Последние дни ФСНП

Последние дни ФСНП

18.04.2003 распечатать

Жизнь в «остывающем теле» полиции еще теплится и бухгалтерам пока не стоит расслабляться

Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№4, 2003)

Налоговые полицейские Москвы даже не предполагали, что будут отмечать свое одиннадцатилетие в столь непраздничной обстановке. Незадолго до годовщины президент подписал указ о ликвидации ФСНП. Однако, как выяснил наш эксперт Ислам РАМАЗАНОВ, жизнь в «остывающем теле» полиции еще теплится и пока бухгалтерам не стоит расслабляться.

Президент ликвидировал службу налоговой полиции в начале марта. Тем не менее, как сообщил нам один из сотрудников центрального аппарата ФСНП России, до 1 июля все останется как прежде. А с середины лета вопросами уклонения от уплаты налогов займется милиция.

Почему ФСНП ликвидировали?
Сразу после сообщения об упразднении налоговой полиции самые разные чиновники принялись на все лады говорить о том, насколько полиция была бесполезной службой. Коллеги полицейских из МВД высказали мнение: дескать, полицейские дублировали их функции и выполняли ту же работу, но хуже, чем сами милиционеры. Другие чиновники заметили, что полицейские не справились с поставленными перед ними задачами, поэтому денег на них государство потратило больше, чем от них получило.
Но, пожалуй, самое оригинальное высказывание о кончине налоговой полиции принадлежит министру по налогам и сборам Геннадию Букаеву. На следующий день после выхода указа главы государства на коллегии Минфина он заявил, что полицейские вместо пополнения бюджета занимались ловлей налоговых преступников. "Ну и доловились", — резюмировал он.
Ликвидация службы стала неожиданностью даже для руководства ФСНП. "О том, что службу будут реформировать, говорилось не раз. Но никто не ожидал, что так радикально", — сообщил нам один из сотрудников московского управления ФСНП. О причинах ликвидации полиции он предпочел не высказываться, но заметил, что скорее всего это не связано с результатами работы полицейских.
По словам нашего собеседника, полицейские находились в подвешенном состоянии только первые два дня после указа. В московских отделениях, а также в самом столичном управлении утром 11 марта начальники собрали всех подчиненных на экстренные совещания и объявили об указе президента. Сначала полицейские оказались в замешательстве. Некоторые принялись звонить своим знакомым адвокатам, юристам и спрашивать у них: "А что теперь с нами будет?" Затем почти вся московская полиция накрыла столы и принялась за горячительные напитки (оставшиеся после празднования Международного женского дня). 11 марта никто не работал. Через некоторое время появилась информация о том, что до 1 июля полицейские все же должны ходить на работу. Поэтому вскоре все вошло в обычное русло. "Бегства и увольнений нет. Все работают нормально. Нужно завершить текущие дела", — отметил наш собеседник.

50 тысяч голосов мимо президента
Вместе с тем на "земле" (так сотрудники правоохранительных органов называют низовые подразделения) настроения у полицейских не столь радужные. По словам Алексея В., сотрудника одного из отделов УФСНП по г. Москве, изменения они на себе сразу почувствовали. "Конечно, всем обидно. Думаю, теперь президент не досчитается на выборах 50 тысяч голосов в свою пользу. Но пока официально о том, что мы безработные, нам начальство не объявляло. Зато начальники уже не требуют возбуждения уголовных дел и не устраивают публичные порки", — пояснил Алексей.
Как сообщил оперативник, полиция по-прежнему выезжает на проверки, хотя теперь им работать сложнее. "Предприниматели все время говорят, что полиции уже нет, и не пускают нас в офисы", — заметил полицейский. Те уголовные дела, которые полицейские уже успели возбудить, они до сих пор расследуют. Но постепенно эти дела полицейские передают в прокуратуру, которая и решит, куда их в дальнейшем направлять.
По словам Алексея, с налоговыми инспекциями они вообще прекратили всякое сотрудничество. Эти слова нам подтвердили и в нескольких московских инспекциях. "Начальник нашего отдела (документальных проверок. — Прим. ред.) недавно сказала, чтобы мы не отправляли в налоговую полицию больше никаких запросов и не посылали акты проверок. Но, честно говоря, от их работы и до этого не было толку", — пояснила Ирина М., налоговый инспектор одной из столичных ИМНС.
Между тем, согласно планам главы государства, весь личный состав ФСНП России с ее зданиями, техникой, оружием и т. д. будет передан Государственному комитету по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Вот только сможет ли "наркотический" госкомитет приютить у себя 50-тысячную армию налоговых полицейских — неизвестно. Во всяком случае пока на этот счет разъяснений нет.
Еще более туманным выглядит будущее кузницы кадров полицейских — Академии налоговой полиции. Впрочем, как сообщили нам в академии, ликвидация ФСНП пока их не коснулась. "Упразднение службы для нас тоже было неожиданностью. Но пока мы работаем в обычном режиме: занятий никто не отменяет. Академия имеет государственную лицензию и аккредитована как образовательное учреждение. Мы пока не знаем, какому ведомству нас передадут. Вероятнее всего МВД. Тогда и изменится название", — пояснил нам один из высокопоставленных сотрудников академии ФСНП. По словам нашего собеседника, специалисты в сфере экономической безопасности, которых готовит академия, нужны во всех правоохранительных органах. Поэтому они не опасаются ликвидации.

"Налоговая милиция"
Как мы уже отметили, "основные средства" ФСНП будут переданы в комитет по борьбе с наркотиками. Контроль же за налогоплательщиками с 1 июля постепенно будет переходить в МВД. В частности, под крыло Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП МВД РФ).
В руководстве МВД пока скупятся на комментарии о том, как же они будут раскрывать налоговые преступления. Зато более откровенными оказались рядовые сотрудники милиции. "Честно говоря, с полицейскими у нас отношения сложные. Мы нередко ловили их на взятках", — пояснил Андрей С., оперативник одного из отделов по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) Центрального округа столицы. По его словам, пока ему неизвестны случаи перевода в их подразделение бывших сотрудников полиции. При этом Андрей честно признался, что среди его коллег никто ничего в налогах не смыслит.
Очевидно, что передача контроля за налогами милиционерам не сулит бухгалтерам ничего хорошего. Конечно, в первые полгода фирмам опасаться нечего. Пока будут передаваться дела и образовываться новые подразделения, милиции будет не до проверок. Зато потом все может обернуться против предприятий.
Как отметил один из московских налоговых полицейских, полномочия налоговой полиции были четко расписаны в доступных для всех инструкциях. Права же сотрудников МВД — тайна за семью печатями. Они регулируются в основном Законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции", Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и внутренними документами. В этих документах права милиционеров определены нечетко. "Те же оперативники отделов по борьбе с экономическими преступлениями привыкли иметь дело с кражами, разбоями, взятками и т. д. Методы работы у них более жесткие, чем у полиции. Мы практически никогда за налоговые преступления не держали людей в камерах (у нас даже мест таких не было). А в милиции подержать человека в изоляторе — обычное дело", — пояснил налоговый полицейский. Таким образом, по его словам, для предпринимателей могут наступить не лучшие времена.

А напоследок я скажу...

18 марта, в День налоговой полиции, на Маросейке, 12, штаб-квартире ФСНП России, состоялась прощальная коллегия. На ней собрались генералы налоговой полиции из разных регионов страны. Бывший глава ФСНП Михаил Фрадков поздравил с праздником своих подчиненных и напутствовал их не забывать о службе в налоговой полиции. Сказанные им 22 января на предыдущей коллегии слова о том, что налоговая полиция состоялась как самостоятельный правоохранительный орган, он вспоминать не стал. Вместо этого он отметил, что решение о ликвидации ФСНП было "стратегически правильным и выверенным".
Приехавший поздравить полицейских министр внутренних дел Борис Грызлов отчасти пролил свет на их дальнейшую судьбу. Он сообщил, что при МВД будет создана федеральная служба по расследованию экономических и налоговых преступлений. В новую структуру войдут милиционеры из ГУБЭП и полицейские. Всего не более 15 тысяч сотрудников. Если учесть, что одних полицейских сейчас более 50 тысяч, нетрудно догадаться, что большинству из них места в МВД не найдется.


Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.