Проблемы валютного счета

Проблемы валютного счета

04.07.2007 распечатать

Несмотря на валютную либерализацию, которую пропагандирует наша страна, заключение сделок с иностранными партнерами по сей день не может обойтись без открытия специального валютного счета. Казалось бы, какая разница, какой счет открывать — рублевый или же валютный? Практика показывает что она все-таки есть.

Для открытия валютного счета нужно представить в банк следующие документы:

  • заявление об открытии валютного счета;
  • нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации;
  • карточки с образцами подписей руководителя (первая подпись), главного бухгалтера (вторая подпись) и оттиском печати (два экземпляра, один из них должен быть заверен нотариально);
  • справку о постановке организации на учет в налоговой инспекции;
  • копию справки о присвоении организации статистических кодов;
  • копию свидетельства из Фонда социального страхования о постановке на учет;
  • справку из банка, в котором открыт расчетный счет.

Банк может потребовать и некоторые другие документы (например, копии приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера организации). Полный перечень бумаг, необходимых для открытия валютного счета, можно уточнить в самом банке.

Бумажная «душа» счета

Типового бланка заявления на открытие валютного счета не предусмотрено, поэтому каждый банк разрабатывает свою форму. Бланк заявления можно получить непосредственно в кредитной организации, причем ее сотрудники обязаны вам помочь с заполнением бланка. Заявление составляют в одном экземпляре.

А вот для карточки с образцами подписей и оттиска печати уже предусмотрен типовой бланк, форма которого утверждена указанием Банка России от 21 июня 2003 г. № 1297-У.

По общему правилу банк принимает платежные документы к исполнению, если их подписали два должностных лица организации. Как правило, это руководитель (первая подпись) и главный бухгалтер (вторая подпись).

Однако на практике право подписывать банковские документы руководитель может предоставить и другим работникам. Например, в одной фирме право первой подписи принадлежало заместителю директора, а право второй подписи — заместителю главного бухгалтера.

В карточке должны быть приведены образцы подписей всех должностных лиц, которые имеют право подписывать платежные документы. Образцы подписей и оттиска печати заверяют у нотариуса. Если в компании нет работника, которому может быть предоставлено право второй подписи (например, в штате отсутствует должность главного бухгалтера), в карточке указывают только образец подписи руководителя (первая подпись).

Обратите внимание, что если организация изменила название или в ней сменились работники, имеющие право подписи, карточку нужно незамедлительно переоформить.

Три вместо одного

Открытие валютного счета предполагает открытие трех счетов для учета операций с иностранной валютой (Инструкция Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И). Так, на основании представленных документов банк откроет:

  • текущий валютный счет — для учета валюты, находящейся в распоряжении организации (в том числе валютной выручки, оставшейся после ее продажи);
  • транзитный валютный счет — для учета поступившей валютной выручки (до ее продажи);
  • специальный банковский счет — для учета операций с ценными бумагами, кредитами и займами, которые получены или выданы иностранным партнерам в валюте.

Об открытии валютного счета вы обязаны в течение семи дней сообщить в вашу налоговую инспекцию, напоминают эксперты бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера».

Банковское обслуживание

Что касается расходов на открытие счета, то в бухучете они учитываются в составе прочих и отражаются так:

Дебет 91-2 Кредит 51
— оплачены услуги банка по открытию валютного счета.

За последующие услуги банка по обслуживанию счета придется уплачивать комиссию. Ее сумма устанавливается по взаимному соглашению между банком и клиентом в договоре на расчетно-кассовое обслуживание. Оплата может производиться как в рублях, так и в валюте, причем банк вправе ее удержать самостоятельно.

Пример

ЗАО «Экспорт» заключило договор на продажу продукции с американской компанией Goods Ltd. на сумму 40 000 долл. США.

6 июля выручка поступила на валютный счет ЗАО «Экспорт». Сумма комиссии банка составила 400 долл. США. В этот же день банк списал эту сумму со счета «Экспорт».

Условно полагаем, что курс доллара США на эту дату составил 26 руб./USD.

Бухгалтер «Экспорт» сделает такие проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1
1 400 000 руб. (40 000 USD × 26 руб./USD) — отражена выручка от продажи;

Дебет 52-1-2 Кредит 62
1 400 000 руб. (40 000 USD × 26 руб./USD) — зачислена выручка на транзитный валютный счет;

Дебет 76 Кредит 52-1-2
14 000 руб. (400 USD × 26 руб./USD) — на основании выписки банка списана сумма комиссии;

Дебет 91-2 Кредит 76
14 000 руб. — сумма комиссии учтена в составе прочих расходов.

В налоговом учете расходы фирмы на оплату услуг банка можно учесть как расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264, ст. 273, 320 НК) или внереализационные расходы (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК).

Организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет расходы на оплату услуг банков (п. 4 ст. 252 НК), прописав это в учетной политике.

Т. Макарова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...