Отчитываемся по средствам ФСС. Поводом для возврата к этой теме послужило вступление в силу нового нормативного акта, в котором содержатся разъяснения, касающиеся порядка назначения и выплаты указанного ежемесячного пособия, но уже лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию." />Пособие по уходу за ребенком для неработающих граждан: новые разъяснения - Бухгалтерия.ru
Пособие по уходу за ребенком для неработающих граждан: новые разъяснения

Пособие по уходу за ребенком для неработающих граждан: новые разъяснения

27.06.2008 распечатать

Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет является одним из видов государственной поддержки граждан, имеющих детей. О нем мы писали ранее в статье Отчитываемся по средствам ФСС. Поводом для возврата к этой теме послужило вступление в силу нового нормативного акта, в котором содержатся разъяснения, касающиеся порядка назначения и выплаты указанного ежемесячного пособия, но уже лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию.

С 4 июня 2008 года начал свое действие совместный приказ от 16.04.2008 Минздравсоцразвития России № 177н и ФСС России № 91. Новый документ в основном посвящен вопросам назначения и выплаты пособия матерям, отцам, опекунам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, но фактически ухаживающим за ребенком.

В прошлом году совместным приказом от 13.04.2007 Минздравсоцразвития России № 270 и ФСС России № 106 в отношении упомянутых пособий также давались разъяснения. Однако в них говорилось об определении среднего заработка, используемого при расчете пособий по уходу за детьми до полутора лет, исключительно в отношении работающих граждан по трудовым договорам. Кроме того, в прошлогоднем документе сообщалось о реализации права на получение данного вида помощи от государства предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами), иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно проживающими на территории РФ.

В этой статье мы коснемся анализа отличий в процедурах назначения и выплат упомянутых пособий для работающих и неработающих граждан. Подробно остановимся на общих вопросах их назначения, выплат и возврата излишне выплаченных сумм подобной государственной поддержки.

Получатели пособия

Получатели пособия по уходу за ребенком до полутора лет делятся на две категории. Первую составляют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию, вторую — не подпадающие под этот вид обеспечения, но фактически ухаживающие за ребенком.

Обратите внимание: лицами, подлежащими социальному страхованию, считаются граждане, работающие по трудовому договору, и те, кто самостоятельно обеспечивает себя работой и своевременно выплачивает взносы в Фонд социального страхования РФ. К лицам, не подлежащим социальному страхованию, можно отнести неработающих граждан, например, домохозяек.

Право на получение этого пособия у лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию, появилось 1 января 2007 года (п. 12 ст. 1, 5 Федерального закона от 05.12.2006 № 207-ФЗ). К ним относятся другие родственники, если родители:

  • умерли (объявлены умершими);
  • лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
  • признаны безвестно отсутствующими;
  • признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка;
  • отбывают наказание в местах лишения свободы;
  • находятся под стражей в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
  • отказались взять ребенка из воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждений (ст. 13 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ (далее — Закон № 81-ФЗ)).

Родственникам, фактически ухаживающим за ребенком, пособие выплачивается с момента установления перечисленных выше фактов. Это определяется датой таких документов, как вступивший в законную силу приговор суда, соответствующее решение органа опеки и попечительства, заключение учреждения здравоохранения и т. д. (ст. 14 Закона № 81-ФЗ).

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований (ст. 13 Закона № 81-ФЗ). Если гражданин решит получать первый вид пособия, то в орган социальной защиты населения нужно представить справку из органа государственной службы занятости населения о том, что он не получает пособие по безработице (п. 2 совместного приказа от 13.04.2007 Минздравсоцразвития России № 270 и ФСС России № 106).

Обратите внимание: приемные родители не могут получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Об этом говорится в пункте 4 разъяснений, утвержденных совместным приказом от 16.04.2008 Минздравсоцразвития РФ № 177н, ФСС РФ № 91.

Периоды выплаты пособия

Лицо, не подлежащее обязательному социальному страхованию, может получить пособие только в органе социальной защиты населения по месту жительства. Назначается оно за период с рождения ребенка до достижения им возраста полутора лет. Причем претендент на помощь от государства может обратиться в этот орган с заявлением не позднее шести месяцев со дня исполнения ребенку полутора лет. Тогда гражданину за все время ухаживания за ребенком должны выплатить денежные суммы в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период (п. 2 совместного приказа от 16.04.2008 Минздравсоцразвития России № 177н и ФСС России № 91).

Для неработающих граждан пособие установлено в твердой сумме. Его ежемесячный размер с 1 января 2007 года составляет:

  • по уходу за первым ребенком — 1500 рублей;
  • за вторым и последующими детьми — 3000 рублей.

С начала 2008 года его величина изменилась на 8,5 процента (письмо ФСС России от 05.03.2008 № 02-18/07-1931). Таким образом, в текущем году лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию, должны получать при ухаживании за первым ребенком ежемесячно 1627,5 рублей, за вторым и последующими детьми — 3255 рублей.

Если ребенок родился до 2007 года, то его родители, опекуны, не ведущие предпринимательскую деятельность и не состоящие с кем-либо в трудовых отношениях, могут рассчитывать на получение ежемесячного пособия по уходу за малышом исключительно за период с 1 января 2007 года и по достижении ребенком полутора лет.

Пример 1

Домохозяйка К.И. Семенова обратилась в департамент социальной защиты населения для выплаты ей пособия по уходу за ребенком 15 марта 2008 года. Ее единственному ребенку 1 марта 2008 года исполнилось полтора года. Соответствующий орган соцзащиты назначил и выплатил ей сумму в размере 21 255 рублей, в том числе:

  • 18 000 руб. (12 мес. × 1500 руб.) — за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года;
  • 3255 руб. (2 мес. × 1627,5 руб.) за период с 1 января 2008 года по 28 февраля 2008 года.
Если случилось горе

Существуют ли какие-то особенности расчета пособия по уходу за ребенком до полутора лет если в семье случилось горе, и малыш не дожил до указанного возраста? В таком случае лица, которые осуществляли уход за ребенком, имеют право на получение ежемесячного пособия за период с момента рождения ребенка до дня его смерти. Отметим, что такой порядок распространяется на застрахованных лиц, а также граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, но применительно

к детям, родившимся после 1 января 2007 года. Для незастрахованных лиц в отношении ребенка, появившегося на свет до 1 января 2007 года, период выплаты пособия начинается с вышеуказанной даты.

Со дня смерти ребенка выплата ежемесячного пособия прекращается. Поэтому его получатели обязаны своевременно оповещать организации, которые выплачивают суммы такой государственной помощи. На это им отводится один месяц с момента наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия. Такой же срок отводится и для информирования о фактах, связанных с изменением размеров пособий (п. 3 совместного приказа от 16.04.2008 Минздравсоцразвития России № 177н и ФСС России № 91).

Возврат переплаченных сумм пособий

Как было сказано выше, основаниями для удержания излишне выплаченного пособия являются:

  • представление получателем пособий документов с заведомо неверными сведениями;
  • сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров.

Обстоятельства, влекущие прекращение выплаты ежемесячного пособия в органах социальной защиты населения, не повод для возврата переплаченных сумм (см. пример 2) (ст. 19 Закона № 81-ФЗ, п. 3 совместного приказа от 16.04.2008 Минздравсоцразвития России № 177н и ФСС России № 91).

Пример 2

Домохозяйка Н.И. Петрова получила 3 июня 2008 года пособие по уходу за вторым ребенком в размере 3255 руб. за текущий месяц. 15 июня 2008 года Н.И. Петрова устроилась на работу. В этом случае часть суммы ежемесячного пособия за период с 15 по 30 июня 2008 года органу социальной защиты населения возвращать не нужно.

Аудитор Н.Н. Семерня

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...