Почему налоговики не любят убытки?

10.07.2014 распечатать

Задача ФНС обеспечить систематическое поступление денег в казну. Надо отдать должное, налоговая служба со своей задачей справляется. В этом свете можно понять, почему инспекторы критически относятся к фирмам, работающим в минус. Николай Визер, старший юрисконсульт юридической компании «Туров и Побойкина – Сибирь»,  нашел аргументы, которые научат ревизоров  «любить» отчетность с убытком.

Важно помнить, что согласно статье 2 ГК РФ, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Это означает, что прибыль от коммерческой деятельности вовсе не гарантирована, а, скорее, даже наоборот, бизнесменам приходится приложить очень много сил, чтобы ее получить. Выходит это не у всех. Поэтому значительное число предпринимателей разоряется в первый же год с начала деятельности, и кому, как не налоговым инспекторам, этого не знать. Другие же коммерсанты постоянно балансируют на уровне безубыточности своей фирмы. И лишь небольшая часть налогоплательщиков обеспечивают стабильные поступления в бюджеты всех уровней. Таким образом, получение компанией убытков никаких законов не нарушает и является довольно распространенным явлением. Тогда с чем же связана «нелюбовь» ревизоров?

Проблемы неизбежны

Для признания деятельности предпринимательской необходимо иметь лишь направленность на получение прибыли. Однако это не спасает бизнесменов от проблем с инспекторами при возникновении убытков, которые могут быть вызваны самыми естественными причинами. Среди очевидных: экономический кризис, нарушение конъюнктуры рынка, несоблюдение контрагентами порядка и срока расчетов, ошибки руководства и исполнителей, валютные колебания и так далее.

Однако убытки могут быть признаком целого ряда противоправных действий директора и учредителей: уклонения от уплаты сборов, вывода активов, преднамеренного банкротства, мошенничества и большого числа других правонарушений. В любом случае, они неизбежно уменьшают сумму поступлений в бюджет. Если убытки находятся за пределами так называемых естественных причин, то инспекция может попытаться вернуть деятельность компании в «нормальное русло» теми способами, которые ей доступны.


Наиболее частым и простым вариантом решения проблемы «убытков» является вариант просто не показывать их...


Инструментов воздействия в ФНС несколько. В организацию может позвонить инспектор и задать вопрос о причинах появления определенной суммы в определенной графе, он может также лично прийти в компанию или направить соответствующий запрос. Необходимо отметить, что согласно статье 93.1 НК РФ, «В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке». Таким образом, контролеры в своих вопросах ничем не ограничены и могут отправлять их не только проблемной компании, но и всем ее контрагентам. При этом отказ от предоставления данных может повлечь ответственность и принятие более жестких мер к фирме.

В особо серьезных случаях дело рискует закончиться полномасштабной проверкой или визитом правоохранительных органов, так как ряд действий руководства компании может укладываться в рамки одной из статей УК. При этом законодательство разрешает контролерам одновременно использовать несколько способов воздействия на фирму. Особенно негативно чиновники реагируют в тех случаях, когда компания систематически показывает прибыль, а потом начинает демонстрировать убытки. В этом случае внимание ревизоров гарантировано. Тем же, кто только начал свою деятельность, подобные вопросы задают крайне редко.

Что делать?

«Что делать?» – такой вопрос резонно возникнет у руководителя компании. Ответ «работать без убытков» вряд ли кого-то удовлетворит, так как не у всех получается справиться с ворохом проблем в бизнесе оперативно.

Наиболее частым и простым вариантом решения проблемы является вариант «не показывать убытки». То есть бухгалтеры намеренно вносят изменения в отчетность, например, проводя документы иным периодом, чтобы показать хотя бы минимальную прибыль (любой специалист учета навскидку назовет с десяток таких способов). При этом необходимо помнить, что такие действия могут быть признаны грубым нарушением правил учета доходов или расходов, что, в соответствии со статьей 120 НК, влечет налоговую ответственность. Правда, инспекторы обычно предпочитают «закрывать глаза» на те случаи искажения отчетности, которые повлекли увеличение платежей в бюджет. Да и сумма штрафа за подобное правонарушение вряд ли способна кого-нибудь всерьез напугать – всего 10 000 рублей.

Если же «манипуляции» с отчетностью не приводят к появлению в нужной графе желаемых цифр, необходимо быть готовым пояснить инспектору причины появления убытков, и сделать это нужно максимально подробно. Задача состоит в том, чтобы убедить контролера в том, что ничего необычного или противозаконного не происходит и деятельность компании очень скоро вернется в «нормальное русло».


Причин получения убытков можно назвать несколько, и чем их больше, тем проще будет обосновать свою позицию...


Игнорировать запросы ФНС или отвечать «отписками», ссылаясь исключительно на свое право получать убытки в условиях неопределенности рыночной ситуации – будет большой ошибкой, ответная реакция может быть довольно агрессивной.

Ответ должен быть письменным и по возможности подкреплен документально. Как я уже отмечал, ссылаться можно на две группы факторов – внешние и внутренние (хотя деление это очень условное). К первым относятся различного рода экономические кризисы, курсовые и ценовые колебания, неисполнение контрагентами своих обязательств, то есть те причины, на которые организация и ее менеджмент не в состоянии существенно повлиять. Доказательствами наступления таких событий могут служить выписки с профильных информационных ресурсов, дополнительные соглашения и спецификации к договорам иски и претензии к контрагентам.

Внутренними факторами будут являться чрезвычайные происшествия, приобретение нового имущества (здания, транспорт, оборудование), ремонт зданий или помещений, корпоративные конфликты, увольнение ключевых специалистов, потеря значимых клиентов и так далее. Каждый из этих фактов также может быть подтвержден специальными документами: договорами, приказами, выписками с банковских счетов.

Причин получения убытков можно назвать несколько, и чем их больше, тем проще будет обосновать свою позицию. «Объяснительную» стоит закончить прогнозом на будущее, согласно которому в скором времени организация обязательно начнет работать с прибылью. Обещание желательно выполнить, иначе выездная налоговая проверка практически гарантирована. Поэтому компании в этом случае нужно на всякий случай быть готовой к контрольному мероприятию.

Все вышесказанное относится к тем случаям, когда убытки являются частным случаем в экономической жизни компании. Однако если данная проблема повторяется регулярно, то нужно думать уже не только о налоговых инспекторах, но и о том, как сделать свой бизнес эффективным. От этого выиграют и компания, и государство.


Николай Визер, для журнала «Расчет» 


Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Как правильно общаться с налоговой инспекцией?

Как правильно сдать документы для камеральной проверки

25 запрещенных приемов в камералке

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.