кормов, приготовление паст, настоев, отваров; смешивание, проращивание, дрожжевание, консервирование, обработка кормов; измельчение, дробление, размол, резка и рубка грубых, сочных кормов, концентратов и кормов животного происхождения; витаминизированная обработка кормов в ямах и траншеях; раздача кормов. Без предъявления требований к стажу. При выполнении работы необходимо использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ).Требования к образованию и обучению: среднее общее образование без предъявления требований к стажу работы. | |||||
40. |
| Приемщик сельскохозяйственн ых продуктов и сырья | Выполнение следующих видов работ: прием и сортировка сельскохозяйственных продуктов и сырья; взвешивание или измерение продукции и сырья; сортировка по установленным признакам; сельскохозяйственных продуктов и сырья; хранение принятой продукции. Без предъявления требований к стажу. Требования к образованию и обучению: среднее общее образование. | |||||
41. | Помощник специалиста в области механизации сельского хозяйства | Помощник: оказывает содействие в подготовке и организации механизированных работ на предприятии; помогает в проверке технического состояния сельскохозяйственной техники перед началом работ; участвует в организации технического обслуживания и мелкого ремонта машин и оборудования; проводит первичный учет работы техники (наработка, расход ГСМ и т.д.); участвует в составлении графиков технического обслуживания и ремонтов; помогает в оформлении документации, отчетов и технических журналов; содействует в подборе и комплектовании технических средств по агротехнологическим требованиям; может участвовать в обучении операторов технике правильной эксплуатации машин. | ||||||
42. | Помощник оператора машинного доения | Помощник: помогает в подготовке коров к доению (обработка вымени, фиксация животных); подает и убирает доильные аппараты по указанию оператора; своевременно подготавливает и очищает доильные установки и инвентарь; выполняет мелкие работы по уборке и поддержанию санитарного состояния в доильном зале; осуществляет транспортировку молока к месту хранения. | ||||||
43. |
| Помощник тракториста- машиниста сельскохозяйственн ого производства | Помощник: оказывает содействие в подготовке тракторов, комбайнов и сельхозмашин к работе (мойка, заправка, смазка, настройка); участвует в сцепке/расцепке тракторов с навесным и прицепным оборудованием; помогает при проведении технического обслуживания техники; сопровождает механизатора в полевых условиях, выполняет поручения по подвозке инструментов, запасных частей; участвует в уборке производственных площадок, навесов, мастерских; поддерживает порядок на рабочих местах и в стояночных зонах для техники; следит за наличием и исправностью инструмента и вспомогательного оборудования; работает под руководством тракториста-машиниста или бригадира. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
44. |
| Помощник специалиста по фитосанитарному мониторингу и контролю качества семян | Помощник: участвует в отборе проб семян, растений и почвы для проведения фитосанитарного анализа; подготавливает материалы и оборудование для полевых и лабораторных исследований; проводит маркировку и упаковку образцов; сопровождает специалиста при обследовании посевов на наличие сорных растений, вредителей и признаков болезней; осуществляет учет и регистрацию собранных образцов; проводит предварительную сортировку и визуальный осмотр семян; оформляет сопроводительные документы под контролем специалиста; соблюдает требования техники безопасности, охраны труда и санитарных норм. | |||||
5. |
| Помощник мастера растениеводства | Помощник: помогает в организации и проведении полевых работ по выращиванию сельскохозяйственных культур (посев, уход, уборка, подкормка); подготавливает и обслуживает сельскохозяйственную технику для выполнения работ (проведение мелкого ремонта, настройка); помогает в учете посевных площадей, объема урожая, расхода семян; соблюдает требования охраны труда и безопасности на рабочих местах. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
46. | Помощник специалиста по зоотехнии | Помощник: помогает в проведении наблюдений за состоянием здоровья животных (проверка питания, состояния кожи, шерсти, и других признаков); помогает в расчетах и составлении рационов питания для животных; участвует в регулировании условий содержания животных, включая температуру, влажность, освещенность в помещениях; выполняет простые процедуры по уходу за животными; составляет записи в журналах учета животных, фиксирует показатели производительности и здоровья; соблюдает технику безопасности, ветеринарные и санитарные правила при работе с животными. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. Без предъявления требований к стажу. | ||||||
47. |
| Помощник слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования | Помощник: подготавливает инструменты и оборудование для работы слесаря; помогает в разборке и сборке сельскохозяйственных машин и механизмов; помогает в проведении диагностики, выявлении неисправностей сельхозтехники (осмотр, визуальная проверка); выполняет простые работы по ремонту и сборке деталей (замена элементов, шлифовка, правка, пайка); участвует в сборке и установке агрегатов и узлов сельскохозяйственных машин; помогает в замене расходных материалов; соблюдает требования по охране труда, безопасности и санитарии в процессе работы; осуществляет контроль за состоянием рабочего места и соблюдает порядок на территории ремонта. | |||||
48. |
| Помощник агронома | Помощник: участвует в организации и контроле проведения полевых работ (вспашка, сев, обработка и пр.); проводит первичный мониторинг состояния растений и почвы; осуществляет сбор агрономической информации (погодные данные, влажность почвы, фазы роста растений и др.); ведет первичную документацию по агротехническим мероприятиям; участвует в организации учета урожайности и анализа результатов производственной деятельности; подготавливает материалы и данные для агронома по планированию работ; может взаимодействовать с механизаторами, агрономами, специалистами по защите растений. | |||||
49. |
| Помощник техника- механика в сельском хозяйстве | Помощник: помогает в подготовке сельскохозяйственной техники к эксплуатации, проведении технического обслуживания, ремонте и настройке машин; осуществляет контроль за состоянием машин, оборудует их необходимыми расходными материалами (топливо, масла, смазочные жидкости);выполняет диагностику сельскохозяйственной техники (проверка работы двигателя, трансмиссии, тормозной системы и других узлов); помогает в мелком ремонте и восстановлении неисправных деталей и агрегатов машин и оборудования; другие. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. Без предъявления требований к стажу. | |||||
50. |
| Помощник специалиста по семеноводству, селекции и генетике в растениеводства | Помощник: помогает в отборе семян и сортовых признаков растений для дальнейшего размножения; участвует в проведении полевых и лабораторных исследований для оценки сортовых и генетических характеристик растений; помогает в осуществлении экспериментов по улучшению сортов, их адаптации к различным климатическим и почвенным условиям; выполняет сбор данных о состоянии посевов, их продуктивности и генетических особенностях; участвует в реализации методов искусственного опыления, гибридизации и других селекционных операций; помогает в мониторинге развития растений др. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. Без предъявления требований к стажу. | |||||
51. | Лесное хозяйство | Подсобный рабочий | Выполнение работ по уборке городских лесов, парков и сельских районов от бытового мусора, валежника (без рубки сухостоя), благоустройство территорий лесных массивов. Требования к образованию и обучению: среднее общее образование или среднее профессиональное образование. | |||||
52. | Связь и информационные технологии | Помощник почтальона
| В зависимости от возраста несовершеннолетний может как самостоятельно, так под контролем специалиста осуществлять сортировку почтовой продукции, разносить почту, то есть письма, газеты, посылки, телеграммы по адресатам без прямого взаимодействия. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
53. |
| Оператор электронно- вычислительных и вычислительных машин | Арифметическая обработка первичных документов на вычислительных машинах различного типа с печатанием исходных данных и результатов подсчета на бумажной ленте и без нее. Выполнение суммировки, таксировки показателей однострочных и многострочных документов. Вычисление процентов, процентных отношений, операций с константой, возведение в степень, извлечение корня, хранение и накопление чисел в регистрах памяти. Требования к образованию и обучению: среднее специальное образование. | |||||
54. | Фотограф | Выполнение таких видов работ как: планирование и проведение фотографических съёмок, обработка отснятого материала. Требования к образованию и обучению: среднее профессиональное образование. | ||||||
55. |
| Помощник видеооператор а/ ассистент монтажера
| Выполнение таких видов работ как: планирование и проведение видеосъёмок, обработка отснятого материала, по возможности монтаж. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
| Помощник разработчика детской игровой продукции | Выполнение вспомогательных работ при создании игр с обеспечением исключения возможности нанесения вреда жизни и здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетнего помощь в доработке веб-версий игровых проектов; проверка кода модулей под контролем наставника; тестирование игровых механик на соответствие возрастным ограничениям; участие в создании справочных материалов для пользователей. | ||||||
57. |
| Тестировщик | Выполнение работ по проверке различных сценариев поведения пользователя при работе с программным продуктом с обеспечением исключения возможности нанесения вреда жизни и здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетнего. Для предупреждения преждевременной утомляемости пользователей средств мобильной связи и ПЭВМ рекомендуется организовывать рабочую смену путем чередования работ с использованием средств мобильной связи и ПЭВМ и без них. Рекомендуется организация перерывов на 5 - 10 мин. через каждые 30 – 35 мин. работы. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение | |||||
58. |
| Младший тестировщик | Выполнение работ по проверке различных сценариев поведения пользователя при работе с программным продуктом. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | |||||
59. | Помощник программиста | Выполнение работ с программным продуктом с обеспечением исключения возможности нанесения вреда жизни и здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетнего: формализация и алгоритмизация поставленных задач для разработки программного кода; написание программного кода; работа с системой управления версиями программного кода; проверка и отладка программного кода; проверка функциональности программ; создание комментариев к коду, описание простых алгоритмов;др. | ||||||
60. |
| Разработчик программного обеспечения | Выполнение работ с программным продуктом с обеспечением исключения возможности нанесения вреда жизни и здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетнего: формализация и алгоритмизация поставленных задач для разработки программного кода; написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными в базах данных;оформление программного кода в соответствии с установленными требованиями; | |||||
61. |
| Создатель цифрового контента/ SMM- Специалист | Выполнение следующих видов работ: создание текстовых, графических и видео-материалов для социальных сетей, блогов, сайтов; разработка стратегии продвижения бренда/продукта в социальных сетях; проведение съемки контента; монтаж коротких видеороликов с использованием базовых программ; взаимодействие с аудиторией в комментариях (ответы на вопросы, модерация); планирование публикаций, подбор изображений; проведение анализа эффективности созданного контента. Рекомендуется организация перерывов на 5 – 10 мин. через каждые 30 – 35 мин. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | |||||
62. |
| Помощник SMM-менеджера | Выполнение работ с обеспечением исключения контента, создание текстовых и графических материалов для социальных сетей под руководством наставника; анализ статистики публикаций; взаимодействие с аудиторией в комментариях (без обработки жалоб или негативных сообщений). Рекомендуется организация перерывов на 5 - 10 мин. через каждые 30 – 35 мин. работы.Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
63. | Оператор чат- поддержки | Выполнение следующих видов работ: консультирование клиентов по шаблонным вопросам; использование заранее подготовленных ответов; определение требований и ввод информации в компьютерную систему. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | ||||||
64. |
| Тестировщик приложений | Выполнение работ по поиску ошибок (т.н. «багов») в играх, мобильных приложениях или сайтах, участие в тестировании новых продуктов до их выпуска. Рекомендуется организация перерывов на 5 - 10 мин. через каждые 30 – 35 мин. работы. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | |||||
65. |
| Помощник веб-дизайнера | Создание макетов страниц; разработка базовых макетов веб- страниц с использованием графических редакторов (например, Figma, Canva); внесение правок в существующие дизайн-шаблоны на основе указаний старшего дизайнера; подбор цветовых схем и шрифтов; тестирование сочетаний цветов и шрифтов на соответствие целевой аудитории; создание палитр и типографических наборов для дальнейшего использования в проектах; добавление созданного контента на сайт; адаптация контента под мобильные устройства и различные браузеры; проверка корректности отображения элементов после публикации; проверка верстки на разных разрешениях экранов; обновление визуальных элементов; создание простых анимаций; поддержание актуальности; графических материалов на сайте. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
66. | Оператор ввода данных | Ввод текстовой информации в базы; проверка корректности данных; форматирование таблиц; формирование сводных таблиц с базовыми показателями; визуализация данных, др. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | ||||||
67. |
| Специалист по машинному обучению/ ML- инженер | Сбор и настройка алгоритмов машинного обучения для выполнения конкретных задач; разработка, тренировка и тестирование моделей для достижения оптимальных результатов; интеграция обученных ML-моделей в существующие продукты, процессы и системы; отслеживание производительности ML-моделей, их обновление и дополнительная настройка; подготовка презентаций и документации. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | |||||
68. | Разработчик мобильных приложений | Проектирование архитектуры приложения; написание и оптимизация кода; тестирование и отладка; интеграция сторонних сервисов; создание пользовательского интерфейса; поддержка и обновление приложения. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение | ||||||
69. |
| Разработчик | Выполнение работ в создании приложений для переносных устройств от телефонов до приборов учета Рекомендуется организация перерывов на 5 - 10 мин. через каждые 30 – 35 мин. работы. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | |||||
70. | Сервис, оказание услуг населению | Визажист/помощни к визажиста | Выполнение работы по подбору макияжа для человека. Требования к образованию и обучению визажиста: среднее профессиональное образование. Требования к образованию и обучению помощника визажиста: без предъявления к образованию. | |||||
71. | Официант/помощник официант
| Основные функциональные обязанности: прием заказа на бронирование столика и продукцию на вынос и доставку в организации питания;обслуживание гостей в холле организации питания; выполнение вспомогательных работ по обслуживанию гостей в зале организации питания; выполнение вспомогательных работ по обслуживанию гостей в баре организации питания; уборка столов посуды. | ||||||
72. |
| Помощник бариста/Барист | Приготовление кофейных напитков т иных безалкогольных напитков (соки, лимонады); обслуживание клиентов в кафе (без работы с кассой); управление оборудованием; учет и инвентаризация; мойка кофемашин; уборка столов и мойка посуды с использованием специальной защитной одежды и СИЗ. Требования к образованию и обучению Баристы: среднее общее образование или среднее профессиональное образование. Требования к образованию и обучению помощника Баристы: без предъявления к образованию. | |||||
73. |
| Помощник библиотекаря | Оказание помощи при работе с читателями и пользователями, выполнение поручений по комплектованию и обеспечению инвентарем, поиск книг, заполнение карточек и формуляров, библиотечная обработка книг, работа с электронным каталогом с обеспечением исключения возможности нанесения вреда жизни и здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетнего.Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
74. |
| Помощник корреспондента (репортера)
| В функциональные обязанности могут входить выполнение работ по написанию новостных материалов, а также материалов в жанре интервью, репортаж, заметка под руководством квалифицированного специалиста с обеспечением исключения возможности нанесения вреда (включая нравственного) жизни и здоровью несовершеннолетнего. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
75. |
| Администратор | Встреча и проводы гостей, сопровождение; консультирование по телефону; информирование о деятельности организации; ведение несложной документации в соответствии со спецификой организации. Требования к образованию и обучению: среднее общее образование. | |||||
76. | Агент рекламный | Осуществление в качестве посредника работу по представлению и продвижению товаров, услуг, коммерческих идей, выполнению комплекса мер, направленных на содействие их реализации или достижение других маркетинговых задач, с соблюдением действующих этических норм рекламирования товаров, услуг. | ||||||
77. |
| Помощник рекламного агента | Осуществление в качестве посредника работы по представлению товаров, услуг; информирование потенциальных покупателей и потребителей о новых товарах, услугах, раскрывая их специфические особенности, о практическом использовании объекта рекламы; стимулирование потребителя к повторным покупкам товара и обращению за услугами; составление и представление в установленные сроки отчетности. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
78. | Здравоохранение , физическая культура и социальное обеспечение | Помощник вожатого (организации отдыха детей и их оздоровления) | Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
79. | Грумер | Гигиенический уход за животными, включая проведение мероприятий, таких как уход за шерстью животного (стрижка, вычесывание, тримминг), подрезание когтей, чистка ушей, мытье животного, обработка зубов, гигиеническая обработка глаз. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | ||||||
80. | Ассистент (помощник) ветеринара | Мытье и кормление животных; сопровождение или доставка животных в лечебный кабинет и их удерживание в течение лечения; стерилизация бутылок, мензурок и другого оборудования; сбор и регистрация информации о животных: уход за животными, включая проведение мероприятий, таких как мытье, расчесывание, подрезка и стрижка меха, подрезка когтей и прочистка ушей. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | ||||||
81. | Рабочий по уходу за животными (запрет на работу с опасными животными) | Мытье и кормление животных; сопровождение или доставка животных в лечебный кабинет и их удерживание в течение лечения; стерилизация бутылок, мензурок и другого оборудования; сбор и регистрация информации о животных: уход за животными, включая проведение мероприятий, таких как мытье, расчесывание, подрезка и стрижка меха, подрезка когтей и прочистка ушей. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | ||||||
82. | Помощник воспитателя | Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими). Требования к образованию и обучению: среднее общее образование. | ||||||
83. |
| Младший воспитатель | Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем. Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
84. | Культура и искусство | Артист вспомогательного состава театров, концертных организаций и цирков | Участие в массовых сценах спектаклей (представлений, программ), исполняет мимические роли в балетных спектаклях, используя при этом свои природные данные, а также элементы актерского мастерства, приобретенного в практической деятельности с обеспечением исключения возможности нанесения вреда жизни и здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетнего Требования к образованию и обучению: среднее профессиональное образование или среднее общее образование без предъявления требований к стажу работы. | |||||
85. |
| Ассистент экскурсовода (гида) | Вспомогательная деятельность по сопровождению при оказании экскурсионных услуг.Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение. | |||||
86. | Контролер-билетер кинотеатра | В функциональные обязанности входит запуск зрителей в фойе или в зрительный зал, проверку билетов при входе, помощь зрителям в поиске места, ответы на вопросы посетителей. | ||||||
87. |
| Ассистент звукооператора | Выполняет задания звукооператора и звукооформителя по шумовому оформлению фильма. Требования к образованию и обучению: среднее общее образование или среднее профессиональное образование. | |||||
88. | Помощник реквизитора | Участвует в обслуживании съемок, телепередач, спектаклей, концертов, цирковых выступлений и репетиций предметами реквизита и драпировками под руководством реквизитора; отбирает и получает на складе предметов реквизита, драпировок, мебели, подобранных художником, укладка и их упаковка; Участвует в мелком ремонте предметов реквизита, драпировок, мебели непосредственно на спектаклях, концертах, цирковых выступлениях, съемках, телепередачах и репетициях. Требования к образованию и обучению без предъявления к образованию. | ||||||
89. | Общественные объединения | Помощник специалиста по работе с молодежью | Участие в организация мероприятий.Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. | |||||
90. |
| Помощник культорганизатора | Требования к образованию и обучению: без предъявления к образованию. |
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com