Подозрительный автограф

Подозрительный автограф

04.02.2009 распечатать

«Потренируйтесь и аккуратно распишитесь», — большинство из нас первый раз услышали эту фразу в паспортном столе. Однако практика показывает, что более полезной была бы иная рекомендация: «Поставьте такую подпись, которую вы впоследствии без труда сможете воспроизвести».

По ходу дела

Многие бухгалтеры, юристы и менеджеры ставят свою подпись на документах по несколько раз на дню. И, несмотря на то, что собственный росчерк — это привычка, выработанная годами, иногда случаются сюрпризы, и подпись получается не очень похожей на привычный автограф.

Сразу отметим, что закон не запрещает гражданам видоизменять подпись (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 июля 2008 г. по делу № А05-12851/2007). Поэтому несоответствие автографа росчерку в паспорте, на накладной или в платежном поручении само по себе не влечет никаких санкций. В то же время человеческий фактор — явление непредсказуемое, и обвинителями неаккуратно расписавшегося предпринимателя чаще всего оказываются его же собственные контрагенты, а также налоговики, таможенники, сотрудники банка и пр. Если вас смутила подпись, то, прежде чем предпринимать активные действия, стоит попытаться выяснить, при каких обстоятельствах был поставлен автограф. Например, на накладной отсутствует подпись начальника, а, точнее, там присутствует некий значок, отдаленно напоминающий росчерк руководителя, но есть печать компании, которая призвана его заверить. Ведь оттиск ставится только на роспись директора, а заявлений о краже печати не было. Таким образом, вполне логично предположить, что спорный документ просто неудачно подписан руководителем (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 июля 2008 г. по делу № А05-12851/2007). Кроме того, всегда можно направить фирме-контрагенту письмо, в котором запросить подтверждение того, что подпись под интересующим Вас документом была выполнена именно руководителем предприятия. Здесь же следует изложить причину Ваших сомнений — существенное отличие росписи директора на проблемной накладной и, например, на договоре, подписанном при представителе Вашей компании.

Сам себе эксперт

Впрочем, можно попытаться определить подделку подписи самостоятельно. Например, с помощью обыкновенной лупы удастся заметить, что кое-где движение ручки у расписывающегося было замедленное, где-то видны неровные стыки штрихов. Можно вывести на чистую воду и подпись, сведенную на стекле. У такого «рисунка» будет утолщение штрихов к низу и различное направление движений при выполнении деталей подписи. Кстати, если такой документ дойдет до суда и будет отправлен на экспертизу, то специалист моментально отметит наличие частиц красителя на оборотной стороне листа, которые попали туда с оригинала подписи.

Если же смутившая вас подпись на документе изобилует сдвоенными штрихами, прямые линии на них странно и неестественно изгибаются, а округлые штрихи становятся угловатыми — скорее всего, ее просто срисовали карандашом, а потом обвели ручкой «набело».

Достаточно легко увидеть и такую роспись, которую как бы «выдавливали» по определенным штрихам. В глаза сразу бросятся вдавленное отображение штрихов контура подписи на лицевой стороне документа и выпуклое — на оборотной, а также неполное совмещение следов давления контура подписи со штрихами ручки.

Если же выяснить, чья подпись красуется на важном документе, мирным способом не удалось, а под угрозой крупная сделка, то в этом случае, скорее всего, придется прибегать к помощи арбитражного суда.

Последняя надежда

Скажем сразу — одного обвинения для признания подписи фальшивой недостаточно. Другое дело, если получатель подозрительно подписанного документа предоставит доказательства такого обмана. Но в том случае, когда сторона, подписавшая спорный документ, будет отрицать состоятельность этих доводов, установить истину сможет только суд.

Будьте внимательны — если вы сочли, что поставленный вами товар получил не тот, кому его адресовали (поэтому и подпись не похожа), и решили разрешить конфликт с помощью арбитров, то в иске, помимо основного требования, необходимо четко сформулировать заявление о фальсификации доказательств либо ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы.

Автограф на карточке

Специалисты компании «Гарант» советуют обратить внимание на то, что особенно остро вопрос достоверности подписи встает при оформлении платежных поручений. Согласно Инструкции от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» при открытии счета оформляется банковская карточка, содержащая образцы подписей и оттиска печатей компании. Данный документ заполняется с применением пишущей или электронно-вычислительной машины шрифтом черного цвета либо ручкой с чернилами черного, синего или фиолетового цвета, а применение факсимильной подписи для заполнения полей карточки не допускается. И именно с образцом, содержащимся в указанной карточке, сотрудники банка сверяют подписи на платежных поручениях

Электроника сменит чернила

Любая подпись на бумажном носителе, в первую очередь, имеет целью утвердить автора, свидетельствовать подлинность и гарантировать неизменность документа после его подписания, — отмечают эксперты компании «Гарант». Однако так как обычная роспись обладает множеством недостатков, вполне закономерны попытки найти альтернативные варианты заверения документов. В настоящее время самую важную роль здесь играет электронная цифровая подпись. Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», ЭЦП — это реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки и полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа. Он позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Действительно, главными свойствами подписи должны являться ее уникальность, предохраняющая от подделки, и возможность ее идентифицировать. Этим критериям, несомненно, отвечает и ЭЦП за счет использования двух ключей — открытого, который необходим для идентификации, и закрытого, известного только владельцу сертификата ключа подписи. Функции ЭЦП, таким образом, полностью соответствуют ее бумажному аналогу, а по надежности заверения, несомненно, превосходят его, поэтому использование электронного документооборота между организациями будет получать все большее и большее распространение.

Уже сейчас нормы законодательства предусматривают, что содержание документа на бумажном носителе, заверенного печатью и преобразованного в электронный документ, может заверяться электронной цифровой подписью уполномоченного лица. В случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, ЭЦП в электронном документе, сертификат которой содержит необходимые при осуществлении данных отношений сведения о правомочиях его владельца, признается равнозначной по отношению к собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью.

Анна Будневич

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.