Придумай слоган для налоговой!

15.12.2011 распечатать

ФНС обещает больше не донимать граждан напоминанием о том, что спать спокойно в нашей стране может лишь тот, кто заплатил все налоги. Разумеется, отменять обязательные налоговые платежи никто не собирается. В небытие уходит только сам знаменитый рекламный слоган «Заплати налоги и спи спокойно», объявленный некорректным и репрессивным.

Да, этот вариант соцрекламы, долгое время служивший налоговой службе верой и правдой, перестал ее устраивать. «Получается, что человеку говорят: заплати налоги, чтобы от тебя отстали», – прокомментировала желание сменить имидж начальник управления ФНС по работе с налогоплательщиками Лариса Катышева. По ее словам, при этом создается образ налоговой службы как некоего карательного органа.

Золотое правило нравственности

Новую форму взывания к совести граждан ФНС ищет с помощью фестиваля-конкурса социальной рекламы «Золотое правило», объявленного среди региональных управлений в июле текущего года. Всего в этом «соцсоревновании» участвовало более 100 рекламных роликов, из которых компетентное жюри (представители Общественного совета при ФНС РФ) отобрало 10 лучших. Они и были с помпой презентованы журналистам на очередном заседании пресс-клуба ФНС. Г-жа Катышева напомнила собравшимся основную цель конкурса: изменить общественное мнение о системе налогообложения в целом, побудить каждого члена общества взглянуть на обязанность платить налоги как на инвестиции в собственное благополучие и достойное будущее своих детей: «Нельзя к налогоплательщику относиться так, как будто он априори что-то скрывает, априори виноват, потому что иначе мы никогда не избавимся от образа некой бездушной машины, которая собирает деньги и не говорит, куда они пойдут».

Don't worry be happy

Просмотр оставил двойственное впечатление. Стремясь во что бы то ни стало убедить граждан, что платить налоги – это «не страшно, а приятно», авторы роликов привычно давили либо на жалость, дескать, «подумайте о детях, цветы жизни просто зачахнут, если вы промедлите с исполнением своего гражданского долга», либо на чувство страха.

Образы детей использовали в работах несколько управлений ФНС. «Мама и папа платят налоги, и я буду, потому что это правильно» – ролик со слоганом «Заплати налоги и будь счастлив».

Мальчик рисует город будущего, в котором будут прекрасные парк, стадион и еще много чего. «Достойное будущее наших детей это наши налоги!» – прозрачный намек, что в противном случае и про стадион, и про парк бедному ребенку придется забыть. А если ему негде будет физически развивать, продолжают тему авторы другого ролика, то в голову ему могут прийти «невообразимые идеи» и он покатится по наклонной плоскости (в кадре мелькают подворотни и подвалы, в которых проводят время неблагополучные подростки). «Детское счастье задача ответственных взрослых. Ваши налоги идут на добрые дела!» – уверяют они (стало быть, в этом кто-то сомневается). А вот в кадре пернатые: «Где-то когда-то давно существовал налог на воробьев (истинная правда), но в России – только разумные налоги. Заплати!»

«Налоги – это государство! Государство – это мы!» – разъясняет с экрана уроженка Липецка, чемпионка по легкой атлетике Ксения Вдовина. Ей можно верить, у нее мама налоговый инспектор.

А вот креатив для молодежи: два парня в аэропорту спорят, кто первый познакомится с приглянувшейся им девушкой. Один беспрепятственно проходит за ней на посадку, а второго останавливают – он оказывается налоговым должником. Вывод: «Заплати и лети».

Мрачные ассоциации

Опрос столичных бухгалтеров, «рожденных в СССР», проведенный корреспондентом «Мосбуха», показал, что вторая часть пока еще действующего слогана ФНС – та, где про «спи спокойно», несмотря на отсутствие явной угрозы все же напрямую ассоциировалась у них с похоронами и кладбищами. Траурная процессия, почетный караул, винтовочный залп: «Спи спокойно, дорогой товарищ. Мы отомстим за тебя».

Мульти-пульти-ФНС

Мультсериал «Новый год без долгов»: Дед Мороз, олицетворяющий, видимо, налогового инспектора, посреди зимы будит залегшего в спячку медведя и интересуется у него, заплатил ли тот налог на имущество. Рассерженный медведь дает понять, что заплатил, разумеется, после чего получает новогодний подарок и отправляется в берлогу досыпать. Во второй части сериала Снегурочка чуть не сходит с ума, понимая, что может не успеть перечислить транспортный налог.

«Рассказ о Фоме и налогах» тоже мультяшный, но плюс ко всему еще и рифмованный. Некий Фома любил пользоваться всеми благами жизни, но не любил платить налоги. И доигрался: «На улицах грязь и полиции нет... «Заплати же налоги!» – ему ответ. Будут все дружно жить, если каждый будет налоги платить!». Впечатляет... Вот только от рифмы «фома-семья» С. В. Михалков, чей сюжет всем известного стихотворения про упрямого Фому интерпретировали молдавские налоговики, содрогнулся бы, скорее всего.

В электронно-эротическом формате

Авторы нескольких видеороликов рассказывают, какие сервисы предоставляет ИФНС России и в чем их удобство. Первый: мужчина нервничает днем, на работе и никак не может заснуть ночью. Его явно терзают какие-то тягостные мысли. Для исправления ситуации магаданские налоговики рекомендуют ему посетить «Личный кабинет налогоплательщика – кабинет психологической разгрузки».

И наконец мультфильм «Сдать за один день». Это «эротический триллер» (так сказано в титрах) рассказывает о двух менеджерах среднего звена. Один пытается сдать налоговую декларацию традиционным образом, обивая пороги кабинетов, простаивая в пробках и очередях и натыкаясь на страшных монстров (альтер эго налоговиков?), которые наотрез отказываются ее принять. В итоге не успевает на свидание с супругой, за что и получает от благоверной по полной программе. Между тем у его коллеги, который подал декларацию через Интернет, все складывается гораздо успешнее – он наслаждается сексом с десятками женщин. Чтобы снятый на бюджетные деньги «эротриллер» не был воспринят как призыв к половой распущенности, авторы заканчивают его призывом: «Развивайте бизнес, занимайтесь любовью, уделяйте внимание близким».

Экспресс-анализ

Варианты новых слоганов ФНС, абстрагировавшись от видеоряда, по нашей просьбе анализирует действительный член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС), кандидат филологических наук Елена Кара-Мурза:

- Хочется поблагодарить руководство ФНС за возможность поразмышлять над функционированием русской речи в «трепетной» сфере налогообложения и к тому же познакомиться с самосознанием, ауторефлексией представителей этой службы.

«Заплати налоги и будь счастлив». По сравнению со старым здесь изменилось мало: глобальное состояние счастья представляется сильно зависящим от налоговой дисциплины.

«Заплатите налоги!» Это «голое» требование снова намекает на принудительный характер налогообложения, на то, что налоговые службы, хотя и адресуются ко взрослым, платежеспособным, ответственным людям, в принципе не нуждаются в аргументации.

«Ваши налоги идут на добрые дела» Побуждение отсутствует, зато есть аргумент, по какой причине надо платить налоги, – это прогресс!

«Новый год без долгов». Аргументация здесь, на мой взгляд, строится на психологии налогоплательщика как маленького человека – с маленькими интересами, заботами и горизонтами; снова тот же подтекст – скинуть проблему (заплатить налоги, жить БЕЗ долгов) и абстрагироваться от этого государства-Левиафана. Слабый слоган.

«Налоги – это государство! Государство – это мы!» Используется этатистская (государственническая) аргументация, в которой ценностями выступают макросистема (Государство) и неопределенная макрообщность (Мы), а опять-таки не человек (микросоциальная единица). Слоган построен не на доказательстве (на коммуникации, при котором подразумевается диалог участников, хотя бы в рамках «учитель – ученик»), а на абстрактных утверждениях и строгих силлогических схемах мысли – тоже принудительных! Это слоган в старом духе.

«Достойное будущее детей – это наши налоги». Наконец-то в едином смысловом поле оказываются ЛЮДИ, в интересах которых собираются НАЛОГИ, причем такие существа, которые являются абсолютной гуманистической ценностью, – ДЕТИ.

Но по ходу этой мысли происходит ценностная подмена: более значимое, экзистенциальное понятие (будущее детей) сводится к инструментальному (налогам). Напрашивается логико-стилистическая правка: «Наши налоги – это достойное будущее детей». При всей бездоказательности этого суждения, при отсутствии непосредственной побудительной силы (здесь отсутствуют призывы к нужному действию – к уплате налогов) оно, по-моему, в наибольшей степени отвечает тому заданию, которое поставлено в выступлении Л. Катышевой. В нем, во-первых, правильно расставлены ценностные акценты, а во–вторых, оно построено как открытая смысловая структура, на основе которой можно создать целую рекламную кампанию: «Налоги – это исходная точка, это основа, на которой можно организовать всякие полезные дела».

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...