Поправки, требующие поправок

Поправки, требующие поправок

18.10.2005 распечатать

В поправках, которые Правительство предлагает Госдуме внести этой осенью в первую часть Налогового кодекса, приятных моментов немало. Но и расслабиться бухгалтерам они не дадут.

По словам Юрия Васильева, председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы, время для законодательных инициатив было выбрано самое что ни на есть удачное. Мол, и бизнес хочет, и Федеральная налоговая служба готова. Надо менять! Надо так надо: в Госдуме сейчас лежат три законопроекта, правда, как отметил г-н Васильев, «ни один из них не решает полностью задач совершенствования налогового администрирования». Ближе всех к идеалу, по мнению депутата, правительственный проект, в разработке которого принимали активное участие представители малого, среднего и крупного бизнеса. На него и будут ориентироваться законодатели в своей дальнейшей работе.

Вот только при ближайшем рассмотрении начинают грызть сомнения: неужто бизнесмены действительно захотели для себя такого «совершенствования»?

Баланс плюсов и минусов

Первый момент: законодатели собираются закрепить в Налоговом кодексе четкие сроки времени проведения выездных проверок. В течение одного года их может быть максимум две, причем за эти проверки налоговики должны охватить все налоги, уплачиваемые предприятием. Сейчас они могут приходить на предприятие хоть десять раз в году – главное, чтобы проверяли при этом разные налоги. А вот следующее изменение уже не столь приятно: максимальная продолжительность проверок может достигать 14–15 месяцев. С учетом того, что в году всего 12 месяцев, возникает сомнение: то ли законодатели где-то ошиблись, то ли нас ждут еще более глобальные изменения в виде продления календарного года месяцев этак до 30-ти.

Правда, на последних парламентских слушаниях Сергей Шаталов, замминистра финансов, «успокоил», сообщив, что не всегда проверки будут длиться так долго. Иногда они будут гораздо короче – два или три месяца. Но в «некоторых случаях» (например, при необходимости проведения встречных проверок) за такой короткий период времени инспекторам с предприятием не справиться, поэтому сроки нужно будет продлевать.

Ничуть не меньшее удивление вызвали и поправки, касающиеся камеральных проверок. В законопроекте прописано, что при камералке нужно не только контролировать правильность заполнения декларации и арифметики. В рамках камеральной проверки должна проходить серьезная аналитическая работа: сравнение данных отчетности со сведениями за другие периоды, сопоставление налоговой и бухгалтерской отчетности. Фактически законодатели окончательно превращают камеральную проверку в выездную, только проводиться она будет на территории инспекции.

Впрочем, здесь опять есть приятный для бухгалтеров момент: создатели законопроекта прописали в кодексе закрытый перечень документов, которые налоговые инспекторы смогут запрашивать в рамках камеральной проверки. Правда, он распространяется только на организации, желающие возместить налог из бюджета. Для тех компаний, которые занимаются добычей полезных ископаемых или претендуют на какие-либо льготы, перечень запрашиваемых документов будет утверждать Минфин. Копии этих документов нужно будет предоставлять не в пятидневный срок, как сейчас, а в течение десяти дней после получения требования.

В рамках обычной камералки – по декларации за отчетный период – документы будут запрашивать, только если были выявлены существенные отклонения между данными отчетных периодов. В этом случае бухгалтеру придется объяснить в письменной форме, откуда взялись те или иные отклонения, и пояснить их по существу, с приложением выписок из регистров налогового и бухгалтерского учета.

По окончании камеральной проверки налоговые инспекторы будут составлять акт и направлять его в организацию. У нее будет 15 дней, чтобы предоставить свои возражения в налоговую инспекцию.

Только хорошее

Если законопроект примут, то за периоды, когда у фирмы не было деятельности, можно будет вместо нулевых деклараций по всем налогам сдавать одно уведомление.

Переплаты и возмещения наконец можно будет зачитывать между бюджетами. То есть если вы переплатили, например, НДС, то сможете зачесть его в счет будущих платежей по налогу на имущество. Отчасти это решит проблему таких ошибок в КБК, из-за которых деньги уходят не в тот бюджет.

Депутаты собираются упростить и способ уплаты налогов – не обязательно делать это через банковский счет. Сумму, которую организация должна бюджету, можно будет заплатить прямо в налоговой инспекции, через кассу.

Интересное дополнение

Законопроект, как утверждают его разработчики, не является истиной в последней инстанции. Депутаты собираются принять его в первом чтении, а ко второму как следует доработать. И было бы хорошо, если бы они по максимуму сохранили те разумные и необходимые бухгалтерам моменты, о которых было сказано выше.

Еще лучше стало бы, если бы законодатели учли предложения заместителя председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрея Макарова. Он посоветовал уточнить права и обязанности налогоплательщиков и налоговых инспекций. Причем так, чтобы каждому праву фирмы соответствовала обязанность и, что самое главное, ответственность инспекции или ее сотрудника.

Сделать это необходимо хотя бы потому, что ответственность фирм перед законом всегда конкретна. За свои провинности они расплачиваются собственными деньгами. Тогда как за ошибки налогового инспектора всегда платит государство, причем деньгами налогоплательщиков. Г-н Макаров предложил радикальный, но в какой-то степени очень разумный шаг – установить ответственность каждого конкретного налогового инспектора за свои действия. Вполне возможно, что если бы инспекторы знали, что за каждый неправомерно выписанный штраф или за каждый необоснованный отказ в возмещении НДС отвечать будут они лично своими деньгами, это уменьшило бы их излишнее и не всегда оправданное усердие.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.